Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема №11. Психология отношений человека.




1. Общение: виды и характеристики, классификации.

2. Личность и группа. Проблема взаимодействия.

3. Интимные межличностные отношения. Их психологическая характеристика.

4. Проблема совместимости в психологии.


ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ НА СЕМИНАРАХ

МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Тема №1. Предмет и задачи психологической науки и практики.

Семинар №1

1. Наука как способ познания мира. Его преимущества и ограничения.

2. Психология в системе наук. Выигрыш или драма?

3. Классификация и характеристика психических явлений.

4. Донаучный период в развитии психологии. Сравнение позиций Аристотеля и Платона.

5. Основные направления научной психологии: предмет, исследовательские процедуры, персоналии.

Литература: [3, 7, 8, 10, 17]; [20, 27].

Семинар №2

1. Основные отечественные научные школы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, С.Д. Максименко, В.А. Романець и др.).

2. Основные методологические принципы психологии: единства сознания и деятельности, развития, детерминизма.

3. Методы психологических исследований.

4. Теория отражения: уровни и виды, особенности психического отражения.

Литература: [3, 7, 10, 17, 20, 25, 26, 29]; [17].

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, почему психологию мы можем считать наукой, что является основным предметом изучения психологии?

2. Что является объектом психологии? Как вы понимаете мысль о том, что в психологии сливаются объект и субъект познания?

3. Можно ли утверждать, что главной задачей психологии как науки является установление психологических закономерностей в жизнедеятельности? Объясните ответ.

4. Можно ли утверждать, что психическая деятельность возникла как механизм активного отражения действительности живыми организмами?

5. Правильно ли названы главные функции психики: отражательная, регуляторная, приспособительная?

6. Можно ли утверждать, что развитие способности к отражению является результатом борьбы за выживание биологических систем?

7. Правильно ли указана последовательность этапов развития психики: раздражимость, чувствительность, научение, инстинкт, интеллектуальная деятельность, сознание?

8. В основу разделения психологии на отрасли могут быть положены различные принципы. Заполните таблицу №1 «Структура современной психологии» и объясните каждый принцип.

Таблица 1

По характеру деятельности По развитию По принципу отношения личности и общества
       

 

9. Проанализируйте таблицу №2 «Сравнительная характеристика житейской, научной и практической психологии».

Таблица 2

Сравнительная таблица

Критерии сравнения
    Основа ния Объект Предмет Форма пред-ставленности предмета Цель Инструмент Способ Результат Способ представлен- ности результата
Типы психологического знания Научная психология Парадигма Идеализированные конструкты, верифицируемые через систему наук Проблема Гипотеза Разработка модели Рефлексивные модели Эксперимент Закон (законообразная связь) Текст-обоснование
Практическая психология Научно-практический концепт Индивидуальные характеристики общих процессов, верифицируемые через объекты научной психологии Клинический случай Запрос клиента перераспределяемый в гипотезу по модели Помощь Понимание Техники Разрешение проблемы клиента Описание случая как взаимодействие психолог-клиент
Житейская психология Обыденный опыт Феноменология жизни Житейская ситуация Драма, трагедия, страх – понимаемые через метафору, аналогию Совет, рекомендации Проникновение (в частности,через все формы эмпатии) Манипулирование Переживание (по Василюку) Молва-байка

 

10. Назовите основные принципы психологического исследования. Что дает психологу руководство этими принципами? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?

11. Достаточна ли следующая характеристика сознания: сознание – это высшая форма психики, которая сформировалась в процессе общественно-исторического развития человека?

12. Возможен ли переход из неосознанного в осознаваемое и наоборот?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных