ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллектаТесты для оценки интеллекта появились еще в начале 20 века, когда французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. Задача Бине заключалась в том, чтобы правильно распределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их «интеллекта». Требования, которые школа предъявляла ученику, - это быстрое выполнение заданий, требующее мобилизации памяти, формирования понятий и решения проблем, имеющих порой лишь отдаленное отношение к повседневному опыту ребенка. Главной проблемой преподавателей стало медленное выполнение заданий некоторыми учениками, в результате чего отставал весь класс. В связи с этим было решено разделить детей в классы: «медленных» отправлять в более младшие классы, также разделить «средних» и «быстрых». Исходя из этой концепции обучения и соответствующего ей типа интеллекта, Бине создал свою шкалу, которая была опубликована в 1905 году. Вначале Бине собрал обширную инфу о тех знаниях и навыках, которые давались школой. По выясненным пунктам Бине предложил задания детям из выборки, включавшей представителей различных возрастов, и для каждой возрастной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал 10 наборов по 6 заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет. При использовании таких тестов ребенку определенного хронологического возраста предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т.д. лет, и так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное (как в школе) время выполнить 3 задания подряд. Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапазону 12 месяцев) было разработано по 6 заданий, следовало засчитать 2 месяца за каждое выполненное задание и сложить все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту ребенка. Вскоре стало ясно, что разница, например, в 30 месяцев между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 лет – не одно и то же. В связи с этим Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ). Концепция этого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок – это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. У этого метода остается все же один недостаток. Начиная с определенного хронологического возраста становилось уже непонятно, чему соответствует умственный возраст. Оказалось, что после 20-25 лет IQ, рассчитанный по умственному возрасту, уже теряет смысл. Для того чтобы устранить этот недостаток, в 40-х годах были разработаны таблицы IQ на основании результатов, полученных при тестировании представителей каждой возрастной группы. Тест Бине, усовершенствованный им совместно с Симоном, был вскоре адаптирован к условиям США Терменом в 1916 году и был назван в Америке тестом Стэнфорд-Бине (Термен работал в Стэнфордком университете). В те времена возникла необходимость в тестах для отбора солдат (Америка готовилась вступить в 1-ую мировую войну). Так появились первые тесты для взрослых, предназначенные для массового обследования: «армейский тест альфа» для грамотных и «армейский тест бета» для неграмотных. Первый из этих тестов был довольно похож на тесты, разработанные Бине для детей. Он состоял из различных вербальных заданий: 1 – практическое суждение, 2 – поиск синонимов, 3 – информационное, 4 – продолжить последовательность чисел. Во втором тесте оценивалось выполнение невербальных заданий, где требовалось, например, складывать кубики по данной модели, дополнять изображения и т.п. Т.о. в зависимости от того, умел ли человек читать и писать, подходы к его интеллекту и к его количественной оценке были разными. Идею объединения этих двух тестов с целью оценки обеих сторон интеллекта у одного и того же человека приписывают Векслеру. В 1939 году он создал шкалу интеллекта для взрослых, а в 1949 году – шкалу интеллекта для детей. Тесты обеих шкал представляют собой набор вербальных и невербальных заданий, относительно сходных с армейскими тестами. Однако эти задания в отличие от теста Стэнфорд-Бине были одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Оно сравнивалось со средним числом для соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стэнфорд-Бине и шкалы Векслера. Каждый раз необходимо учитывать, какой тип интеллекта исследуется и насколько связаны между собой, с одной стороны, способы решения повседневных проблем, а с другой – нахождение аналогий, решений головоломок или геометрические построения, особенно тогда, когда эти задания должны быть выполнены за ограниченное время. Только в 70-х годах реальная ценность тестов для общей оценки интеллекта была поставлена под сомнение, и специалисты начали постепенно от них отказываться. Сегодня эти тесты используются в основном некоторыми исследователями, которые на основании результатов, полученных для разных популяций, пытаются показать наследственный характер интеллекта и утверждают, что социальное неравенство легко можно объяснить врожденной интеллектуальной неполноценностью определенных рас или нижних классов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|