ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема целеобразования в психологииДействия – это особые процессы, подчиненные осознанному предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и есть цель. 1. Цели и результат действия. Действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном случае имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегда содержит в себе новое по отношению к цели. В действии необходимо выделять не только различные результаты, но и разные цели (иерархия целей). 2. Психическое отражение будущих результатов действия в форме цели. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата, но цель не единственная форма отражения будущего результата. При недостаточности словесного описания цели необходимо различать значение цели операциональный смысл цели – конкретное значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений 3. Цели и мотивы. Сам образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой. В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель, она приобретает личностный смысл. Классификация потребностей может быть использована как одно из оснований для классификации целей, которые могут возникать на основе этих потребностей. Возможно различное отношение одной и той же цели к разным мотивам в условиях полимотивированной деятельности. В случае разной направленности мотивов имеет место целеобразование в конфликтной ситуации. Осознание мотивов может иметь двоякие следствия: · Возникновение мотивов-целей · Возникновение целей-антимотивов: возможность появления новых целей, направленных против актуальных потребностей, создают иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере. Отношения цели и установки: установка замещается целью, когда · Действие установочных механизмов оказывается недостаточным · Установка определяет избирательность по отношению к возможным целям · Установка может быть продуктом трансформации целей (образование намерений как результат принятого решения) 4. Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам: · осознание достигнутого предметного результата · осознанный характер предвосхощения будущего результата · дополнительное осознание некоторых побочных последствий · осознание отношения цели к объективной ситуации · осознание отношения цели к потребностям · осознание отношения цели к способностям · осознание процесса целеобразования Характеристики целеобразования 1. Предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности. Такими предпосылками являются: · возникновение новых потребностей и мотивов, · усвоение новых знаний о возможных целях, · получение новых требований к действию, · возникновение новых результатов индивидуальных действий, · недостижение предвосхищавшихся результатов, · появление новых неосознаваемых предвосхищений будущих результатов действий. 2. Превращение полученного требования в цель. Это один из распространенных вариантов целеобразования. Все цели когда-то были выработаны индивидами. Общественные цели не являются суммой индивидуальных. Усвоение индивидом неиндивидуальных целей характеризуется избирательностью, определяющейся, в частности, имеющимся личным опытом. 3. Выбор одного из имеющихся требований. Социальный опыт противоречив, поэтому возникают несовпаающие, а иногда и просто несовместимые цели. Избирательность еще более выражена при усвоении целей – требований, чем при усвоении приемов умственной деятельности и понятий. Условия, определяющие принятие субъектом требований как основы для формирования целей: Связь с актуальной потребностью Цель как средство разрешения конфликта двух противоположных потребностей. Цели возникают только на основе заданий, расположенных в определенной зоне трудности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|