Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы выполнения программы примирения




этапы Задачи и алгоритм действий
1 этап подготовительный Задача: определить возможность использования восстановительной программы по данному случаю. 1. Получив информацию о событии, определить, подходит ли оно для работы с использованием восстановительных программ. 2. Выяснить возможное участие источника информации в программе. 3. Понять, как будет развиваться ситуация дальше в зависимости от проведения программы примирения (будет ли дело передано в педсовет, на заседание КДН, в суд т пр.)
2 этап Предварительные встречи Задача: создать безопасные условия для доверительного общения и снятия эмоционального напряжения, активизировать внутреннюю конструктивность участников, ориентированную на будущее. Подготовить участника к примирительной встрече. 1. Представиться полностью, установить доверительные отношения. 2. Выслушать личную историю человека. 3. Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах. 4. Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации. 5. Принять решение об уместности программы. 6. Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней. 7. Если сторона дает согласие, подготовить ее к участию в программе (информировать о вопросах, которые будут обсуждаться на программе, о правилах программы). 8. Учесть пожелания каждой стороны в организации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения).
3 этап Примирительная встреча Задачи: создать безопасные условия для доверительного общения, активизировать внутреннюю конструктивность участников, направленную на установление диалога, налаживание связи между ними. Создание условий для заключения соглашения, нормализация отношений. 1. Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, расположение участников, возможность для конфиденциальных переговоров). 2. Представить участников, обсудить правила встречи. 3. Помочь выразить (а при необходимости переформулировать) сильные эмоции сторон. 4. Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуации. 5. помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего. 6. Организовать диалог о возмещении ущерба, о будущем правонарушителя, а при необходимости - и будущем жертвы. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?» 7. Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованный решения сторон и механизм его выполнения. 8. Выяснить, кто будет информировать ведущего о ходе выполнения договора.  
4 этап Выполнение договора Задача: подтвердить выполнение условий примирительного договора 1. Проверить выполнение договора. 2. Организовать при необходимости дополнительную встречу.

3. «Контакт глаз»*

Упражнение направлено на отработку навыка устанавливать контакт. Ведущий сообщает подросткам о важности умения устанавливать контакт с участниками конфликтной ситуации. Он говорит о том, что большую роль в установлении контакта играет зрительный контакт (первое впечатление о человеке формируется в первые 15 секунд с момента встречи) и предлагает участникам попрактиковаться в установлении такого контакта.

Инструкция: Вам необходимо с помощью взгляда установить контакт с любым участником (например, подмигнуть) на счет «пять» вы должны поменяться с ним местами.

 

4.Отработка основных техник слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое.

Информация:

Организация пространства во время проведения примирительной программы важна. Ведущий рассказывает об особенностях организации пространства при проведении примирительной программы.

Также очень важно умение слушать.

Что значит «уметь слушать»?

Слушание – это не молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. В любом высказывании существуют, по крайней мере, два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. Еще может быть уровень поведенческий (мимика, жесты…). В этой связи обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего.

Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют рефлексивным (активным) слушанием – это вид слушания, который подразумевает постоянное отражение содержания той информации, которую передает вам собеседник. Целью активного слушания является адекватная обратная связь, уверенность в том, что передаваемая собеседником информация вами правильно понята, другая цель – удержание партнерской позиции.

Рефлексивное (активное) слушание предполагает:

· заинтересованное отношение к собеседнику.

· Уточняющие вопросы

· Парафраз по типу: «правильно ли я понял, что…?» (со знаком вопроса в конце фразы).

· Получение ответа на свой вопрос (Это может быть: «Да», «Нет, не правильно», «Не совсем, я имею в виду…»)

 

Как и всякая другая техника, приемы активного слушания не универсальны. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают, так как человек не является в прямом смысле собеседником, он просто человек, который не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора, да ему это и не надо. Отражать ему информацию или его чувства – дело совершенно бессмысленное и даже вредное. Это может вызвать у человека дополнительное раздражение. А надо ему только одно – выговориться, успокоиться, прийти в состояния нормального самоконтроля, и только после этого с ним можно будет выстраивать диалог, только после этого человек будет способен слышать то, что ему говорят.

В таких случаях эффективно работает так называемое нерефлексивное (пассивное) слушание – вид слушания, который необходим в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии возбуждения и аффекта. Целью пассивного слушания является вывод партнера по общению из состояния аффекта, его эмоциональная разрядка, приведение его в состояние относительного спокойствия, в котором с ним можно было бы общаться на равных.

При пассивном слушании важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу-угу, ну конечно» и т.п. Совсем молчать нельзя, так как глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Разговор не должен прерываться, пока собеседник «не остынет». Поэтому в те моменты, когда собеседник замолкает, самым естественным тоном задавайте уточняющие вопросы: «И что он тебе сказал?» или «А что вы ответили?» или «А где была Маша в это время?». Главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние.

Пассивное слушание, таким образом, только по названию пассивное. На самом же деле оно требует определенной душевной работы. Надо помнить, что всякая техника – это всего лишь приемы, которые существуют как бы вне нас, и могут быть эффективно использованы, а могут оказаться и безрезультатными. Важно Кто их использует и Как он это делает – осознанно или нет. Приемы пассивного слушания будут действенными только в том случае, если предварительно вы проведете работу с собой, со своими «Я-слушаниями».

Причины различны, но, пожалуй, для любого человека главное в таких случаях – желание, чтобы вас поняли, разделили с вами те чувства, переживания, которые вы испытываете. Говорят, что горе разделенное уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое увеличивается. Главное, видимо, состоит именно в этом – в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Поэтому, важно не только, а часто и не столько понимание тех слов, которые говорит человек, сколько понимание его эмоционального состояния, того, что он переживает в данный момент.

Важно эмпатическое слушание – вид слушания, который подразумевает постоянное отражение чувств собеседника. Целью эмпатического слушания является создание у партнера чувства того, что его чувства и переживания приняты вами, интересны вам.

Эмпатия это – способность переживать те же чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент. «Вживание», «вчувствывание» в партнера.

Отражение чувств – процесс вербальной и невербальной обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь со своим партнером.

Правила эмпатического слушания

· Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений, почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

· Своей реакцией на слова партнера вы должны по возможности точно отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

· Эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника, тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувства партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Объяснения причин не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.

· Необходимо уметь держать паузу. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

· Когда человек говорит возбужденно, когда он переполнен чувствами, говорит «не закрывая рта», вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно простого пассивного слушания или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).

 

«Эмпатическое слушание»*

Все члены группы в кругу слушают одного из участников, который произносит эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди называет то чувство или несколько чувств, которые, по его мнению, испытывает говорящий. Тот, кто говорил называет, чувство, которое он вкладывал в произнесенную фразу.

 

 

4. «Эмпатический танец»

Упражнение позволяет отработать навыки эффективного взаимодействия. Для этого упражнения каждому нужна небольшая палочка (это может быть ручка, карандаш и т.п.). Включается спокойная музыка. Участники объединяются в пары. Каждая пара начинает танцевать медленный танец. При этом они держат два карандаша указательными пальцами на уровне глаз. Затем, не договариваясь, а, только чувствуя партнера, им нужно опустить руки вниз, затем развести их в стороны, не уронив карандаши. Затем - поднять руки вверх, а потом вернуть в исходную позицию. Если карандаши падают, нужно повторить все сначала до тех пор, пока не будет получаться. Затем можно поменяться парами.

 

5. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

Занятие 6. «Приемы работы ведущего»

1. Клеймение*

Упражнение направлено на активизацию личного опыта участников для отработки навыков конструктивного взаимодействия

Участникам предлагают составить список из пяти качеств, которые им в себе не нравятся, затем из этого списка им нужно выбрать три качества, которые в большей степени неприятны, из оставшихся трех оставить одно. На небольшом листе бумаги написать это качество и прикрепить его на грудь. Группе предлагают начать движение по комнате. Перед началом движения ведущий просит участников быть особенно внимательными к своим чувствам, мыслям, ощущениям во время выполнения упражнения. При встрече друг с другом участники должны обменяться вопросами и ответами по заданному алгоритму: вопрос: «Ты «такой-то»?» (слово «такой-то», заменяется названием качества, которое обозначено на индивидуальных листах), ответ: «Да, я «такой-то»». Действие прекращаются по сигналу ведущего. Затем участникам предлагают разотождествиться с негативным качеством, найти позитивное качество, противоположное негативному выбранному ранее. По желанию участников листок с негативной надписью можно уничтожить (порвать, сжечь и т.п.). На новом листке написать позитивное качество и действие вновь продолжить по предложенной ранее схеме.

Из опыта работы: это упражнение можно проводить в том случае, если в группе сложилась безопасная доверительная атмосфера. По окончанию упражнения обязательна индивидуальная рефлексия. Подводя итог упражнения, необходимо обобщив все комментарии, сделать вывод о том, что «клеймение» разрушает самооценку человека, отчуждает его, нарушает контакт с ним, а в некоторых случаях делает его просто невозможным. Нам, как правило, неприятно общаться с людьми, которые нас оценивают.

2. «Безоценочное высказывание»

Упражнение направлено на закрепление навыка безоценочного общения.

Участникам предлагаются высказывания, где есть оценка действий человека и где ее нет. Они должны определить, где высказывание безоценочное, а где есть оценка, объяснить почему.

3. «Стихотворение»

Упражнение направлено на закрепление навыка различения эмоционального и информационного содержания сообщений.

Участникам предлагают процитировать несколько строчек из любого стихотворения, затем они называют чувства, которые, на их взгляд, присутствуют в этом фрагменте, а также определяют какое информационное сообщение заключено в этих строчках.

4. «Отражение фраз индивидуально»

Упражнение направлено на тренировку навыка отражения чувств.

Участникам предлагается список фраз, необходимо определить чувства, которые там присутствуют, выписать их и придумать ответную фразу, отражающую чувства. Например:

Человек говорит Человек чувствует Как можно отразить
Мне нельзя было быть таким жадным Чувства вины, сожаления о своих действиях Ты сожалеешь о своем поступке, ты не доволен собой
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора Гордость, удовлетворение Ты рад, что у тебя получилось сделать красивый самолет
Если я с ним помирюсь, все будут считать, что он победил, а я проиграл Страх унижения, опасение выглядеть проигравшим Ты опасаешься потерять свой авторитет, ты не хочешь, чтобы тебя считали слабым

Вторая часть упражнения. Отработка навыка в парах. Один из участников пары произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй участник повторяет своими словами содержание того, что он услышал (информационное отражение), а затем отражает чувство. Партнер оценивает точность отражений. Затем участники меняются ролями.

5. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

Занятие 7. «Инициирующая встреча»

 

Информация:

Цель «вступительной речи» - создать у человека чувство безопасности по отношению к ведущему программы посредством понимания роли ведущего и программы.

· Добрый день! Меня зовут (представиться).

· Я являюсь сотрудником школьной службы примирения.

· Я пришел по поводу случая (фабула случая).

· О вашей ситуации мы узнали от…(называете человека или организацию, передавшую вам информацию о случае).

· Я не представляю ни одну из сторон. В том смысле, что я не адвокат и не советчик. Также я не представляю суд или правоохранительные органы.

· Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примите решение, подходит ли программа вам, и будете ли в ней участвовать.

· Но вначале я прошу рассказать о случившемся подробнее и узнать именно ваше отношение к случившемуся событию.

1. «Написание легенды»

Участникам предлагается написать легенду - самопрезентацию ведущего примирительных программ.

 

2. «Представление «легенды»»

Каждый участник представляет свою «легенду», после представления ведущий спрашивает, хочет ли участник что-то изменить или дополнить в своем выступлении, после этого остальные могут задавать ему вопросы. Затем проводится групповое обсуждение, после чего каждый имеет возможность сделать поправки в своих работах и еще раз зачитать их.

 

Информация: инициирующая встреча, занятие №5

4. «Инициирующая встреча» (ролевая игра).

Участники работают в парах. Один в роли ведущего примирительной программы, а другой - участник конфликтной ситуации (конфликтную ситуацию участники могут предложить сами). После подготовки пары проигрывают инициирующую встречу. Ведущий совместно с остальными участниками отслеживает успешность проведения инициирующей встречи, дает рекомендации, делает поправки после того, как участники пары проанализируют свою работу.

 

5.Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

Занятие 8. «Предварительная встреча»

Информация: предварительная встреча, занятие №5

 

1. «Предварительная встреча» (ролевая игра)

Упражнение проводится по аналогии с упражнением №4, занятия №7

2. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

 

Занятие 9. «Примирительная встреча»

 

Информация: примирительная встреча, занятие №5

 

1. «Примирительная встреча» (ролевая игра)

Упражнение проводится по аналогии с упражнением №4, занятия №7

Информация: Образец речи ведущего на примирительной встрече.

· Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.

· Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. (Участники и ведущий садятся в круг или вокруг стола, взрослые и родители-как правило, на задний план.)

· Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…), его родители (…), социальный работник (…). Я ведущий. Меня зовут (…). Мой помощник (…).

· Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача-не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я постараюсь сохранить нейтральность к сторонам (но не к самой ситуации).

· Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, как только посчитаете нужным.

· Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

-Прошу вас говорить по очереди;

-Прошу вас воздержаться от каких-либо оскорблений;

-Прошу вас соблюдать конфиденциальность этого разговора;

Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения?

· В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине.

· Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время. Прошу вас отключить мобильные телефоны.

· Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

· Итак, прошу рассказать о произошедшем, последствиях и вашем отношении к случившемуся.

 

2. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

 

 

Занятие 10. «Проектная деятельность»

1. «Цели работы ШСП»

Группа детей обсуждает цели работы школьной службы примирения.

2. «Реклама ШСП» (см. приложение)

Участники придумывают рекламу, рисуют рекламные плакаты и обсуждают варианты размещения рекламы ШСП.

3. «Структура ШСП» (см. приложение)

Подростки продумывают, обсуждают и рисуют структуру ШСП, ее связи и место в образовательном учреждении.

4. «Планирование» (см. приложение)

Составляется план развития, работы ШСП, функционал участников и т.п.

 

5. Рефлексия занятия (см. рефлексию занятия №1)

Подводятся итоги прохождения программы, самоопределение участников.

Следующая встреча участников программы предполагает проведение повторной диагностики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных