ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внешнеэкономический потенциал национальной экономики.
Вся история развития рыночных отношений неразрывно связано со становлением и расширением мирохозяйственных связей. За исключением относительно короткого периода 1913-1950 гг. в течение последних 250 лет среднегодовые темпы роста международной торговли опережают темпы общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. Во второй половине XX века интернационализация мировой экономики развивалась еще более высокими темпами. Так, с 1950 г. по 1999 г. объем мирового промышленного экспорта по оценкам МВФ возрос более, чем в 18 раз при росте мирового промышленного производства в целом более, чем в 6,5 раза. С 1992 г., когда произошел крупнейший мировой экономический кризис, по 1999 г. объем мирового экспорта в целом увеличился более, чем в 2,6 раза. Мировое промышленное производство расширилось в 1,6 раза. Если попытаться выделить новое в развитии товарообмена России с внешним миром в последние годы, нужно указать на 3 процесса: · смена действующих хозяйственных механизмов; · резкие сдвиги в географии торговли; · изменения в товарной структуре, которые не всегда выглядят впечатляющими, но, тем не менее, заключают в себе потенциал изменений самого типа международной специализации страны, а так же ее конкурентоспособности на мировых рынках. При этом внешнеэкономический комплекс страны развивается в условиях: - крушения государственной монополии внешней торговли; - снятия практически всех ограничений на самостоятельное участие предприятий и организаций во внешнеторговом обмене; - возникновения «ближнего зарубежья» на месте бывших союзных республик СССР с резко возросшей протяженностью государственной границы России, носящей «прозрачный» характер; - потери крупных морских портов на Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило ее экспортные расходы и резко снизило внешнеэкономическую маневренность; - перехода в ранг «дальнего» зарубежья стран бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой торгово-политической основе; - возникновения и усиления феномена «парада суверенитетов» во взаимоотношениях регионов России с федеральным центром. На качественно новом уровне Россия стала строить свои взаимоотношения с международными экономическими и финансовыми организациями - МВФ, МБРР, ГАТТ/ВТО. В развитии системы регулирования внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа: * Этап регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) с помощью преимущественно ограничительных мер - нетарифных и тарифных (1992- первая половина 1994 гг.); * Этап либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ограниченного использования мер государственного регулирования ВЭС, преимущественно экономических (вторая половина 1994 - август 1998 гг.); * Этап усиления регулирующих функций государства (с августа 1998 г.). Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 - начале 1992 гг. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. - порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот. С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 гг. по существу был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали относиться: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств, а также товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. Третий этап. Одним из важнейших последствий финансово-экономического кризиса августа 1998 г. стало принципиальное изменение роли государственного регулирования ВЭД: если ранее оно в значительной степени лишь корректировало действие рыночных механизмов, то в этот период весьма остро встал вопрос об их нейтрализации, а в ряде случаев - и замещении. Резко повысилась эффективность экспортных операций за счет существенного падения курса рубля в августе-сентябре 1998 г. и значительно более низких темпов роста цен производителей и внутренних оптовых цен. Такая ситуация благоприятствовала восстановлению вывозных таможенных пошлин на основные товары российского экспорта. В отношении импортных товаров изменения таможенного тарифа стали касаться только отдельных товаров, т.е. носить «точечный» характер. В сфере регулирования ВЭД активизировалось использование мер для защиты российских товаропроизводителей и потребителей (с 1998 г. в российской практике помимо таможенного тарифа стали использоваться временные специальные пошлины).
12. Геополитическая предпосылка национальной экономики. Ее содержание, значение и развитие на современном этапе.
Геополитика — наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве. Географический разум государства (по Хаусхоферу). Новая геополитика отождествляется с геоэкономикой. В целях преодоления географического и экономического детерминизма получает развитие цивилизационная геополитика. В нашей стране в настоящее время наблюдается взрывной интерес к геополитике, что связано, видимо, с тремя причинами: 1.Бурным процессом распада всего постсоветского пространства, сопровождающегося одновременным созданием новых государств, активно борющихся за территорию, сферы влияния. 2.Вмешательством крупных держав в геополитические отношения в постсоветском пространстве. 3.Практическим отсутствием геополитических разработок как минимум за последние полвека. Основным объектом рассмотрения и одновременно субъектом геополитики является государство (или его основная часть, например, регион) как пространственный элемент. В этом случае геополитику можно рассматривать, как подсистему международной политики, которая имеет территориальный аспект. Какие же пространственные параметры государства являются значимыми для геополитики? Во-первых, это его размеры, которые тесно связаны с экономической мощью, численностью населения. Все глобальные или региональные сверхдержавы имеют и большую территорию, которая обеспечивает надежность обороны, разнообразие природных условий, как предпосылку развития многоотраслевого хозяйства. Государства, обладающие большой территорией, имеют, как правило, и много внешних разнообразных связей, что делает их более устойчивыми. Форма государства, особенно близость к компактным или вытянутым структурам, оказывает существенное влияние на его устойчивость в историческом плане, обороноспособность. Положение по отношению к Мировому океану оказывает важнейшее влияние на экономический рост, политическую систему и идеологию государства. Условно выделяются континентальные и морские нации и государства, во многом противоположные друг другу. Отношения соседства, территориальной близости также являются важнейшим фактором, влияющим на состояние государства и нации. Очевидно, что в сферу геополитики не должно входить рассмотрение всего комплекса экономических, национально-культурных и иных проблем государства. И здесь акцент должен делаться на территориальных аспектах, среди которых важнейшим являются: промышленные районы, энергодобывающие и производящие районы, национальные регионы, крупные города, оси развития. Основным объектом геополитики являются национальные государства, между которыми и формируются межгосударственные отношения. В настоящее время все большее значение приобретают региональные объединения государств, которые, видимо, в будущем станут основными субъектами и объектами геополитики, так как отдельные национальные государства все в меньшей степени обеспечивают возможность для развития экономики и обороноспособности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|