Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ 3. Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры




Культура и природа

«…Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование – защита нас от природы…».

(З. Фрейд)

 

«…Мой народ любит землю так, как новорожденный любит сердцебиение матери…Белый человек должен обращаться со всеми зверями этой страны как со своими братьями. Ибо что есть человек без зверей? Если исчезнут животные, люди погибнут от великого одиночества духа, ибо, что суждено животным, суждено и человеку. Все сущее взаимосвязано. Что происходит с землей, то происходит с ее детьми…»

(слова одного из последних вождей дувамишей в послании 1856 г. от индейских племен президенту Ф. Пирсу).

 

«…Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. Вся природа содержится в душе человека…»

(М. Пришвин).

 

Приведенные в самом начале эпиграфы задают проблемное поле данной главы, в которой мы попытаемся найти ответы на вопросы: каковы основные аспекты взаимодействия природы и культуры? как соотносятся природа и культура в самом человеке? какова роль человека как связующего звена в отношениях природы и культуры, и как она менялась на разных исторических этапах?

Наше внимание будет сосредоточено на трех основных проблемах в рамках темы «Культура и природа»: проблеме противостояния / взаимодействия природы и культуры, изучении человеческого тела как точки пересечения природного и культурного и, наконец, на гендерной проблематике.

Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т. е. понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир». Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования. Она выступает как оболочка, надстроенная над хаосом природы для того, чтобы не давать ему свободы проявления, о чем писал З. Фрейд. Культура в этом смысле всегда насилие над природой, сдерживание природы. Очень показательный пример представляют собой ранние формы норм социального бытия, выраженные в виде запретов. Табуированию на ранних стадиях развития человеческой истории подвергалось то, что наследовал человек от природы, – его витальные потребности (питание и размножение, в первую очередь).

Уже Марк Порций Катон Старший (234–149 г. до н. э.) в трактате «De agri cultura» использует слово «культура» для обозначения ухода за полем, которое предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к участку. Культура в данном случае предстает как сотрудничество человека с природой, и в то же время здесь обозначена идея отличия естественного природного участка от земли, возделанной человеком.

В эпоху Нового времени оппозиция «культура / природа» осознается как теоретическая проблема. В рамках этой оппозиции природа характеризуется как возникающее само собой, естественное, врожденное в отличие от культуры, предстающей как созданное человеком, искусственное, приобретенное. Именно в механизме накопления, обогащения и трансляции жизненного опыта и проходит основная грань между природой и культурой. Знание о культуре не наследуется генетическим путем, социокультурный опыт осваивается через обучение и подражание.

Однако в осознании оппозиции «cultura / natura» состоит лишь первый шаг. Второй же шаг заключается в признании того, что между миром природы и миром культуры нет непроходимой пропасти и связующим звеном в этих отношениях выступает человек.

В научной литературе вы встретите обозначение культуры как «второй природы», поскольку она является результатом преобразования человеком природных форм: леса преобразуются в парки, вода – в фонтан или ирригационную систему, дерево, камень – в архитектурное сооружение, инстинктивная потребность в удовлетворении голода – в гастрономическую культуру и т. д. Человеческая личность – это произведение, сотворенное культурой из природного материала. Процесс становления в человеке собственно человеческого и составляет глубинный смысл человеческой жизни, он начинается с момента рождения и завершается лишь со смертью.

Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов данного взаимодействия.

Во-первых, это хозяйственно-практический аспект. Существует зависимость между природными условиями, в которых живут люди, и типом и формами хозяйственной деятельности, принятыми на данной территории. Это, в свою очередь, порождает своеобразие орудий труда и всех предметов материальной культуры. Природа определяет такие аспекты культуры, как питание, разнообразие одежд, форму и устройство жилища, традиции гостевания и многое другое. Тем самым природа питает и воспроизводит как созидательная сила тот уровень культуры, который называется культурой быта. Показательным примером в данном случае будет сопоставление культуры кочевников и земледельцев. Значение природно-ландшафтного своеобразия в формировании типичных черт культуры тех или иных этносов подчеркивал Л.Н. Гумилев. А. Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в пределах которой они формировались.

Однако в данном контексте мы должны говорить и о том, что деятельность человека оказывает разрушительное воздействие на окружающую его среду. Уменьшаются площади лесов, сокращаются запасы пресной воды, истощаются земные недра. Деятельность людей приводит к изменению химического состава почвы, воздуха, рек и даже морей. Это оборотная сторона хозяйственного использования человеком природных ресурсов. Позитивных примеров воздействия человека на окружающую его среду несопоставимо меньше (среди прочего – охрана редких и исчезающих видов животных).

Во-вторых, назовем медико-гигиенический аспект. Виды заболеваний и способы их лечения также зависят от природных условий. Нередко именно природа подсказывала людям эффективные методы лечения, даря полезные и действенные лекарства. Одним из важнейших отличий человека от животных является тот факт, что человек не только адаптируется к разнообразным условиям среды, но и приспосабливает ее для себя, активно ее преобразуя. При этом человеку необходимы знания о том, что в окружающей среде полезно, а что вредно для организма. Правильно используя естественные природные факторы, человек может укреплять свое здоровье (физические упражнения лучше выполнять на свежем воздухе, например). Область медицины, изучающая влияние условий жизни на здоровье человека называется гигиеной. Личная гигиена выступает не только как средство поддержания здоровья, но и как условие возможности общения между людьми. Грязное тело будет «прочитываться» окружающими как нарушение норм культуры.

В-третьих, следует выделить эстетический аспект взаимосвязи природы и культуры. Эстетические представления – идеал «прекрасного», равно как и «безобразного», во многом зависят от той конкретной природной среды, в которой живет и действует человек. История искусств представляет богатый материал, позволяющий почувствовать различие идеалов красоты, характерное для национальных культур, сложившихся в разных природно-климатических зонах.

Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском» показывает, какое большое влияние имела природа на русское искусство[84]. Русские зодчие стремились органично вписать архитектурные сооружения в окружающий пейзаж, передавая ощущение гармонии человека с окружающей средой. На картинах русских художников тропинки и дороги уводят взгляд зрителя в глубину, панорамность является характерной особенностью русского пейзажа. В протяжной русской лирической песне звучит бескрайний простор русской земли. Колокольный звон должен разноситься как можно дальше (поэтому, когда вешали новый колокол на колокольню, посылали людей послушать, за сколько верст его слышно). Приволье, простор издревле являются этическими и эстетическими ценностями русской культуры.

Не только природа выступает как материал и основание культуры, но и культура предстает как процесс и результат освоения природы. Ограничимся лишь двумя показательными, на наш взгляд, примерами.

Во-первых, человек своей деятельностью изменяет природу, наполняет ее духовными смыслами, природа в таком случае сама становится культурным образованием.

Сегодня в научных исследованиях нередко используется словосочетание «культурный ландшафт». Несмотря на то, что определения данного понятия достаточно размыты, главная идея, которую оно выражает, – это идея объединения в культурном ландшафте природных процессов и творческой деятельности людей.

Существование культуры на определенной территории выражается не только в ее освоении и обустройстве среды обитания, но также в ее осмыслении. Как отмечает В.В. Абашев, «в одном из своих значений слово «место» в русском языке – это не что иное, как плацента. Такая языковая интерпретация локуса и отношений с ним в терминах материнской связи не случайна. Давая имена урочищам, поселениям или улицам города, ставя памятники, сохраняя легенды и предания, человек символически организует бывшее для него безличным пространство, претворяя его в место своей жизни…» [85]

Д.С. Лихачев наряду с понятием «биологической экологии» ввел понятие «экологии культуры». Экология в традиционном смысле слова занимается охраной и восстановлением естественной природной среды обитания человека. Экология культуры предполагает охрану культурных памятников, культурной среды, также жизненно необходимой для существования человека. Д.С. Лихачев указывал не тесную взаимосвязь между биологической и культурной экологией, на необходимость сохранения памятников культуры в исконном для них культурном ландшафте[86].

Во-вторых, в философском смысле природа предстает как символ вечности. Земля пребывает вовеки, в то время как человек лишь путник на этой планете. Природа являет собой само бытие вечности. «Колыбель» всего человеческого рода в природе.

Вечная природа осуществляет связь поколений, выступает как форма «исторической памяти» народа. «Куликово поле», «Бородинское поле» – это не просто наименования мест, это значимые культурные символы, олицетворяющие победу русского народа над врагами. Природа выступает как символ объединения людей («родная земля помогает», «земля-матушка защитит»).

В разных исторических условиях доминировали разные установки в системе взаимоотношений «природа-человек-культура». Продолжая логику, предложенную Е.Ю. Бельской[87], мы выделим четыре основных исторических этапа этих взаимоотношений.

1) Первоначально человек не дистанцировал себя от мира природы, воспринимая ее как живое существо, наделенное внутренней жизнью, а себя – как органическую ее часть. Строчки поэта Ф. Глинки точно выражают уровень восприятия природы, свойственный раннему периоду культуры:

Я утопал в гармонии вселенной

И отражал вселенную в себе[88].

М.С. Каган так характеризует ранний этап взаимоотношений природы и культуры: «Первый – и самый длительный – этап истории, именуемый обычно “первобытностью”, отличается в данном отношении тем, что формирующаяся культура еще не осознается людьми как некая внеприродная, чуждая природе и противостоящая ей сила; напротив, изначально человечество ощущает себя органической частью природы. Человек еще не отделяет себя от природы и не отделяет ее от себя, он растворен в ней практически и духовно, его сознание не дошло еще до расщепления субъекта и объекта» [89]. Подтверждение этой мысли мы находим у Л.Н. Когана: «Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя неотъемлемой ее частицей. Природа была “близкой”, ибо она поила и кормила человека, но и “далекой” – грозной, неизвестной, таинственной, опасной» [90]. Отчетливо характеризует этот тип отношений культуры и природы магия, выражающая, с одной стороны, слабость человека, испрашивающего у природы успех в охоте, дождь, плодовитость женщины, а с другой – его убеждение в способности воздействовать на природу, добиться от нее того, что ему нужно.

Первобытный человек проецировал на свое общество законы природы. И обратно, он проецировал на природу свои отношения. Природа – всегда субъект, и она так же наблюдает человека, так же копирует действия человека, как и он ее. Одно тесно связано с другим и вытекает одно из другого, находясь в замкнутом кругу.

Спокойно маленькое озеро,

Как чаша, полная водой.

Бамбук совсем похож на хижины,

Деревья, словно море крыш.

А скалы, острые как пагоды,

Возносятся среди цветов.

Мне думать весело, что вечная

Природа учится у нас[91].

(Н. Гумилев «Природа»)

Но существовал ли в действительности тот идеал отношений человека с природой, который призывал возродить Ж.Ж. Руссо, называя его «естественным состоянием» ранних дней человечества? Идеал, который в конце XIX в. разочарованный в европейской цивилизации П. Гоген искал на Таити: «Там, под небом без зимы, на земле чудесно плодоносной, таитянин должен только поднять руки, чтобы срывать пищу…таитяне, счастливые обитатели неведомого рая в Океании, знают только лишь сладости жизни…Таити – символ простой естественной жизни со всем великолепием…родина свободы и красоты…»[92].

Так был ли в действительности «золотой век», рай древнего человека? Он не был возможен в условиях, когда жизнь человека была коротка, полна лишений, голода, испытаний и запретов.

2) Наступление второго исторического этапа связано с преодолением острого экологического кризиса, случившегося в период неолитической революции. Данный кризис был связан с исчезновением основных объектов охоты – крупных животных и сопровождался резким сокращением численности людей, опасностью вымирания. Преодоление кризиса было связано с переходом к производящему хозяйству. Данный этап во взаимоотношениях человека с природой может быть обозначен как аграрный.

На этом историческом этапе человек проявлял бережное отношение к природе (иногда в силу необходимости, поскольку зависимость его от природы была слишком велика), глубокое понимание процессов, в ней происходящих. Там, где длительное время ведется оседлое хозяйство, люди хорошо понимают особенности местной почвы и климата, поскольку результаты их труда во многом зависят от этого знания. Для земледельческих культур важно понимание циклического характера явлений природы, знание календаря, владение сложными агротехническими приемами.

Понимание природы, бережное отношение к ней выражается и в духовной культуре – в мифологических и религиозных воззрениях древних египтян, шумерийцев и представителей других древних цивилизаций.

Так, по характеристике Яна Ассмана, «…Египтянин усматривает доказательства божественности природы не в необъяснимых исключительных явлениях, таких, как радуга и землетрясения, солнечные и лунные затмения, но, напротив, в регулярности суточных и годовых циклических процессов. Природа не может быть противопоставлена богам как нечто, что они создали, на что оказывают влияние, чем они распоряжаются. Египтянин видит богов не по ту сторону природы, но в самой природе – как природу. Боги в той же мере «естественны», то есть космичны, в какой природа, то есть космос, – божественна» [93].

Сознание древнего шумерийца, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. «И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий» [94].

Минойцы (жители Крита) боготворили природу. Считая священным любое природное проявление, критяне построили всего несколько храмов и ни одного религиозного монумента. Вместо этого почти в каждом доме имелось скромное, индивидуальное место преклонения; люди молились в лесах, на вершинах гор или в многочисленных пещерах острова, вымываемых источниками в толще известняковых пород. «Огромным могуществом в верованиях минойцев обладала мать-богиня. Минойцы полагали, что именно она управляла всем миром природы и людей; она могла послать людям щедрый урожай, хорошую погоду, а также воздействовать на другие явления, не подвластные народу Крита. Островитяне взывали к помощи богини путем дароприношений, танцев и молитв»[95]. Минойцы одними из первых овладели искусством фрески – этот вид изобразительного искусства стал главной формой их творчества. Критские художники часто украшали стены рисунками цветов, рыб, птиц и дельфинов.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Понятие «космос» – это понятие о мире, которое возникло в период ранней Античности. Космос – как мир, Вселенная, противостоящая хаосу порядком и красотой.

Космос предполагает единство природы и культуры. Так, в самом человеке ценились как его природные физические качества (сила и красота тела, в том числе обнаженного, гармонично развитого, воспринимаемого в движении), так и таланты (художника, мудреца, оратора), т. е. духовное и физическое в человеке не разрывалось, не противопоставлялось, а напротив, находилось в целостности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных