ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эмоциональная регуляция мышленияОбщие вопросы соотношения мышления и эмоций Мышление субъективно. Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. Раньше – мнение о негативном влиянии эмоций на познание. Майер: «эмоциональное мышление: - познавательный процесс затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели. Эмоциональное мышление делится на аффективное и волевое. Выготский: единство интеллекта и аффекта. Рубинштейн: мышление – единство интеллектуального и эмоционального. Леонтьев: мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений – аффекты, эмоции, чувства. Эмоциональная активация в структуре решения задачи Экспериментальное исследование Мясищева: Задача: выявить отношения между мышлением и эмоциями, прежде всего в фазе зарождения замысла решения. Решение шахматных задач, творческое мышление. Решение делится на 2 фазы: нахождение идеи решения, доказательство ее правильности. Основной индикатор состояний эмоциональной активации – КГР (запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь)). Изменение КГР посторонними факторами тщательно фиксировались. Инструкция: решить задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записывалось на магнитофон, затем анализировалось. Время решения: 30 мин. Передвигать фигуры не разрешалось. Затем соотносили протокол рассуждения и динамику КГР. После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи. Основные эксперименты проводились только при условии, если испытуемый перед предъявлением задачи находился в относительно спокойном состоянии. Результаты: Предположение о том, что резкие падения сопротивления кожи связаны с эмоциональным состоянием, экстренно возникающим у испытуемого по ходу решения задачи. Специальные эксперименты: уточнение психологической значимости КГР. Инструкция: в момент наступления отчетливых переживаний эмоционального возбуждения подавать условный сигнал (нажимать на кнопку), который регистрировался на ленте прибора. Результаты: имеется строгое совпадение резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым. Эти данные подтверждали, что падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной активации. В словесном отчете испытуемые сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи. Момент возникновения состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной деятельности нового принципа действий, нового направления поисков. Состояния эмоциональной активации предшествуют действиям, с которыми связывается решение задачи.
Состояние эмоциональной активации проявляется в 2 индикаторах: произнесение междометий и падение сопротивления кожи. Речевая активность свидетельствует о том, что поис решения продолжается. Эмоциональная активация выступает как предвосхищение принципа решения задачи. Различные типы шахматных задач решаются по-разному. Т.о. различный тип умственной деятельности проявляется в особенностях кривой записи сопротивления кожи. Эти данные говорят о связи состояний эмоциональной активации, прежде всего, с творческим звеном мыслительной деятельности. Эмоциональная активация в ходе решения задачи возникала неоднократно. Вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи. Функция эмоциональной активации Анализу были подвергнуты отдельные случаи решения задачи. Параметр: изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации. В ходе решения задачи выделялся момент резкого падения сопротивления кожи. В отчете этот момент обозначался как момент, когда появилась идея решения. Затем появляется уверенность в правильности предположения. Этот момент называют «эмоциональным решением задачи». Последний этап – эмоциональная антиципация замысла, оформленного в речи. Т.о. эмоциональная реакция дважды опережает «выдачу» решения на речевом уровне. Анализ показал, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции. Эвристическая функция эмоций состоит в выделении некоторой зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска в глубину и в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, возврат его к определенному пункту. Эксперименты 1: Цель: искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить ее влияние на продуктивность деятельности. Инструкция: проговаривание процесса решения задачи как можно более равнодушно, монотонно. Результаты: при гашении эмоций задачи не были решены и оценивались как трудные. Эксперименты 2: Инструкция: «обязательно решить эту задачу, если вы начнете волноваться – мы немедленно прервем эксперимент». Результаты: ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации. Выводы: эмоциональная активация – необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Контрольные эксперименты показали, что механизм эмоциональной активации необходим для выполнения именно творческой, а не любой умственной работы. Эмоциональная активация определяет субъективную ценность того или иного направления поиска. Эксперименты Виноградова: Цель: роль эмоции в формировании общего замысла решения, проследить процесс развития эмоциональных оценок, установить роль эмоциональных процессов. Шахматные этюды. Требование: выигрыш. Результаты: При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помех для интеллектуальной деятельности. Эмоциональные оценки могут оказаться более «верными», чем оценки вербальные, т.к. происходит формирование субъективной шкалы ценностей, которая полностью совпадает с объективной. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик. Каждая эмоциональная оценка значения определенного действия подготавливается ей предшествующее. Эмоциональная память Эксперименты Виноградова: Методика наводящего задания. При предварительном эмоциональном закреплении наводящей задачи наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи. Здесь имеет место проявление аффективной оперативной памяти. Специальная серия экспериментов: При решении основной задачи специально вызывалась отрицательная эмоциональная реакция. Последовательность предъявления задачи не менялся. Результаты: после нахождения испытуемым решения вспомогательной задачи, при повторном предъявлении основной задачи ее решение не достигается. Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта. Эмоциональный опыт – один из механизмов наведения на решение. Эмоции и невербализованный смысл Тихомиров и Васильев: Гипотеза о тесной связи интеллектуальных эмоций с процессами, происходящими на неосознанном и невербализованном уровне. Методика: одновременная регистрация осязательной активности, речевого рассуждения и психофизических индикаторов эмоциональной активности. В экспериментах испытуемые не называют своих эмоциональных состояний. О возникновении эмоций свидетельствуют восклицательные междометия, интонации, вегетативные сдвиги. Инструкция в словесных отчетах: осознание качества и интенсивности эмоциональных состоянии, а также их связи с определенными этапами процесса решения задач. Ограниченность метода: позволяет фиксировать лишь осознанные, выраженные в значениях эмоции, которые являются продуктом специальной работы испытуемых по классификации и категоризации пережитых ими ранее состояний. Результаты: условием возникновения интеллектуальных эмоций является развитие невербализованных операциональных смыслов элементов. Эмоциональные предвосхищения включены в процесс формирования гипотез. Для периодов получения промежуточных результатов характерно запаздывание эмоциональных оценок. Вывод: интеллектуальные эмоции подготавливаются в ходе развития операциональных смыслов элементов ситуации и возникают, когда эти смыслы приобретают содержание, соответствующее определенным характеристикам конечной цели. Разитие операциональных смыслов происходит в двух формах: верблизованной и невербализованной, переходящих одна в другую. Интеллектуальные эмоции опосредуют переход от невербализованых психических отражений к вербализованным.
Т.о. 2 типа перехода от невербализованного отражения к вербализованному: 1. Без опосредующего включения эмоциональной активации (изменение формы отражения без изменений в мотивационной сфере). 2. Превращение невербализованных отражений в вербализованные опосредствовано включением эмоциональных механизмов.
Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Экспериментальные данные показали, что в ходе решения задачи происходят превращения невербализованых операциональных смыслов в личностные.
Изучалась эмоциональная регуляция деятельности в условиях различной мотивации этой деятельности. Мотивация влияет на эмоциональную насыщенность деятельности. Эксперименты Кулюткина: Гипотеза: взаимодействие положительных и отрицательных эмоций. Выводы: Эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения. Отрицательная эмоциональная оценка возникает только тогда, когда не воплощается замысел решения целиком.
Эксперименты Копиной: Сравнивала 3 структуры деятельности: · С доминированием внешнего мотива · С доминированием внутреннего мотива · С доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива Этим 3 структурам свойственны разные типы эмоциональной регуляции. Роль эмоциональных процессов возрастает при переходе от первого к третьему варианту. Причиной этому является значимость отдельных периодов в данных типах деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|