Эмоциональная регуляция мышления
Общие вопросы соотношения мышления и эмоций
Мышление субъективно.
Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта.
Раньше – мнение о негативном влиянии эмоций на познание.
Майер: «эмоциональное мышление: - познавательный процесс затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели. Эмоциональное мышление делится на аффективное и волевое.
Выготский: единство интеллекта и аффекта.
Рубинштейн: мышление – единство интеллектуального и эмоционального.
Леонтьев: мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.
С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений – аффекты, эмоции, чувства.
Эмоциональная активация в структуре решения задачи
Экспериментальное исследование Мясищева:
Задача: выявить отношения между мышлением и эмоциями, прежде всего в фазе зарождения замысла решения.
Решение шахматных задач, творческое мышление.
Решение делится на 2 фазы: нахождение идеи решения, доказательство ее правильности.
Основной индикатор состояний эмоциональной активации – КГР (запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь)). Изменение КГР посторонними факторами тщательно фиксировались.
Инструкция: решить задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записывалось на магнитофон, затем анализировалось.
Время решения: 30 мин.
Передвигать фигуры не разрешалось.
Затем соотносили протокол рассуждения и динамику КГР.
После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.
Основные эксперименты проводились только при условии, если испытуемый перед предъявлением задачи находился в относительно спокойном состоянии.
Результаты:
Предположение о том, что резкие падения сопротивления кожи связаны с эмоциональным состоянием, экстренно возникающим у испытуемого по ходу решения задачи.
Специальные эксперименты: уточнение психологической значимости КГР.
Инструкция: в момент наступления отчетливых переживаний эмоционального возбуждения подавать условный сигнал (нажимать на кнопку), который регистрировался на ленте прибора.
Результаты: имеется строгое совпадение резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым.
Эти данные подтверждали, что падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной активации.
В словесном отчете испытуемые сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи.
Момент возникновения состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной деятельности нового принципа действий, нового направления поисков. Состояния эмоциональной активации предшествуют действиям, с которыми связывается решение задачи.
Состояние эмоциональной активации проявляется в 2 индикаторах: произнесение междометий и падение сопротивления кожи.
Речевая активность свидетельствует о том, что поис решения продолжается. Эмоциональная активация выступает как предвосхищение принципа решения задачи.
Различные типы шахматных задач решаются по-разному. Т.о. различный тип умственной деятельности проявляется в особенностях кривой записи сопротивления кожи.
Эти данные говорят о связи состояний эмоциональной активации, прежде всего, с творческим звеном мыслительной деятельности.
Эмоциональная активация в ходе решения задачи возникала неоднократно.
Вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи.
Функция эмоциональной активации
Анализу были подвергнуты отдельные случаи решения задачи.
Параметр: изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации.
В ходе решения задачи выделялся момент резкого падения сопротивления кожи. В отчете этот момент обозначался как момент, когда появилась идея решения.
Затем появляется уверенность в правильности предположения. Этот момент называют «эмоциональным решением задачи».
Последний этап – эмоциональная антиципация замысла, оформленного в речи.
Т.о. эмоциональная реакция дважды опережает «выдачу» решения на речевом уровне.
Анализ показал, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции.
Эвристическая функция эмоций состоит в выделении некоторой зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска в глубину и в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, возврат его к определенному пункту.
Эксперименты 1:
Цель: искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить ее влияние на продуктивность деятельности.
Инструкция: проговаривание процесса решения задачи как можно более равнодушно, монотонно.
Результаты: при гашении эмоций задачи не были решены и оценивались как трудные.
Эксперименты 2:
Инструкция: «обязательно решить эту задачу, если вы начнете волноваться – мы немедленно прервем эксперимент».
Результаты: ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации.
Выводы: эмоциональная активация – необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.
Контрольные эксперименты показали, что механизм эмоциональной активации необходим для выполнения именно творческой, а не любой умственной работы.
Эмоциональная активация определяет субъективную ценность того или иного направления поиска.
Эксперименты Виноградова:
Цель: роль эмоции в формировании общего замысла решения, проследить процесс развития эмоциональных оценок, установить роль эмоциональных процессов.
Шахматные этюды.
Требование: выигрыш.
Результаты:
При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помех для интеллектуальной деятельности.
Эмоциональные оценки могут оказаться более «верными», чем оценки вербальные, т.к. происходит формирование субъективной шкалы ценностей, которая полностью совпадает с объективной. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик.
Каждая эмоциональная оценка значения определенного действия подготавливается ей предшествующее.
Эмоциональная память
Эксперименты Виноградова:
Методика наводящего задания.
При предварительном эмоциональном закреплении наводящей задачи наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи.
Здесь имеет место проявление аффективной оперативной памяти.
Специальная серия экспериментов:
При решении основной задачи специально вызывалась отрицательная эмоциональная реакция. Последовательность предъявления задачи не менялся.
Результаты: после нахождения испытуемым решения вспомогательной задачи, при повторном предъявлении основной задачи ее решение не достигается. Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта.
Эмоциональный опыт – один из механизмов наведения на решение.
Эмоции и невербализованный смысл
Тихомиров и Васильев:
Гипотеза о тесной связи интеллектуальных эмоций с процессами, происходящими на неосознанном и невербализованном уровне.
Методика: одновременная регистрация осязательной активности, речевого рассуждения и психофизических индикаторов эмоциональной активности.
В экспериментах испытуемые не называют своих эмоциональных состояний. О возникновении эмоций свидетельствуют восклицательные междометия, интонации, вегетативные сдвиги.
Инструкция в словесных отчетах: осознание качества и интенсивности эмоциональных состоянии, а также их связи с определенными этапами процесса решения задач.
Ограниченность метода: позволяет фиксировать лишь осознанные, выраженные в значениях эмоции, которые являются продуктом специальной работы испытуемых по классификации и категоризации пережитых ими ранее состояний.
Результаты: условием возникновения интеллектуальных эмоций является развитие невербализованных операциональных смыслов элементов. Эмоциональные предвосхищения включены в процесс формирования гипотез.
Для периодов получения промежуточных результатов характерно запаздывание эмоциональных оценок.
Вывод: интеллектуальные эмоции подготавливаются в ходе развития операциональных смыслов элементов ситуации и возникают, когда эти смыслы приобретают содержание, соответствующее определенным характеристикам конечной цели.
Разитие операциональных смыслов происходит в двух формах: верблизованной и невербализованной, переходящих одна в другую. Интеллектуальные эмоции опосредуют переход от невербализованых психических отражений к вербализованным.
Т.о. 2 типа перехода от невербализованного отражения к вербализованному:
1. Без опосредующего включения эмоциональной активации (изменение формы отражения без изменений в мотивационной сфере).
2. Превращение невербализованных отражений в вербализованные опосредствовано включением эмоциональных механизмов.
Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Экспериментальные данные показали, что в ходе решения задачи происходят превращения невербализованых операциональных смыслов в личностные.
Изучалась эмоциональная регуляция деятельности в условиях различной мотивации этой деятельности. Мотивация влияет на эмоциональную насыщенность деятельности.
Эксперименты Кулюткина:
Гипотеза: взаимодействие положительных и отрицательных эмоций.
Выводы: Эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения. Отрицательная эмоциональная оценка возникает только тогда, когда не воплощается замысел решения целиком.
Эксперименты Копиной:
Сравнивала 3 структуры деятельности:
· С доминированием внешнего мотива
· С доминированием внутреннего мотива
· С доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива
Этим 3 структурам свойственны разные типы эмоциональной регуляции. Роль эмоциональных процессов возрастает при переходе от первого к третьему варианту. Причиной этому является значимость отдельных периодов в данных типах деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|