ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое и теоретическое мышлениеОбычно в психологии при исследовании мышления имелись в виду лишь те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов принимало за единственный образец умственной работы работу «теоретика». Но в жизни мыслят не только теоретики. В повседневной жизни постоянно встают вопросы, которые требуют мыслительной деятельности. Это «практическое мышление». Нельзя сказать, что в психологии вообще не ставился вопрос «практического интеллекта». Но проблема «практического интеллекта» сужалась до вопроса о наглядно-действенном, или сенсомоторном, мышлении. Под этим имелось ввиду мышление, которое, во-первых, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном смысле. В таком мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. Это понятие – очень важно, но не имеет прямого отношения в вопросу о практическом мышлении. При практическом мышлении объекты умственной деятельности – взаимоотношения групп людей, занятых в каком-либо деле, способы руководства этими группами и т.п. В теоретическом и практическом мышлении действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека. Различие между теоретическим и практическим мышлением состоит в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое – нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. И теоретическое, и практическое мышление тесно связано с практикой, но во втором случае эта связь имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах. Т.о. практическому мышлению присуща некоторая «ответственность». Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей работы, тогда как практический несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Т.о. рассмотрение теоретического мышления как высшую возможную форму проявления интеллекта – ошибочно.
26. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление Наглядно-действенное м.(НДМ) – существует у высших животных и человека. Основная характеристика – решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта. Например, обход препятствия для получения подкрепления у собаки (забор, который нужно обойти, чтобы получить еду); в учебнике Тихомирова – пример с ребенком, который должен достать игрушку, повернув рычаг в сторону «от себя». Положение игрушки исключает возможность достать ее рукой. Естественное желание – потянуть рычаг на себя. НДМ определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм отражения реальности. По Брунеру данный тип м. (действенное м.) отмечается к концу 1-го года жизни ребенка. Представление об объекте как о продолжение действия. Смешение мысли о действии с самим действием. Во 2-й половине 1-го года жизни возникает тесная связь между действием и восприятием. Предметы скорее переживаются чем мыслятся. § Наглядно-образное м.(НОМ) В исследованиях Н.Н. Поддьякова.Функции образного м. связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей Д., преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. В образе м.б. зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких т.з. Важная особенность наглядно-образного м. – установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. Т.е. в результате мысленного проигрывания комбинаций выбирается оптимальная для решения задачи. В отличие от наглядно-действенного м. вся ситуация преобразуется лишь в плане образа (пример: гусь из фанеры предъявляется дошкольнику, затем фигура закрывается фанерным диском так, чтобы была видна одна голова. Затем гуся поворачивают, а ребенка просят показать, где сейчас его хвост). На наглядно-образном уровне развития м. человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение НО представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. Брунер. 2-я стадия развития презентации индивидуального мира ребенка. Ребенок может представить себе мир в образах или пространственной схеме, относительно независимой от действия. Сложность организации перцептивного поля маленького ребенка намного меньше, чем у взрослых. Примерно в 9 лет происходит у детей объединение деталей в целостную картину (эксперимент Хеммендингера по тесту Роршаха). Это связывают с эгоцентричностью перцептивного мира маленького ребенка. Словарь ребенка развивается от наглядно представляемых категорий к более широким и утонченным категориям. НОМ играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. § Логико-понятийное м. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие ЛПМ перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Это м. выделяется как один из основных видов м., характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих и функционирующих на базе языка, языковых средств. Каждый уровень м. определяется 2-мя критериев: § Та форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать (в 1-х двух уровнях м. – левая часть названий, в 3-м уровне – правая часть названия): - объект как таковой в своей материальности и конкретности; - изображенный на рисунке, схеме, чертеже; - описанный в той или иной знаковой системе. Уровни м. идут от простых к сложным. Решение наглядных задач – наиболее простой показатель развития соответствующего уровня м.; Оперирование объектами во все боле отвлеченных обобщенных формах требует освоения новых мыслительных средств и развития познавательной сферы в целом. § Те основные формы (способы), которыми сам человек представляет и познает окружающий мир: - через практическое действие с объектом; - с помощью образных представлений; - логических понятий и других знаковых образований. Все 3 вида мышления являются универсальными для построения генетических классификаций мышления. Они образуют этапы развития м. в онто- и филогенезе. Все 3 вида м. сосуществуют у человека при решении различных задач. Уровни м. не всегда могут совпадать с формами по содержанию. Внутри каждого уровня можно выделить 2 различных плана: § Тех мыслительных средств, которыми субъект свободно владеет, представляя их как целостную, взаимосвязанную систему; § Тех мыслит. средств, с помощью которых данное целостное представление становится возможны, но которые сами еще не вполне освоены. Ж. Пиаже. Совмещение уровня с формами дает 4 стадии развития м. Средства более ранних форм объединяются в систему и осваиваются субъектом при помощи более поздних. Высшие уровни развития совпадают с овладением наиболее абстрактными, формально-логическими средствами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|