Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема целеобразования в психологии




Действия – это особые процессы, подчиненные осознанному предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и есть цель.

1. Цели и результат действия. Действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном случае имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель, результат действия всегда содержит в себе новое по отношению к цели.

В действии необходимо выделять не только различные результаты, но и разные цели (иерархия целей).

2. Психическое отражение будущих результатов действия в форме цели. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата, но цель не единственная форма отражения будущего результата.

При недостаточности словесного описания цели необходимо различать значение цели операциональный смысл цели – конкретное значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений

3. Цели и мотивы. Сам образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой.

В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель, она приобретает личностный смысл. Классификация потребностей может быть использована как одно из оснований для классификации целей, которые могут возникать на основе этих потребностей.

Возможно различное отношение одной и той же цели к разным мотивам в условиях полимотивированной деятельности. В случае разной направленности мотивов имеет место целеобразование в конфликтной ситуации.

Осознание мотивов может иметь двоякие следствия:

· Возникновение мотивов-целей

· Возникновение целей-антимотивов: возможность появления новых целей, направленных против актуальных потребностей, создают иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере.

Отношения цели и установки: установка замещается целью, когда

· Действие установочных механизмов оказывается недостаточным

· Установка определяет избирательность по отношению к возможным целям

· Установка может быть продуктом трансформации целей (образование намерений как результат принятого решения)

4. Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам:

· осознание достигнутого предметного результата

· осознанный характер предвосхощения будущего результата

· дополнительное осознание некоторых побочных последствий

· осознание отношения цели к объективной ситуации

· осознание отношения цели к потребностям

· осознание отношения цели к способностям

· осознание процесса целеобразования

Характеристики целеобразования

1. Предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности. Такими предпосылками являются:

· возникновение новых потребностей и мотивов,

· усвоение новых знаний о возможных целях,

· получение новых требований к действию,

· возникновение новых результатов индивидуальных действий,

· недостижение предвосхищавшихся результатов,

· появление новых неосознаваемых предвосхищений будущих результатов действий.

2. Превращение полученного требования в цель. Это один из распространенных вариантов целеобразования. Все цели когда-то были выработаны индивидами. Общественные цели не являются суммой индивидуальных. Усвоение индивидом неиндивидуальных целей характеризуется избирательностью, определяющейся, в частности, имеющимся личным опытом.

3. Выбор одного из имеющихся требований. Социальный опыт противоречив, поэтому возникают несовпаающие, а иногда и просто несовместимые цели. Избирательность еще более выражена при усвоении целей – требований, чем при усвоении приемов умственной деятельности и понятий.

Условия, определяющие принятие субъектом требований как основы для формирования целей:

Связь с актуальной потребностью

Цель как средство разрешения конфликта двух противоположных потребностей.

Цели возникают только на основе заданий, расположенных в определенной зоне трудности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных