Исследование Т.Г.Богдановой. Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.
Гипотеза: существование структурирующей функции мотива.
Материал: мыслительная деятельность, рассматриваемая как единство и взаимодействие процессов смыслообразования и целеобразования.
В деятельности человека кроме конечной цели важную роль играют промежуточные цели, формируемые им самостоятельно и зависящие от условия ршения задачт. Промежуточные цели оказываются относительно самостоятельными, они связаны с конечной целью, отражают некоторые ее существенные характеристики. Отсюда замысел исследования: варьируя мотивацию, проследимть структуры процессов образования промежуточных целей в ходе решения мыслительных задач.
Методика: ситуации 2 типов:
· Ситуация решения задачи по «нейтральной» инструкции экспериментатора
· Ситуация «исследования умственной одаренности» (условия для формирования мотивации престижного плана)
В соответствии с этим 2 серии экспериментов.
Для изучения процессов порождения промежуточных целей – методика комплексной регистрации глазодвигательной и вербальной активности испытуемых.
Испытуемых.
Задача: «Четыре квадрата», двухфазная задача.
Т.о. методика создает возможность изучения порождения промежуточных целей, а включение решения в различные мотивационные ситуации поможет выяснить, какие структурные изменения происходят в мыслительной деятельности под влиянием различной мотивации.
Фиксируемые показатели:
Ø Вербально сформулированные промежуточные цели
Ø Словесные оценки испытуемыми этих целей при сопосотавлении с общей целью
Ø Время и количество фиксаций
Ø Время работы глаза с элементами, вошедшими в состав промежуточных целей…
Результаты и их обсуждение:
В деятельности испытуемых имеют место промежуточные цели, которые формируются в процессе решения задачи. Промежуточные цели возникают на разных этапах решения и играют по отношению к общей цели подчиненную роль. Процесс выдвижения промежуточных целей регулируется общей целью, но на определенном этапе решения промежуточная цель имеет самостоятельное значение.
Одно из наиболее существенных различий при решении задач в ситуациях с более или менее значимой мотивацией – это тенденция к большему отражению в речевом плане процесса решения задачи и к формулированию промежуточных целей.
В основе взаимодействия вербализованных и невербализованных компонентов в процессе формирования промежуточных целей лежит постоянная смена их функций. Некоторые результаты действий превращаются в регулирующие факторы последующих действий. В зависимости от включения решения задачи в ситуации с разной мотивацией изменяется и соотношение двух уровней деятельности – при формулировании промежуточных целей в ситуации с более значимой мотивацией требуется больший объем подготовительной невербализованной работы или же необходим анализ преобразований наличной ситуации на двух уровнях.
Работа с элементами, входящими в состав промежуточных целей, начинается задолго до того момента, когда она высказывается в словесной форме.
Введение решения задач в ситуации с различной мотивацией оказывает своеобразное влияние на промежуточные цели и процесс их образования.
Выводы: проведенное исследование подтвердило гипотезу о существовании структурирующей функции мотива. Структурирующее влияние проявляется:
· В продуктивности процесса образования промежуточных целей
· В стратегии невербализованного поиска
· В степени выраженности процесса решения задач в вербальном плане
· В степени критичности по отношению к промежуточным результатам деятельности на основе соотнесения преобразований с общей целью
· В характере процесса порождения промежуточных целей
Т.о. от мотива зависят степень развернутости вербализованной и невербализованной активности испытуемых, соотношение этих уровней, степень выраженности и особенности порождения таких новообразований, какими являются промежуточные цели.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|