Мышление и знание. Роль прошлого опыта в решении задачи.
Опыты Дункера, Майера, Секея.
Дункер: как из проблемной ситуации возникает решение? S àM à P
M – получается в данной ситуации, а не содержится в опыте. Чтобы решить задачу субъект должен проникнуть в конфликтные условия ситуации. Задача решается путем перегештальтирования наличной ситуации. В прошлом опыте нет готовых решений. Их нужно синтезировать заново в каждой конкретной ситуации. Примеры задач:
1) Опухоль в здоровых клетках х-луч против опухоли.
2) Шарик падает и отскакивает; определить площадь деформации.
Вывод: опыт вреден и неактуален.
Майер: Группе студентов перед решением задачи давалась 12-тиминутная лекция, содержащая общие инструкции и указания. В течении часа экспериментальная и контрольная группы решали задачу. В результате: Экспериментальная группа – 49% правильных решений, контрольная – 37%.
Тестировали способность студентов к умозаключениям до и после лекции; результаты подобны.
Вывод: результаты обоих экспериментов показывают,что когда испытуемые осторожно инструктируются остерегаться привычных и устойчивых направлений в своей деятельности, но быть внимательными к новым точкам зрения, наблюдается значительно улучшение их способности к умозаключению, проявляемое в увеличении числа правильных ответов.
Секей: задача: чашы весов уравновешены, на чашах разнородные предметы. Необходимо вывести чаши из равновесия ничего, не добавляя и не убирая. Решение: зажечь свечу, которая есть на одной из чаш.
Бывают разные виды функциональной фиксированности:
1) «общезначенческая»
2) ситуативная
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|