ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образное, визуальное и пространственное мышление§ Пространственное м. - И.С. Якиманской изучалось развитие образного (пространственного) м. школьников. Создание образов и оперирование ими – это уровни развития пространственного м. Д. представливания характеризуется: - особыми условиями создания образа (отвлечением от наглядной основы разного вида); - содержанием Д. представливания (типами преобразования образов); - уровнем сложности (числом и характером преобразований); - качественным своеобразием способов преобразования образов. Уровень развития Д. представливания проявляется в степени ее развернутости, произвольности, осознанности, в типе оперирования пространственными образами. 3 типа оперирования пространственными образами: § Изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам; § Изменение его структуры; § Комбинация этих преобразований. И.С. Якиманская выявила критические точки развития пространственного м.: § Переход от 3-хмерного пространства к 2-хмерному и обратно, § Переход от наглядных изображений к условно-символическим и обратно, § Переход от фиксированной в себе точки отсчета (координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета. § Визуальное м. – Р.Арнхейм. Применение в решение задачи визуального образа. Задача: сейчас 3 часа 40 мин; сколько времени будет через полчаса? Мальчик решает задачу: час – круг циферблата, полчаса – половина круга, в 3 часа 40 минут стрелка под косым углом слева. Если разрезать диск пополам – попадаешь в точку, которая находится в 2-х делениях справа от вертикали на противоположной стороне. Ответ переводится в числовую форму: 4 часа 10 мин. Этот мальчик применил в решении задачи визуальный образ. Для него целое – простая законченная форма, половина – половина формы, ход времени – круговое движение в пространстве. К визуальному м. прибегают все и всюду. Во всех случаях элементы проблемной ситуации изменяются, перестраиваются и трансформируются; внимание переключается; вводятся новые функции и взаимосвязи. Визуальное м. – м. посредством визуальных операций. Пример –художник. Для изображения картины он изобретает и оценивает образы и манипулирует ими. Когда образ достигает конечной стадии – исход визуального м. Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением м. Чувство зрения действует путем образования визуальных понятий, т.е. путем форм, которые соответствуют внешнему виду предметов в данном окружении. Эти визуальные понятия имеют свои эквиваленты в рисунках и картинах. Всякое восприятие состоит в схватывании абстрактных черт. М. занимается предметами и событиями известного нам мира. Поэтому в процессе м. эти предметы и событии должны присутствовать и быть объектами действия. Если они присутствуют реально, то мы можем воспринимать их, думать о них, пользоваться ими. § Образное м. Арнхейм. Для умственного образа характерна неполнота. Запечатление лишь существенных деталей, по которым происходит целостное восстановление. Проблема «смысла»: - чувственные образы дополняются интеллектуальными знаниями; - смысл – эффект наложения прошлых образов на текущие образы памяти. Элементы м. в восприятии и элементы восприятия в м. дополняют друг друга. Они превращают познание в единый процесс. Возможность восстановления целостного образа по абстрактной, запечатленной детали (например, образ юриста – представляется портфель и т.п.).
Образное мышление – единая система форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, - с переходами от означивания конкретных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними связи, обобщению и построению образно-концептуальной модели и выявлению на её основе категориальной структуры сущностной функции отражаемого. Наглядно-образное мышление – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления. Психолого-генетические исследования показали, что переход от Н.-д. м. к Н.-о. м. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представление в виде своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов. Когда предметы физически отсутствуют, они представлены косвенно нашей памятью и знаниями о них; опыт откладывается в образах и этими образами мы оперируем так же, как если бы они были самыми оригинальными. Умственный образ – это образ фрагментарный, неполный, размытый («импрессионистский эскиз», по Титченеру). Он имеет своим фундаментом перцептивный, реально существовавший когда-то образ, который запечатлен в памяти. Но образное мышление работает не со следами памяти, а с глобальными умственными образами. Если на ранней стадии ребенок создал перцептивный мир для себя, то на данной стадии он активно ищет пути более глубокого познания мира. Далее идёт освоение речи. Кульман считает, что основным орудием мышления у детей служат образы и манипулированием ими. Либо после усвоение речи все мышление строится на ней, либо образное мышление приспосабливается к решению сложных задач. На этих ранних стадиях развития мышления наиболее характерна фиксация поверхностных свойств предмета. Арнхейм: «Элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|