ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.Кафедра психологии Т.Б. Ильина МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Специальность 6.030102 «Психология»
Донецк-2013 ББК 88я73 І 46
Ильина Т.Б. Методические рекомендации к изучению учебного курса «Общая психология». Специальность 6.030102 «Психология». – Донецк: ИПО ИПР УМО, 2013. - 160 с.
Методические рекомендации подготовлены Т.Б. Ильиной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Института последипломного образования инженерно-педагогических работников Университета менеджмента образования (г. Донецк).
Методические рекомендации к изучению учебного курса «Общая психология» предназначены в помощь студентам специальности «Психология» для освоения содержания курса, общих понятий, терминов, психологических принципов и теорий. В рекомендациях представлены основные вопросы курса (лекционные, семинарские), задания для самостоятельной работы, тесты, творческие задания, вопросы для самоконтроля и др.
Рецензенты: Яновский М.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ.
Вакарев Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологи ИПО ИПР УМО.
Печатается по решению научно-методического совета ИПО ИПР УМО (протокол № 3 от 11.06.2013 г.)
ВВЕДЕНИЕ «Общая психология» - это фундаментальная теоретическая дисциплина, которая занимает центральное место в подготовке психолога. В структурно-логической схеме она выступает основой для изучения других психологических дисциплин. Основная цель курса – овладение научным понятийным аппаратом, основными психологическими теориями, закономерностями функционирования психических явлений, обретение первоначальных рефлексивных навыков. В процессе изучения курса, как показывает практика, студенты сталкиваются с рядом трудностей. Прежде всего, необходимо отметить, что в психологии очень трудно выделить первичные и вторичные знания. Любое психическое явление в скрытом виде (имплицитно) представляет всю психическую жизнь человека в присущих ей процессах, состояниях, свойствах, в зависимости от социального и материального окружения и т.п. Поэтому сразу нужно осмыслить и принять следующую особенность предстоящей работы: любая тема, с которой ни начиналось бы изучение психологии, вынуждает преподавателя, ведущего этот курс, пользоваться теми терминами и иллюстративными примерами, которые полно и всесторонне студент сумеет понять только впоследствии. Еще одну трудность представляет собой обиходное употребление ряда терминов, которыми пользуется психология как наука. Такие понятия, как личность, общение, деятельность, чувства, память, мышление, речь и т.п. активно используются в повседневном обиходе. Это создает иллюзию знакомости тех явлений, которые предстоит изучать, ощущение ненужности и бесполезности науки, которая «учит тому, что и так хорошо известно». Однако, во-первых, научный и житейский смысл многих понятий нередко не совпадает. Например, мы говорим «чувства», а психолог поправляет – «ощущения», не разводим между собой задатки и способности, и т.д. Поэтому даже студенты, сдающие экзамен по психологии, вкладывают в одни и те же слова различное содержание, а имеющийся у них эмпирический опыт вступает в противоречие с теоретическими знаниями, мешает их осмыслить и понять. Еще одной трудностью является так называемый «терминологический шок»: множество авторских подходов, теорий, представление о психическом как о системе создает впечатление, что в таком количестве терминов и определений вообще невозможно разобраться. Однако эти трудности преодолимы стоит лишь прибегнуть к следующему простому приему. В случае возникновения соответствующего затруднения нужно сказать себе: «Этот термин мне пока еще до конца непонятен. У меня еще просто недостаточно знаний для полного его осмысления. Но в ходе дальнейшего изучения психологии у меня будет возможность полнее в нем разобраться. Меня не пугают сложные и непривычные звучания новых слов, терминов, определений – за каждым из них стоит моя собственная жизнь, в ее каждодневных проявлениях, знакомый мне из личного опыта смысл». Курс состоит из 4 модулей. В первом «Введение в общую психологию» мы пытаемся подвести студентов к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход вовлекает в «главную» загадку психологии – что и как она должна изучать, каково соотношение индивидуального и личностного, приучает корректно относиться к существующим теориям и взглядам, понимая их относительную истинность и неизбежность развития. Во втором модуле рассматриваются фундаментальные теории школы Выготского-Леонтьева. Обращение к этим темам осуществляется по «радиальному принципу», т.е. от общей теоретической основы (теория деятельности) – к разным не обязательно непосредственно связанным между собой проблемам (гипотеза о происхождении психики, культурно-историческая теория, спор Выготского-Пиаже и др.). Третий модуль непосредственное продолжение второго, посвящен проблемам индивидуальности, которые рассматриваются с позиции теории деятельности. Темы этого модуля интенсивно разрабатываются в современной психологии и имеют важные практические выходы, а также соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в психологию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше. В четвертом модуле рассматриваются особенности познавательных процессов и отношений человека. Студенты должны понять, что все психические явления – это единая система, а их разделение – научная абстракция. В процессе изучения курса знакомим студентов с именами наиболее известных психологов прошлого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии. Это пробуждает эмоциональное отношение к психологии. При изучении курса достаточно часто обращаемся к оригинальным текстам, первоисточникам. Несколько тем раскрываются путем прямого анализа научного наследия автора. Среди них – концепция развития Высших психических функций Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, психологии индивидуальных различий В.С. Мерлина и др. По изучении курса «Общая психология» студенты должны знать: - содержание основных психологических научных терминов и понятий; - основные этапы развития психологии как науки; - основные отечественные психологические теории; - закономерности развития и особенности проявления психических явлений. Уметь: - ориентироваться в первоисточниках и персоналиях; - подбирать литературу по соответствующей теме; - находить примеры психологической реальности в повседневной жизни; - обладать навыками первичного рефлексивного анализа собственных состояний, действий и поступков. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
МОДУЛЬ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|