Тема №10. Психология познавательных процессов. Непосредственное чувственное отражение
Непосредственное чувственное отражение. Абсолютная и разностная чувствительность. Абсолютные пороги (нижний и верхний).
Классификация ощущений.
Понятие о восприятии. Его виды и свойства Законы восприятия.
Восприятие как действие. Восприятие пространства, времени, движения.
Многозначность определения внимания. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Теория внимания. Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и их экспериментальные исследования. Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания - основная феноменальная характеристика внимания. Использование метода самонаблюдения для описания явлений и свойств внимания. Избирательность - как одно их важных свойств внимания. Стадии развития внимания. Внимание - важнейшее условие любой деятельности. Прикладные аспекты в изучении внимания. Рассеянность и способы ее преодоления. Поэтапное формирование внимательности школьников. Исследование внимания в клинике и его значение.
Общие представления о памяти. Виды памяти. Память как психические процесс. Основные факторы и закономерности психологии памяти. Влияние различных факторов на процесс запоминания: установок, мотивации, эмоциональных реакций, отношения субъекта к задаче. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем. Кривая забывания Эббингауза. Развитие памяти. Прикладные аспекты изучения памяти. Мнемотехника. Исследования нарушений памяти и их значение в клинике.
Воображение его определение и функции. Развитие воображения.
Воображение и творчество. Воображение и органические процессы. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого.
Мышление и познание. Виды мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное и словесно - логическое мышление. Проблемы понятийного мышления. Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи. Аргументы и факты, подтверждающие несовпадение мышления и речи, наличие развивающихся отношений между ними. Речевое мышление как единство мышления и речи. Специфика психологического изучения понятий. Основные линии формирования понятий: описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Индивидуальные особенности и типы мышления. Понятие о задаче, структура задачи, ее условия и требования. Специфика творческих задач. Виды проблемных ситуаций. Основные стадии развития мышления в фило- и онтогенезе. Прикладные проблемы психологии мышления. Мышление и построение эффективных систем обучения, проблемы мышления в психодиагностике.
Специфика изучения речи в психологии. Понятие речевой деятельности и речевого действия. Виды и функции речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная. Теории порождения и восприятия речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|