Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В процессе подготовки к роли ведущих школьных служб примирения




(по t-критерию Стьюдента)

Название переменных Среднее значение до обучения по программе «Воздушный змей» Среднее значение после обучения по программе «Воздушный змей» Количество испытуемых Уровень значимости
1.Доступность «уверенности в себе» 5,77 4,86   0,02
2. Избегание, как способ регулирования конфликтов 5,95 4,77   0, 04
3.Ум, способности Я – идеального 91,77 95,5   0,04
4. Агрессивный как тип отношения к окружающим 5,64 4,41   < 0,001
5.Подчиняемый как тип отношения к окружающим   3,91   0,04
6.Зависимый как тип отношения к окружающим 5,27 3,73   < 0,001

 

.

 

В конце смены ребята оформили самоотчеты (см. приложение), в которых отметили, что приобрели опыт конструктивного взаимодействия, узнали много нового о себе, стали более внимательны к себе и окружающим людям. Большая часть ребят подтвердила свое намерение участвовать в работе школьной службы примирения. Ребята высказали пожелание продолжить традицию проведения лагерных смен «Воздушного змея».

«… Помимо новых знаний, я еще изменилась…Также я узнала новое о разных методах, приемах в психологии при предварительных, примирительных встречах. Например, отражение, ведь на одном из занятий мы подробно изучали, как нужно отражать чувства человека через одну фразу. Узнала также многое о себе… Я научилась лучше общаться с людьми, лучше понимать окружающих. Этот лагерь помог мне закрепить мои знания. Мне очень понравилось, потому что здесь было очень весело, были различные конкурсы и игры, были дискотеки, был вполне нормальный режим дня, и были очень интересные психологические тренинги…Жизнь в лагере приучила меня к порядку…»

Александра Б., г. Пермь, школа № 91

 

«… Существует пословица: «Тяжело в учении, но легко в бою»… Я многому научился в течение этих двух недель: стал чувствовать себя уверенней в роли ведущего, узнал много нового и интересного, что пригодится мне в жизни, и особенно в школьной службе примирения…Особенно мне понравился тренинг ВТ»

Евгений О., г. Пермь, школа № 109

 

«… Этот лагерь помог мне открыться, стать общительным, раскрепощенным. Я в нем полностью изменился. Мне понравилось общаться со своими сверстниками… На следующий год я снова хочу приехать в этот лагерь».

Игорь К., г. Нытва, школа № 2

«…Мы ходили на уроки общения. На уроках мне очень понравилось, мы играли в интересные игры, придумывали истории, делали всевозможные тесты…».

Марина Р., г. Нытва, школа №2

 

«…Мы проходили различные психологические тренинги, учились применять на практике восстановительные технологии. Увлекательные игры помогли мне понять других людей. Юлия Владимировна помогла понять мне восстановительную технологию…»

Катя Б., г. Пермь, школа № 108

 

«…Лично мне эти занятия помогут для написания проекта на научную конференцию в нашей школе. Но больше всего для меня были полезны занятия с Юлией Владимировной. Они были познавательными и очень важными для будущих сотрудников служб примирения…»

 

Катя М., г. Пермь, школа № 109

 

«…В мои планы на будущее входит более глубокое внедрение в ШСП. А также я бы хотела участвовать в различных конкурсах, основанных на восстановительных технологиях…»

Полина Н., г. Пермь, школа № 122

 

 

Выводы. По результатам диагностики, наблюдений, индивидуальных бесед можно говорить о том, что занятия по программе «Воздушный змей» и пребывание в лагере создало условия для большего осознания подростками своих мотивов поведения, для осознания своей роли в возникновении конфликтных ситуаций, активизировало их внутренние позитивные ресурсы (способность по-другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной жизненной ситуации). Это повысило способность ребят адаптироваться к меняющимся условиям жизни, к возможным кризисным ситуациям в будущем. У участников появился начальный опыт проектной деятельности, активизировалась собственная мотивация на самостоятельное успешное функционирование в обществе. У них повысилась способность построения эмоционально благополучных отношений друг с другом: в условиях лагеря сложилась реальная ситуация острого конфликта между двумя группами, используя знания и навыки проведения восстановительной программы, ребята, при поддержке взрослых, смогли разрешить этот конфликт. По окончанию пребывания в лагере они отметили, что, если бы программа не была бы проведена, то вражда между конфликтующими сторонами, скорее всего, продлилась бы до конца смены). Реальный жизненный опыт ребят развил их умение позитивно относиться к неизбежным между людьми столкновениям интересов и потребностей, умение использовать конфликты для лучшего понимания себя и других. У подростков активизировалась способность к самоорганизации, они научились осознавать собственные эмоциональные реакции в ходе проведения учебных программ примирения, отслеживать и сохранять профессиональную позицию нейтрального посредника. Они освоили начальные навыки проведения программ примирения, что позволит им активно включиться в работу школьной службы примирения в своем учебном заведении.

Совместная работа сдружила ребят, они почувствовали себя командой. На встрече в начале учебного года они бурно обсуждали планы на будущее, радовались успехам друзей: тому, что в двух школах для работы ШСП предоставлены отдельные помещения. Ребята проявили интерес к работе ребят из Нытвы, написали им письмо, оформили дружеский приветственный коллаж. Это является хорошей предпосылкой для того, чтобы де6ятельность ШСП сводилась не только к функционалу (проведение примирительных программ), но и формировала вокруг себя клубное пространство, в котором подростки могли бы просто интересно общаться.

 

Тематический план

занятия Цель задачи Упражнения Альтернативные упражнения время (мин)
Вводное занятие Презентация программы «Воздушный змей» 1. Сформировать представление у подростков об особенностях программы 2. Провести первичную психологическую диагностику 1.Презентация программы 2.Психологическая диагностика:
  • Методика К. Томаса
  • Методика Т. Лири
  • Методика Е.Б. Фанталовой
  • Методика Дембо - Рубинштейн
   
1. Знакомство участников программы друг с другом Создание благоприятных условия для работы тренинговой группы. 1. Принять правила работы группы 2. Познакомить участников программы друг с другом   1. «Правила работы в группе» 2. «Снежный ком» 3. «Мое имя: почему меня так назвали?»* 4. «Мухолов» 5. «Интервью»* 6. «Ветер дует на того, кто…» 7. «Ассоциации», МПС* 8. «Перетягивание» 9. Рефлексия занятия     «Радистка Кэт»     «Гусеница»          
2. Наше активное общение в группе Закрепление активного стиля общения в группе 1. Формировать навыки эффективной работы в команде. 1. «Нетрадиционное приветствие» 2. «Имя соседа» (мяч) 3. «На Луне» (таблица)* 4.«Воздушный шар»* 5 «Му-му» (деление на группы) 6. «Немое кино» 7. «Дракон» 8. «Мозговой штурм» 9. «Построиться по…» 10. «Клубок» 11. Рефлексия   «Треугольник» (с использованием веревки)     «Паутина»        
3.Общение-жизнь… Закрепление коммуникатив - ных навыков 1.Развивать коммуникативные навыки через познание себя 1. Мое настроение 2. «Герб»* 3. «Фотоаппарат»* 4. «Моя идеальная комната»* 5. «Спина к спине» 6. «Общие рисунки»* 7. «Бревно»* 8. Рефлексия     «Слепой и поводырь»      
4.Конфликт – это… Формирование отношения к конфликту как способу личностного роста 1. Расширить понятийный аппарат в области конфликтологии 2. развивать навыки конструктивного выхода из конфликтной ситуации 1. Понятие «конфликт» - это… 2. Интерпретация результатов диагностики 3. «Перетягивания»* 4. Работа по группам (5 групп) 5. «Вода, огонь, лед» 5. «Красное и черное»* 6. Рефлексия   «Моряки и акулы»        
5.Примирительная программа. Этапы, принципы проведения. Формирование представления о деятельности ведущего примиритель-ной программы 1.Ввести основные понятия восстановительного подхода 2.Отработать основные техники слушания 1.Принципы проведения примирительных программ 2. Основные этапы деятельности ведущего. 3. «Контакт глаз»* 4.Отработка основных техник слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое. 4. «Танцы» 5. Рефлексия          
6.Приемы работы ведущего Отработка основных приемов работы ведущего 1. Закрепить навыки безоценочного отношения к сторонам конфликтной ситуации 1. Клеймение* 2.Безоценочное высказывание 3. Стихотворение* 4. Отражение фраз индивидуально 5. Рефлексия      
7.Инициирующая встреча Развитие навыков самопрезента-ции 1. Отработать навыки составления «легенды» 2. Отработать навык проведения этапа «инициирующая встреча» 1. Написание легенды 2. Презентация легенды 3. Проработка ошибок (групповое обсуждение) 4. Инициирующая встреча (ролевая игра) 5. Рефлексия            
8.Предварительная встреча   Развитие навыков проведения примиритель-ной программы 1. Отработать навыки проведения предварительной встречи 1. Ролевая игра 2. Рефлексия    
9.Примирительная встреча Развитие навыков проведения примиритель-ной программы 1. Отработать навыки проведения примирительной встречи 1. Ролевая игра 2. Рефлексия    
10.Проектная деятельность Формирование целостного восприятия работы ШСП 1. Закрепить навыки групповой работы 2. Развить умения формулировать цели и определять пути их реализации 1. Цели работы ШСП 2. Реклама ШСП 3. Структура ШСП 4. Планирование 5. Рефлексия      
Повторная диагностика Анализ динамики развития участников ШСП     Психологическая диагностика    

*- маркер указывает на то, что после упражнения проводится рефлексия

 

Краткое описание занятий программы

 

Занятие 1 «Знакомство участников программы друг с другом»

1. Вступление: «Правила работы в группе»

В нашей группе будет происходить многое, на первый взгляд, необычное. Но, так или иначе, мы будем говорить о себе, что-то важное для нас, личностно – значимое. Поэтому здесь не может быть правильных или неправильных мнений, они все имеют право быть высказанными. Они все в полной мере ценны и принимаются независимо от того, согласны мы с ними или нет. Каждый имеет право быть услышанным, и никто не имеет права осуждать его за это.

То, что мы здесь встретились - это не просто случайность, это часть нашей жизни, которую мы проживаем вместе. Одна из трудностей нашей повседневной жизни - это то, что люди не умеют жить в настоящем времени: они живут либо в прошлом, в своих воспоминаниях, либо в будущем - в своих надеждах и опасениях. Для нас же очень важно будет жить в группе именно в настоящем, в том, что будет происходить в группе «здесь и теперь».

Вы уже заметили, что сидим в кругу и это сделано специально по нескольким причинам. Круг - это символ гармонии, мы обращены лицом ко всем остальным и внутри круга сосредотачивается положительная энергия группы, которая помогает нам двигаться вперед. Поэтому очень важно не допускать разрушение этого энергетического поля, например, пропуская занятия или даже появления новых членов группы, поскольку меняется энергетика группы и это вызывает определенные трудности. На энергетику группы влияет даже и то, как мы рассаживаемся в круге. В китайской мифологии есть такие понятия как «янь» и «инь», означающие мужское и женское начало. Так вот, наиболее благоприятно, когда члены группы сидят таким образом, чтобы «янь» и «инь» сочетались между собой, а не скапливались на отдельных полюсах.

Иногда выполнение того или иного упражнения может вас глубоко взволновать, задеть что-то личное в вас. В таких случаях вы можете сказать «стоп» и это будет означать, что вам трудно и что вы не хотите продолжение этой темы. Но не стоит злоупотреблять этой возможностью. Пояснить сказанное можно на примере графина с водой, куда попало несколько грязных капель. Теперь сколько не добавляй в этот графин чистой воды, она все равно будет грязной. Лучший выход - выплеснуть воду из графина совсем, а уж затем налить туда новую. Иными словами, зачастую лучше попробовать все-таки разобраться в своих проблемах.

 

2. «Снежный ком»

Данное упражнение способствует запоминанию имен участников.

Человек называет свое имя и качество (если в группе небольшое количество человек, то 2 качества), второй повторяет имя и качество первого человека и называет свое имя и качество, третий повторяет имена и качества первых двух человек и называет свое имя и качество. Возможно введение обозначения своего настроения каким-либо цветом вместо качеств.

 

3. «Мое имя: почему меня так назвали?»*

Данное упражнение дает возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию.

Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так, назвали, нравится ли свое имя, как зовут дома, в школе, как хотелось бы, чтобы называли на занятиях.

Из опыта работы: Если участнику не нравится его имя, то можно предложить: «Как ты хочешь, чтобы тебя здесь называли?»

 

4. «Мухолов»

Данное упражнение позволяет снять напряжение и запомнить участников группы, а также проследить, кто из участников является отверженным и принятым.

Участники становятся в круг. Выбирается один человек на роль ведущего он становится мухоловом.

Инструкция: «Между нами будет летать воображаемая муха, она перелетает с одного плеча на другое. Задача мухолова успеть поймать муху, хлопнув газеткой по плечу человека. Движениями этой мухи мы можем управлять. Например, муха сидит на моем плече, я называю имя Лены, и она перелетает на плечо Лены. Лена называет имя Дениса, и муха перелетает к Денису и т.д. Мухолов поймает муху, если хлопнет по плечу до того, как тот назовет чье-нибудь имя».

 

5. «Интервью»*

Данное упражнение позволяет участникам отработать навыки конструктивного общения и развивает память.

Дети объединяются в пары и рассказывают о себе за короткий промежуток времени. Затем каждый из них рассказывает про своего собеседника от первого лица.

 

6. «Ветер дует на того, кто…»

Упражнение используется как разминка, способствует сплочению, знакомству друг с другом.

Ребята садятся в круг, водящий стоит в кругу. Водящий называет любой признак, например: «Ветер дует на того, кто любит мороженое» и т.п. Те ребята, кому подходит данный признак, т.е., кто любит мороженое, должны поменять свое место. Задача водящего успеть сесть на чей-нибудь стул.

 

7. «Ассоциации», МПС*

Упражнение способствует самопознанию через другого.

Каждый участник говорит о загаданном человеке ассоциацией, отвечая на вопросы ведущего, например, «Если он был бы насекомым, то каким?»

 

8. «Перетягивание»

Упражнение используется как разминка. Активное упражнение, позволяющее зарядиться позитивной энергией и расстаться с напряжением и усталостью.

Разделение детей на две команды. Цель каждого перетянуть на свою сторону как можно больше людей из противоположной команды, а попавший в чужую команду автоматически становится ее членом.

 

9. Рефлексия занятия

Вопросы для проведения рефлексии подбираются в зависимости от темы занятия, состояния группы, их актуальности на данный момент. Примерные вопросы для организации рефлексии:

- Что чувствовал во время занятия?

- Что было трудным, что далось легко?

- Что показалось интересным, удивительным, самым значимым?

- Твои ожидания на следующее занятие?

- Что было для тебя полезным, что нового ты узнал о себе?

 

Занятие 2. «Наше активное общение в группе»

1. «Нетрадиционное приветствие»

Разогревающее упражнение, настраивающее участников на активное общение.

Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга нетрадиционными способами:

«Поздоровайтесь

§ Коленкой

§ Плечом

§ Носом и т.п.»

Участники должны поздороваться предложенными способами с каждым, задевая теми частями тела, которые предлагает ведущий часть тела другого человека.

2. «Имя соседа»

Упражнение закрепляет запоминание имен в группе.

Получая в свои руки мяч, участник должен назвать имя своего соседа справа (слева), можно предложить делать комплименты соседу справа (слева).

3. «На Луне»*

Упражнение применяется для отработки навыков работы в команде.

Предлагается следующая инструкция: Представьте себе, что вы оказались на темной стороне Луны после крушения космического корабля. Вам необходимо взять с собой ряд предметов, которые представлены на карточке (каждому участнику выдается карточка со списком предметов) и преодолеть расстояние в 370 км до светлой стороны луны. Проранжируйте от 1 до 15, где на 1 месте будет наиболее важная, на ваш взгляд, вещь, а на 15- наименее важная.

Список предметов (индивидуальный лист)

«На Луне»

Название предмета Индивидуальный порядковый номер Групповой порядковый номер Правильные ответы*
Коробок спичек      
Пищевой концентрат      
50 футов капроновой веревки      
Парашютный шелк      
Портативный нагреватель      
2 револьвера 45-го калибра      
Одна упаковка сухого молока      
Два 100-литровых баллона с кислородом      
Звездная карта (лунного созвездия)      
Надувной плот      
Компас магнитный      
5 галлонов (примерно 19 л) воды      
Сигнальные ракеты      
Аптечка первой помощи с иглами для инъекций      
Радиоприемник-передатчик на солнечных батареях      

*-правильные ответы ведущий сообщает в конце, причем, если ответ совпадает, то присваевается 1 балл, если количество балов превышает 11, то человек выжил на Луне.

Далее обсуждаются результаты: было легче одному принимать решение или в группе, когда решения были более правильными, какую роль занимал во время работы в группе.

 

4.«Воздушный шар»*

Упражнение направлено на развитие умения отстаивать свою точку зрения, определения своего положения в данной группе.

Предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что вы группа людей путешествующих на воздушном шаре, причем воздушный шар теряет высоту и вам необходимо будет каждые 3 минуты принимать решение о том, кого из пассажиров вы будете выкидывать. Сейчас каждому из вас необходимо придумать себе определенную роль: возраст, профессию, семейное положение».

После проведения данного упражнения необходимо каждому участнику разотождествиться с ролью, произнеся фразу «Я Саша, а не …».

5. «Му-му»

С помощью упражнения можно участников объединить в группы.

Предлагается следующая инструкция: «Встаньте в круг. Сейчас я скажу каждому название животного, необходимо его запомнить (ведущий подходит к каждому по очереди и называет роль: «кошка», «собака», «коровка», «птичка» и т.п., таким образом, команда делится на четыре группы). Теперь закройте глаза и, издавая звуки предложенных животных, объединитесь в группы».

 

6. «Немое кино»

Активная работа по группам. Данное упражнение позволяет отработать навыки невербального общения и актерского мастерства.

Ведущий предлагает понятия, которые изображаются участниками одной из команд без слов. Команда, которая первая угадала и озвучила это понятие, зарабатывает 1 балл.

 

7.«Дракон»

Активная подвижная игра. От одной команды требуется 3 человека, которые будут составлять тело дракона (голова, туловище, хвост), от другой команды-1 человек, который должен будет поймать хвост «дракона». Проигрыш команде засчитывается в случае если: «дракон» расцепляется, ловец коснулся хвоста «дракона». Предоставляется 2 минуты для 1 акта игры. Желательно, чтобы в данном упражнении все приняли участие.

 

8.«Мозговой штурм»*

Ведущий предлагает незаконченную фразу, например: «В пустыне нашли сломанную спичку…». Командам необходимо придумать истории и обыграть одну из них. Упражнение проводиться по всем условиям мозгового штурма (на обсуждение принимаются любые предложения, они не подвергаются критике, из них выбираются самые необычные).

 

9.«Построиться по…»*

Активное упражнение, позволяющее отработать навыки невербального общения. Участникам предлагается построиться по размеру ладони, по цвету глаз, по дням рождения не используя слова.

 

10.«Клубок»*

Упражнение на коллективное действие.

Участники выстраиваются в одну линию, берутся за руки, первому дают веревку, последний начинает двигаться, заворачиваясь в «клубок». Затем ведущий обвязывает веревкой «клубок». «Клубок» должен преодолеть некоторое расстояние, двигаясь по комнате

 

10. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

Занятие 3. «Общение-жизнь…»

 

1. Мое настроение

Можно отследить изменение настроения в течение занятия.

Каждый участник рассказывает, с каким настроением пришел на занятие, какого оно цвета.

 

2. «Герб»*

Предлагается придумать (нарисовать) свой герб (форма, фон, символы), проанализировать свою работу. Провести презентацию своего герба.

 

3.«Фотоаппарат»*

Упражнение направлено на развитие эмпатии.

Участникам предлагается работа в парах. Один выбирает роль «фотографа», другой – «фотоаппарата». «Фотоаппарат», с закрытыми глазами, следует за «фотографом» и может открывать глаза только по знаку «фотографа» (знаком является пожатие рукой). Затем дети меняются ролями.

 

4. «Моя идеальная комната»*

Упражнение выполняется в парах; развивает интуицию и понимание своего собеседника; способствует самопознанию.

Участникам необходимо придумать свою идеальную комнату, затем каждый пытается угадать, какую комнату задумал его партнер.

 

5. «Спина к спине»*

Упражнение на доверие, выполняется в парах. Участники встают друг к другу спинами, опираются друг на друга плечами, сохраняя контакт плечами и удерживая равновесие, делают несколько шагов вперед до сохранения устойчивого положения. Затем им предлагают в парах, сохраняя позиции, присесть, подняться, походить по залу. Далее пары объединяются в четверки: задача участников сохранить динамическое равновесие в группе, опираясь друг на друга только плечами. Количество участников в группе можно увеличивать до того момента, пока группа не распадется.

 

6. «Общие рисунки»*

Упражнение проводится в кругу. Участники начинают что-либо рисовать на своих листах, по команде ведущего передают незаконченные рисунки соседу справа. Рисование продолжается до момента возвращения рисунка своему владельцу.

 

7. «Бревно»*

Участники встают на скамейку. Им дается задание: по – очереди перейти от начала в конец скамейки. Если кто-то из группы срывается со скамейки, то члены группы решают: может вернуться и продолжить действие «выпавший» участник или он покинет группу. Если участник возвращается, то игра начинается с самого начала.

 

8. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

Занятие 4. «Конфликт-это…»

 

1. Понятие «конфликт» - это…

Участникам предлагается обсудить понятие «конфликт», ответы фиксируются на бумаге или на доске, затем ведущий обобщает результаты работы и предлагает научные определения понятия в различных подходах.

 

2. Интерпретация результатов диагностики

Ведущий объясняет значение диагностических шкал, рассказывает о пяти стилях поведения в конфликтной ситуации (по Томасу), участники индивидуально анализируют свои результаты, затем по желанию комментируют их. В завершении ведущий дает интерпретацию диагностики в общем по группе. К результатам диагностики возвращаются в упражнении № 4 четвертого занятия.

 

3. «Перетягивания»*

Активное упражнение, снимающее напряжение. Дает возможность на поведенческом уровне отследить индивидуальные формы реагирования в конфликтной ситуации.

Группа делится на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга, обозначается граница. Дается инструкция: «Увеличить количество участников в своей команде, те, кто попадает за границу, становится членом противоположной команды, действовать можно различными способами». Через определенное время действие останавливается, подсчитывается количество участников в каждой команде.

 

4. Стили поведения в конфликте. Работа по группам

Участники объединяются в группы (5 групп), каждой группе выдаются карточки, в которых перечислены стили поведения в конфликтной ситуации: «избегание», «приспособление», «конкуренция», «сотрудничество», «компромисс». Участники обсуждают плюсы и минусы определенного стиля поведения. Результаты работы ведущим фиксируются на доске, делается вывод: в разных жизненных ситуациях можно использовать разные стили поведения в конфликте, но наиболее продуктивен стиль поведения «сотрудничество». Этот стиль поведения используется в восстановительной технологии.

5. «Вода, огонь, лед»

Активное упражнение, снимающее напряжение.

Участники изображают следующие стихии: «огонь» (двигаются быстро), «вода» (движения тела мягкие, нежные), «лед» (тело замирает в какой-либо позе, мышцы напряжены).

 

 

5. «Красное и черное»*

Для выполнения данного упражнения необходимы 2 команды.

Инструкция участникам: «У каждой команды 10 ходов. Если одна команда предлагает «красный», и другая «красный», то каждой команде присваивается +10 баллов, если выбор «черный» - «черный», то каждой команде присваивается -10 баллов, если команды выбирают «красный» - «черный», то им присваивают +10, +5 соответственно. Задача каждой команды – набрать наибольшее количество баллов».

В конце происходит подведение итогов игры и обсуждение, делается вывод: наиболее продуктивный стиль поведения в данной ситуации - сотрудничество (то есть выбор должен быть и в пользу соперников и в свою пользу).

 

6. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

Занятие 5. «Примирительная программа. Этапы, принципы проведения»

 

1.Принципы проведения примирительных программ

Ведущий представляет группе принципы проведения восстановительной программы в форме беседы. По ходу беседы ведущий акцентирует внимание участников на том, что необходимо зафиксировать в своих тетрадях.

Ведущий программы должен знать и транслировать следующие принципы участникам программы:

· Исцеление жертвы. Здесь основное внимание фокусируется на чувствах и потребностях жертвы, разрешении ее проблем, возникших в результате конфликта. Во многих случаях возможность выговориться, получить ответы на важные вопросы (например, «почему это произошло именно со мной?») для жертвы важнее материальных потерь.

· Возмещение ущерба непосредственно нарушителем. Это активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (не только материального, но и так называемого «символического») и удовлетворение других нужд жертвы.

· Активное участие сторон в разрешении ситуации. Нам важно, чтобы участники программы получили собственный опыт разрешения своих конфликтов. Кроме того, если участники сами приняли решение, то, скорее всего, они его исполнят. Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а начинали видеть Человека. В этом случае не происходит дальнейшей эскалации конфликта, не возникает враждебности.

· Диалоговые формы разрешения конфликта. О способе разрешения ситуации участники должны договориться сами в ходе диалога. Чтобы он получился конструктивным, нужно помочь участникам подготовиться к диалогу, а зачастую и организовать сам диалог. В редких случаях применяется опосредованный диалог (например, в виде переписки).

 

· Включение сообщества в нормализацию взаимоотношений. Поощряется участие в восстановительной программе людей, которые могут оказать поддержку сторонам и помочь в их реабилитации. Участие общества в разрешении конфликтов (в том числе таких предельных, как криминальные) является альтернативной правосудию, ориентированному в первую очередь на наказание преступника.

 

2. Основные этапы деятельности ведущего. Творческая работа

(см. приложение)

Ведущий рассказывает об этапах выполнения программы примирения: об алгоритмах действий на каждом этапе и задачах, затем участники объединяются в подгруппы. Им дается задание: вспомнить и записать этапы выполнения программы, алгоритм действий, задачи. Далее каждая группа отправляет в соседнюю своего представителя. Представитель группы знакомит соседей с результатами проведенной работы. Участники соседней группы могут задать вопросы и сделать дополнения к его работе. Внеся исправления и дополнения, если они появятся, представитель возвращается в свою группу и доводит до ее сведения информацию об изменениях. После этого группа оформляет результаты работы в виде рисунка, на котором должны быть отражены этапы и особенности проведения программы примирения. Каждая группа проводит презентацию своей совместной работы, остальные участники могут задавать вопросы к работе. Если возникнет необходимость, дается время на то, чтобы откорректировать свою работу.

Информация для ведения беседы:

Ведущий программы примирения не является судьей, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий - нейтральный посредник, он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных