Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЕВРОПЕЙСКИЙ ТАНЕЦ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра искусствоведения и культурологии

 

 

Щ32.я7

В723

Т.В. Вольфович

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

(Конспект лекций)

 

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

 

 

ББК Щ32.я7

 

 

Вольфович Т.В. История хореографического искусства: конспект лекций, ч.1. Т.В.Вольфович. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007 – 49 с.

 

Настоящий конспект лекций включает в себя историю хореографического искусства от первых древнейших форм ее зарождения до сегодняшнего дня.

В этой части пособия собран материал, представляющий зарубежную хореографию, исключая историю отечественную. Особое место уделяется искусству ХХ века, как периоду переломному, обозначающему кардинальные изменения в самой форме художественного мышления.

Пособие предназначено студентам не хореографических специальностей, так как вся история изложена достаточно кратко и предполагает лишь обзорный экскурс в историю этого искусства без подробного анализа специфики языка и конкретных хореографических форм.

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией исторического факультета

 

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, Ивлева Л.Д., Удод В.М.

 

 

(С) Издательство ЮурГУ, 2007.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1 История зарубежной хореографии ………………………………...5

Танец в древности………………………………………………………………..5

Танец в древней Греции………………………………………………………....5

Европейский танец в Средневековье……………………………………………6

Танец в эпоху Возрождения……………………………………………………..6

Европейский танец в XVII веке ………………...………………………………8

Европейский танец в XVIII веке……………………………………………….. 9

Европейская хореография в XIX веке………………………………………… 12

Кризис жанра……………………………………………………………………. 16

Европейское хореографическое искусство в XX веке………………………...17

Русский балет Сергея Дягилева………………………………………………...19

Деятельность труппы «Балле рюс де Дягилев»………………………………..23

Новый танец в Америке………………………………………………………….25

Развитие нового танца в Германии……………………………………………...36

Хореографическое искусство XX века во Франции…………………………..39

Contemporary danse в современной художественной ситуации……………….46

Раздел 2 История русского балета ……………………………………………49

Истоки русской хореографии……………………………………………………49

Профессионализация русского народного танца………………………………50

Начало балетного театра в России ……………………………………………..51

Начало хореографического образования в России…………………………….54

Возникновение сюжетного балета в России……………………………………56

Развитие сюжетного балета в России во второй половине XVIII века….…....57

Распространение балетного театра России…………………………………….58

Московский балет в конце XVIII века..………………………………………...5.9

Крепостной балет………………………………………………………………....60

Балетный театр в 19 веке. Начало самоопределение русского балета………...62

Творчество Ш. Дидло……………………………………………………………..64

Московский балет в началкеXIX века…………………………………………...66

Эпоха романтизма в русском балете……………………………………………...68

Московский балет в эпоху романтизма…………………………………………..69

Кризис балетного романтизма…………………………………………………….71

Русский балет в конце XIX века. Эпоха расцвета русского балета………….…73

Биография М. Петипа………………………………………………………………73

Деятельность Петипа в России……………………………………………………74

Л.И. Иванов…………………………………………………………………………81

Русский балет в начале XX века…………………………………………………..84

Раздел 3 Советский балет.

Русский балет в первые послереволюционные годы…………………………….87

Развитие новой хореографии в первой трети ХХ века…………………………..90

Ипполит Соколов и теория двигательной культуры…………………………….97

Эксперименты А. Сидорова и А. Ларионова в хореологической лаборатории

ГАХН………………………………………………………………………………..99

Николай Поздняков и «Остров танца»……………………………………………100

Вера Майя и ее пластический театр……………………………………………….101

Ф.В. Лопухов и его симфония танца………………………………………………102

А. Горский и Большой театр в первые годы Советской власти………………....107

В.Д. Тихомиров……………………………………………………………………..108

К.Я Голейзовский…………………………………………………………………...110

Становление советской балетной школы………………………………………….114

Советский балет в предвоенные годы……………………………………………..116

Советский балет в послевоенные годы…………………………………………….120

Творчество Л.В. Якобсона………………………………………………………….123

Творчество О.М. Виноградова……………………………………………………..124

Творчество Н.Н. боярчикова………………………………………………………..126

Творчество Ю. Григоровича………………………………………………………..127

Хореографы – реформаторы………………………………………………………...132

Творчество Б.Я. Эйфмана……………………………………………………………133

Современное состояние балетного театра в России……………………………….134

Русский contemporary dancе........................................................................................136

ВВЕДЕНИЕ

 

В танце, как и в песне, – душа народа, его история, обычаи и характер. Каждый народ имеет свои, только ему присущие виды танца. В их мелодиях, пластических узорах, красках воплощается вся щедрость, все богатство народной фантазии, прелесть и своеобразие самобытного искусства.

Многообразны формы танцевального искусства. Вершиной их является балетный спектакль, поэтому основной упор делается в издании именно на развитие балетного театра. Слово балет происходит от латинского ballo, что означает танцую. Однако между бытовым танцем и балетным театром существует целая история, ведь хореография, как и любое другое искусство, не стоит на месте, она подвержена тем же изменениям, как и человеческая жизнь, в которой существует.

Балету не все доступно в смысле прямого воплощения литературного сюжета или того конкретного содержания, которое заключено в словесном тексте. Однако балетному спектаклю в целом могут быть доступны любые идеи, относящиеся к сущности и смыслу жизни. Более того, танцу иногда доступно то, что не доступно слову, балет может быть не только беднее литературного источника или адекватным ему, но в некоторых случаях в известном отношении богаче его.

Балет родственен драматическому театру, но не совпадает с ним целиком Это относится не только к драматургии, но и к постановочно-исполнительскому искусству. Не менее глубокое внутреннее родство обнаруживает балет с музыкой. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, хореография – на выразительность движений человеческого тела. Но ни то, ни другое искусство при этом не воспроизводят, в отличие от драматического театра, конкретных бытовых интонаций и движений, а используют лишь сам принцип выражения чувства и смысла в голосовом звукоизвлечении и пластическом движении. Общность образной природы создает возможность органического соединения музыки и хореографии в едином художественном целом. Даже простейший танец не существует без музыки, которая дает ему эмоциональную и ритмическую основу.

Рассмотрение балета в ряду других искусств позволяет сделать определенный вывод. Прежде всего, балет не существует изолированно. Он связан со всеми искусствами, хотя одни из них к нему ближе, другие – дальше. Основой этой связи является синтез искусств, подчиненных хореографии. Балет по своей природе искусство синтетическое.

В настоящем пособии собран материал представляющий зарубежную историю хореографии, исключая историю отечественную. Здесь представлена пестрая картина процесса, протекавшего на территории разных стран, в основном европейских, от зарождения основных видов танца и пантомимы до формирования театральных форм хореографического искусства. Особое место уделяется хореографическому искусству ХХ века, как периоду переломному, обозначающему кардинальные изменения в самой форме хореографических произведений, отражающий многогранные поиски средств художественной выразительности, поиски нового пластического языка, новой исполнительской манеры.

Настоящее учебное пособие предназначено студентам не хореографических специальностей, так как вся история изложена достаточно кратко и предполагает лишь обзорный экскурс в историю этого искусства без подробного анализа специфики языка и конкретных хореографических форм.

 

РАЗДЕЛ - I ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

 

ТАНЕЦ В ДРЕВНОСТИ

 

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Это одно из древнейших проявлений человеческого творчества. Первой танцевальной формой, возникшей еще в первобытном обществе, называют обычно охотничью пляску. Она имела ритуальное значение, то есть являлась своего рода религиозным действием, заклятием, способом общения с природой. В ней первобытные люди пластикой «пересказывали» охоту на диких зверей, подражали их повадкам. Поимо того пляска входила в различные обряды в честь таинственных сил управляющих миром. Танец и драма на этой стадии развития почти одно и тоже писал Плеханов. Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, сопровождались первоначально возгласами, затем пением, энергичным встряхиванием полых бамбуковых палок, наполненных камешками или ракушками.

Танцевальное искусство прошло сложный эволюционный путь. Из простых видов пластики постепенно рождались разнообразные художественные формы.

Из известной нам истории мы можем заметить, что большое влияние и распространение танец имел в культурах древнего Востока и античности. Видное место отводилось танцу в религиозных празднествах древней Ассирии и Египта, о чем свидетельствуют произведения письменности, скульптуры, живописи. Однако танец в древних восточных культурах имел сакральное значение. Он не был просто развлечением, а являлся средством взаимодействия с богами, силами природы, способом гармонизации внутреннего, эмоционального состояния человека.

ТАНЕЦ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Древнюю, или античную Грецию, чаще всего, называют родоначальницей европейской культуры, поэтому многие историки обращаются к ней как к своеобразному истоку. В истории хореографии ситуация не является исключением, ибо первые формы театральной хореографии на европейском континенте появились именно здесь. Художественные и жизненные идеалы греки стремились строить на принципах гармонии. Они придавали большое значение гармонии тела и духа, а потому уделяли много времени физическому развитию, в которое входили танец. В танце греки видели «единство душевной и телесной красоты», как утверждал Лукиан, греки подразделяли танцы на священные, общественные, куда входила группа воинственных плясок, домашние (городские и сельские), сценические. Ритуальные и общественные пляски древних греков в основном хороводные. Аккомпанементом служили или пение или игра флейтиста. Общественные танцы эпохи Перикла богато декорировались. Исполнители одевались в нарядные одежды, обвивали себя гирляндами из цветов. Среди греческих общественных танцев главными были, так называемые пиррические воинственные пляски, где воспроизводились бой и построение воинских подразделений. Пиррическая пляска – это целый спектакль о войне. В трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида обязательно участвовал хор. В пьесах древних драматургов они пели и танцевали, облачаясь для каждой пьесы в соответствующие костюмы. В трагедиях – это были величественные, благородные патетические движения. В комедиях Аристофана чаще всего танцевали кордакс – быструю темпераментную, изобилующую головокружительными прыжками, циничными, сладострастными позами пляску.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ТАНЕЦ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Христианское мировоззрение танец избегало. Христианство считало его наваждением сатаны, греховным и богохульным действием. Но, несмотря на это танец продолжал украшать народные веселья, календарные игры, домашние праздники. Танец был частью популярных в средневековье карнавалов. Большой популярностью пользовался праздник «майского дерева» (языческий), и вокруг него всегда танцевали.

Во Франции, к примеру, первые виды бытовой хореографии получили название бранлей. Поначалу их рисунок был не сложным – простые шаги и покачивания корпусом в такт пению. Разновидностей бранлей известно очень много. Бранли бочаров, башмачников, конюхов, прачек, гусей. На связь с трудом указывает пляска французских дровосеков – бурре. Из бранля берет свое начало популярный и сейчас цепочный танец фарандола. В Провансе из него сложился ригодон. В Бретани, в местечке Пуату – менуэт. Бранль стал основой и такого танца как гавот.

Аристократические танцы получили название бассдансов. Для большинства из них характерен мерный, слегка скользящий шаг, поклоны и салюты. (к примеру «Паванна»)

В средневековье о театральном танце говорить достаточно сложно. Театральные спектакли существовали в большей степени как религиозные мистерии, а церковь, как известно танец своим вниманием не баловала. Тем не менее, можно говорить о зарождении театрального танца именно в этот период. Прообразом театрального танца являлись труппы бродячих потешников: гистрионы, жонглеры, шпильманы. Они технически усложняли танцы, включая их в свои жизнерадостные представления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных