Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоциональная регуляция мышления




Общие вопросы соотношения мышления и эмоций

Мышление субъективно.

Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта.

Раньше – мнение о негативном влиянии эмоций на познание.

Майер: «эмоциональное мышление: - познавательный процесс затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели. Эмоциональное мышление делится на аффективное и волевое.

Выготский: единство интеллекта и аффекта.

Рубинштейн: мышление – единство интеллектуального и эмоционального.

Леонтьев: мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.

С мыслительной деятельностью связаны все виды эмоциональных явлений – аффекты, эмоции, чувства.

Эмоциональная активация в структуре решения задачи

Экспериментальное исследование Мясищева:

Задача: выявить отношения между мышлением и эмоциями, прежде всего в фазе зарождения замысла решения.

Решение шахматных задач, творческое мышление.

Решение делится на 2 фазы: нахождение идеи решения, доказательство ее правильности.

Основной индикатор состояний эмоциональной активации – КГР (запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь)). Изменение КГР посторонними факторами тщательно фиксировались.

Инструкция: решить задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записывалось на магнитофон, затем анализировалось.

Время решения: 30 мин.

Передвигать фигуры не разрешалось.

Затем соотносили протокол рассуждения и динамику КГР.

После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи.

Основные эксперименты проводились только при условии, если испытуемый перед предъявлением задачи находился в относительно спокойном состоянии.

Результаты:

Предположение о том, что резкие падения сопротивления кожи связаны с эмоциональным состоянием, экстренно возникающим у испытуемого по ходу решения задачи.

Специальные эксперименты: уточнение психологической значимости КГР.

Инструкция: в момент наступления отчетливых переживаний эмоционального возбуждения подавать условный сигнал (нажимать на кнопку), который регистрировался на ленте прибора.

Результаты: имеется строгое совпадение резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым.

Эти данные подтверждали, что падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной активации.

В словесном отчете испытуемые сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи.

Момент возникновения состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной деятельности нового принципа действий, нового направления поисков. Состояния эмоциональной активации предшествуют действиям, с которыми связывается решение задачи.

 

Состояние эмоциональной активации проявляется в 2 индикаторах: произнесение междометий и падение сопротивления кожи.

Речевая активность свидетельствует о том, что поис решения продолжается. Эмоциональная активация выступает как предвосхищение принципа решения задачи.

Различные типы шахматных задач решаются по-разному. Т.о. различный тип умственной деятельности проявляется в особенностях кривой записи сопротивления кожи.

Эти данные говорят о связи состояний эмоциональной активации, прежде всего, с творческим звеном мыслительной деятельности.

Эмоциональная активация в ходе решения задачи возникала неоднократно.

Вывод: состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи.

Функция эмоциональной активации

Анализу были подвергнуты отдельные случаи решения задачи.

Параметр: изменение организации деятельности после наступления состояния эмоциональной активации.

В ходе решения задачи выделялся момент резкого падения сопротивления кожи. В отчете этот момент обозначался как момент, когда появилась идея решения.

Затем появляется уверенность в правильности предположения. Этот момент называют «эмоциональным решением задачи».

Последний этап – эмоциональная антиципация замысла, оформленного в речи.

Т.о. эмоциональная реакция дважды опережает «выдачу» решения на речевом уровне.

Анализ показал, что эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции.

Эвристическая функция эмоций состоит в выделении некоторой зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска в глубину и в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, возврат его к определенному пункту.

Эксперименты 1:

Цель: искусственно вызвать у испытуемого состояние эмоциональной инактивности и проследить ее влияние на продуктивность деятельности.

Инструкция: проговаривание процесса решения задачи как можно более равнодушно, монотонно.

Результаты: при гашении эмоций задачи не были решены и оценивались как трудные.

Эксперименты 2:

Инструкция: «обязательно решить эту задачу, если вы начнете волноваться – мы немедленно прервем эксперимент».

Результаты: ни одного случая правильного решения задач до появления эмоциональной активации.

Выводы: эмоциональная активация – необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.

Контрольные эксперименты показали, что механизм эмоциональной активации необходим для выполнения именно творческой, а не любой умственной работы.

Эмоциональная активация определяет субъективную ценность того или иного направления поиска.

Эксперименты Виноградова:

Цель: роль эмоции в формировании общего замысла решения, проследить процесс развития эмоциональных оценок, установить роль эмоциональных процессов.

Шахматные этюды.

Требование: выигрыш.

Результаты:

При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация. Отрицательные эмоции необязательно выступают в качестве помех для интеллектуальной деятельности.

Эмоциональные оценки могут оказаться более «верными», чем оценки вербальные, т.к. происходит формирование субъективной шкалы ценностей, которая полностью совпадает с объективной. Для нахождения объективно верного решения задачи одним из необходимых условий является совпадение субъективной и объективной шкал ценностных характеристик.

Каждая эмоциональная оценка значения определенного действия подготавливается ей предшествующее.

Эмоциональная память

Эксперименты Виноградова:

Методика наводящего задания.

При предварительном эмоциональном закреплении наводящей задачи наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи.

Здесь имеет место проявление аффективной оперативной памяти.

Специальная серия экспериментов:

При решении основной задачи специально вызывалась отрицательная эмоциональная реакция. Последовательность предъявления задачи не менялся.

Результаты: после нахождения испытуемым решения вспомогательной задачи, при повторном предъявлении основной задачи ее решение не достигается. Отрицательная эмоциональная реакция подавляет эмоциональную активацию. Блокируется возможность возникновения эмоционально закрепленного опыта.

Эмоциональный опыт – один из механизмов наведения на решение.

Эмоции и невербализованный смысл

Тихомиров и Васильев:

Гипотеза о тесной связи интеллектуальных эмоций с процессами, происходящими на неосознанном и невербализованном уровне.

Методика: одновременная регистрация осязательной активности, речевого рассуждения и психофизических индикаторов эмоциональной активности.

В экспериментах испытуемые не называют своих эмоциональных состояний. О возникновении эмоций свидетельствуют восклицательные междометия, интонации, вегетативные сдвиги.

Инструкция в словесных отчетах: осознание качества и интенсивности эмоциональных состоянии, а также их связи с определенными этапами процесса решения задач.

Ограниченность метода: позволяет фиксировать лишь осознанные, выраженные в значениях эмоции, которые являются продуктом специальной работы испытуемых по классификации и категоризации пережитых ими ранее состояний.

Результаты: условием возникновения интеллектуальных эмоций является развитие невербализованных операциональных смыслов элементов. Эмоциональные предвосхищения включены в процесс формирования гипотез.

Для периодов получения промежуточных результатов характерно запаздывание эмоциональных оценок.

Вывод: интеллектуальные эмоции подготавливаются в ходе развития операциональных смыслов элементов ситуации и возникают, когда эти смыслы приобретают содержание, соответствующее определенным характеристикам конечной цели.

Разитие операциональных смыслов происходит в двух формах: верблизованной и невербализованной, переходящих одна в другую. Интеллектуальные эмоции опосредуют переход от невербализованых психических отражений к вербализованным.

 

Т.о. 2 типа перехода от невербализованного отражения к вербализованному:

1. Без опосредующего включения эмоциональной активации (изменение формы отражения без изменений в мотивационной сфере).

2. Превращение невербализованных отражений в вербализованные опосредствовано включением эмоциональных механизмов.

 

Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Экспериментальные данные показали, что в ходе решения задачи происходят превращения невербализованых операциональных смыслов в личностные.

 

Изучалась эмоциональная регуляция деятельности в условиях различной мотивации этой деятельности. Мотивация влияет на эмоциональную насыщенность деятельности.

Эксперименты Кулюткина:

Гипотеза: взаимодействие положительных и отрицательных эмоций.

Выводы: Эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения. Отрицательная эмоциональная оценка возникает только тогда, когда не воплощается замысел решения целиком.

 

Эксперименты Копиной:

Сравнивала 3 структуры деятельности:

· С доминированием внешнего мотива

· С доминированием внутреннего мотива

· С доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива

Этим 3 структурам свойственны разные типы эмоциональной регуляции. Роль эмоциональных процессов возрастает при переходе от первого к третьему варианту. Причиной этому является значимость отдельных периодов в данных типах деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных