Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интеллект и креативность




В 40-х гг. Карл Дункер обратил внимание на то, что большая часть его студентов при решении задачи (разрушить у больного опухоль желудка путем интенсивного облучения) не могла оторваться от уже имеющихся у них знаний (предлагала решения «хирургического» типа). Но для того, чтобы решить эту задачу человек должен обладать способностью устанавливать связи между этой задачей и элементами прошлого опыта, на первый взгляд не имеющими с ней ничего общего.

В тот период проводилось все больше исследований, направленных на то, чтобы выявить особенности мышления творческих людей.

Заслуга обобщения всех этих исследований принадлежит Гилфорду, который выделил 2 типа мышления:

· Конвергентное, необходимое для нахождения единственного точного решения задачи с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения.

· Дивергентное, благодаря которому возникают оригинальные решения. Решение ищется по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Творческое мышление пластично, подвижно, оригинально. Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». В этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью.

С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, по-видимому, лежит где-то в области IQ 120; дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает.

 

Богоявленская установила связь между интеллектом и креативностью следующим образом. Единица анализа творчества – интеллектуальная активность.

Мерой интеллектуальной активности служит интеллектуальная инициатива.

Интеллектуальная инициатива – это продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими, ни внешними нуждами или субъективной отрицательной оценкой работы.

Т.о. интеллектуальная активность – это не стимулированное продолжение мышления.

Она выделяет уровни интеллектуальной активности, различные по уровню креативности в них:

1. Стимульно-продуктивный уровень (также его называют пассивным): умственная деятельность на этом уровне определяется действием внешнего стимула. Внутренний источник стимула отсутствует.

Пример: при добросовестной и энергичной работе испытуемый остается в рамках одного способа действия.

Это уровень действия социального индивида.

Также этот уровень соответствует современному понятию «умственная одаренность».

2. Эвристический уровень: проявление в той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами деятельности. Испытуемый владеет надежным способом решения, на основе которого открывает новые оригинальные способы. Но интеллектуальная активность «эвриста» имеет предел, т.к. он останавливается на достигнутом. Новая закономерность оценивается с точки зрения практического приложения к выполнению прежней задачи. В отличие от стимульно-продуктивного уровня здесь наблюдается наличие интеллектуальной инициативы.

3. Креативный уровень: здесь тоже проявление интеллектуальной активности, не стимулированной внешними факторами, но обнаруженные закономерности становятся самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов прекратить предложенную в эксперименте деятельность.

Испытуемые – креативы нередко просят позволить подумать над происходящим во время эксперимента.

Решение их собственной проблемы (по их убеждению) становится более важным, чем успех в эксперименте.

Качественная особенность интеллектуальной активности таких испытуемых: самостоятельность, не стимулированная извне постановка проблемы.

На этом уровне наблюдается феномен познавательного целеполагания – постановка новой проблемы, на решение которой направлена познавательная деятельность испытуемого.

 

Предпринимались попытки установить связь между интеллектом и творческими способностями у детей 11-12 лет. Ученые провели серию собеседований и наблюдений и выяснили следующие закономерности:

· Дети с высокими уровнями творчества и интеллекта уверены в своих возможностях. Они хорошо контролируют свои действия. Легко переходят от детского к взрослому типу поведения. Хорошо интегрируются в обществе и проявляют интерес ко всему новому.

· Дети с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями: вся энергия направлена на достижение успеха. Любая неудача воспринимается как катастрофа, поэтому чаще всего они избегают риск, не любят высказывать свое мнение. Наблюдается пониженная общительность.

· Дети с низким уровнем интеллекта, но высоким творческим потенциалом: наблюдается постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Эти дети особенно боятся оценки своих поступков другими.

· Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей наиболее адаптированы (по внешним признакам) и довольны своей сущностью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью.

Вывод из исследования: в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к 2 промежуточным группам.

Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.

Трик.

1. Изучение продуктов творчества.

Характеристики творческого продукта:

· количество;

· качество;

· значимость.

2. Изучение процесса творчества.

Фрейд. Творческий акт – сублимация либидозной энергии.

Использование прожективных методик: тест Роршаха и ТАТ. Недостаточная надёжность и валидность.

Тест отдельных ассоциаций (RAT). Вербальный тест. Творческий процесс – переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Дать связывающее (четвёртое) слово между тремя данными. Например: крыса, голубой, коттедж. Связующее слово – сыр. Недостаток – кросскультурные различия.

3. Креативность как способность личности.

Гилфорд. Творчество – качественная система различных факторов (способностей), которая располагается внутри общей модели интеллекта.

Факторы креативности:

1) оригинальность – способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы; тест – предложить как можно больше названий к тексту;

2) семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование (опять вспоминаем «Ёжик Арестовой» и его латентные свойства); тест – даётся несколько объектов, но решить задачу можно только с помощью одного; найти этот один объект;

3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности (опять «Ёжик»); тест – головоломки со спичками, когда надо из одной плоскости перейти в многомерность пространства

4) семантическая спонтанная гибкость – способность редуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации; тест – перечисление всех возможных способов использования того или иного предмета.

Тесты Торранса. Творчество – способность к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии.

Тест «Спроси и догадайся»: вербализация вопросов, причин и последствий.

«Совершенствование» продуктов: изменение визуального изображения таким, например, образом, чтобы детям было интересно играть с таким предметом.

Высокая валидность тестов. Выделение эмоциональных и личностных характеристик креативной личности (см. вопрос № 42).

4. Исследование личности.

Гольдштейн, Роджерс, Маслоу. Творчество – самоактуализация.

Тест. Предъявление чёрно-белых рисунков. Творческие личности выбирали сложные рисунки.

Торндайк, Воллах, Коган. Проблема соотнесения теста не креативность и тестов на IQ.

Тесты на креативность и тесты на IQ имеют дело с одинаковыми познавательными процессами. Выводы:

ü нет единственного критерия правильного ответа;

ü не должно возникать ограничений по времени;

ü не использовать элементы соревновательной мотивации.

При учёте этих факторов корреляция между тестами IQ и креативными тестами – нулевая. Поэтому условия протекания тестов должны быть «реальными».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных