ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
E. Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.Песни Шуберта образают новый этап в развитии песни. Песня обогащается в его творчестве новыми средствами выражения. Содержательность песни растёт разносторонним и реалистичным, способным давать через музыку самые сложные проблемы и глубокие переживания. Основа песенного творчества Шуберта – простая куплетная песня, которая была излюбленным вокальным жанром в венских салонах, но всё-таки песня прямо связана с народной немецкой музыкой. Таких песен много в творчестве Шуберта, где у песни содержанием является устойчивое неменяющееся настроение. ("Куда", "Настроение", "Нетерпение" из цикла "Прекрасная мельничиха"). Шуберт привносит в песнях маленькие изменения, согласовывает музыку с текстом, добавляет связывающие эпизоды, ретчитативы («Любопытсво» и т.д.), взятые из оперной музыки или драматических декламаций («Липа»). Каждое романтическое изменение, каждый новый шаг событий находит развитие в отражании музыки. По этой дороге он достигает большего развития музыки. Всё это ведёт к драматизму песни. Творчество: В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» (1816 г.)принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюлера -«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной». Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря».) Шуберт не старался подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Расцвет шубертовского творчества - 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а "Неоконченная" - найдена только в 1865 г. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма. Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего ок. 20 произведений) - оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В. Чези "Розамунда". Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, ок. 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре. Новое возникает и в песенном творчестве. 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера - 2 этапа жизненного пути человека. Первый из них - "Прекрасная мельничиха" (1823) - своего рода "роман в песнях", охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек - все создает жизнерадостное настроение. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда? Но вот ручей приводит юношу к мельнице. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение. Его фантазии до-мажор и фа-минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре-минор, квинтете до-мажор, фортепьянном квартете «Форель», большой симфонии до-мажор и незавершенной симфонии си-минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен, хотя их у него около 20. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имеет некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для круга друзей. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 32 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до-мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.). Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|