ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивация мыслительной деятельностиМотивация – это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Одно из основных условий, обеспечивающих процесс развертывания задач – это акт принятия задач. Пока задача не принята, она решаться не будет. Значит, мы должны остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи. Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой. Мотив – это то, что соответствует конкретной потребности, то в чем она конкретизируется. Выделяют 2 группы мотивов: 1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации. 2. Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов. Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя, на другом – внутренняя мотивация. Задача на мышление всегда предполагает какое-то затруднение. В результате актуализируется новая потребность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачу только на основе внешних мотиваций. Но по ходу решения актуализируются новые потребности и мотивы. Они добавляются к исходным мотивам. Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи – это связывание ее с целой группой мотивов. Даже если аналитически мы выделяем один мотив, лежащий в основе решения задачи, то все равно по мере ее решения эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность становится полимотивированной. Но даже в структуре полимотивированной деятельности значимость разных мотивов может быть различной. Деятельность может быть мотивированна в основном извне, и наоборот, изнутри. Момент актуализации новой познавательной потребности по ходу решения задачи связывается в психологии с возникновением проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата. Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает: · Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности · Неизвестное досягаемое знание или способ действия · Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности Матюшкин также предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как «степень трудности», «этапы становления действия», «структурные компоненты действия». Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность. Эксперименты Телегиной и Богдановой Решение одних и тех же задач. 3 ситуации эксперимента: ü Выполнение нейтральной инструкции (решите предложенную вам задачу) ü Решение в ситуации соревнования ü Решение в ситуации «исследования умственных способностей» Результаты: Наблюдается закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|