Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА




1. Проблема генезиса культуры.

2. Понятие и периодизации первобытной культуры.

3. Первобытные формы верований.

4. Искусство первобытного общества.

 

 

Генезис культуры связан с возникновением своеобразного противоречия в способе жизнедеятельности древних полеонтропов и переходом человека к внебиологическим средствам деятельности.

Для удобства возникновение и развитие культуры рассмотрим в виде схемы.

 

П О Л Е О Л И Т (каменный век)

Ранний Средний Поздний

3 млн. - 100 000 лет т.н. 100 000 - 30 000 лет т.н. 30 000 - 10 000 лет т.н.

 

Биогенный период развития культуры (развитие организма человека)

Homo elictur Homo habilis Homo sapiens

(человек прямоходящий) (человек умелый) (человек разумный)

 

Тип деятельности

Н е п р о и з в о д и т е л ь н а я производительная

 

Зарождение культурных ценностей

Религия

Тотемизм

- анимизм

- фетишизм

Мораль

- запрет на брак внутри рода

- неприкосновенность тотема

- неприкосновенность вождя, жреца

Магия

- хозяйственная

- черная

- белая

Искусство

- ритуальный танец

- - настенные изображения

- - мифологическое творчество

 

 

Сущность генезиса культуры:

1. постоянное самообновление культуры методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем (орудие труда камень ® медь ® железо),

2. возникновение новых феноменов, не существующих в культуре ранее,

3. индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иной сферах – двигателем культуры выступает отдельный человек,

4. необходимость в адаптации человеческих сообществ меняющимся условиям окружающей среды и выработки новых форм деятельности (пользование огнем, вождение автомобиля).

 

2. Понятие и периодизация первобытного общества

Под первобытной культурой понимают древнейшую эпоху в истории человечества.

Первобытная культура всецело определяла бытие людей, на протяжении почти всей их истории. В ней были заложены основы религии, искусства, нравственности, словом – цивилизации. Эта культура отличается богатством и разнообразием форм. Архаическая культура существует и сегодня: ряд народов Австралии, Южной Америки и Африки находятся на стадии первобытнообщинного строя.

Основные эпохи архаической культуры определяются по материалу, из которого люди делали орудия труда и оружие:

v каменный,

v бронзовый,

v железный века.

 

v Каменный век палеолит (древнекаменный век),

мезолит (среднекаменный)

неолит (новокаменный) век.

Палеолит:

- начавшись 3 млн лет назад закончился 12 тысяч до н. э.

- закладывается основы культуры,

- человек овладел огнём, научился строить жилища, шить одежду из шкур животных, научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий - ножи, топоры, иглы, рыболовные крючки, гарпуны, светильники с фитилём,

- социальное новшество палеолита – экзогамия – запрет брака внутри рода – из брачных отношений исключались ближайшие родственники – родители и дети, родные братья и сёстры.

Мезолит:

- закончился в 7 тысячелетии до нашей эры,

- человек научился шлифовать и сверлить камни,

- были изобретены лодка и весло, лук и стрелы.

Неолит:

- охватывает период с 6 по 4 тысячелетие до н.э.,

- расцвет каменной индустрии,

- человек осваивает гончарное дело – появляется керамика,

- изобретение прядения и ткачества, появились простейшие ткацкие станки,

- происходит неолитическая революция: человек осваивает производящий тип хозяйства: скотоводство и земледелие,

Бронзовый век:

- наступает в 3 тысячелетии до н.э.

- изобретения бронзы – сплава меди с оловом,

- появляются города, изобретается колёсный транспорт – повозка.

Железный век:

- 7–6 вв. до нашей эры приходит на смену эпохи бронзы,

- техническая революция, убыстрение темпов исторического развития.

 

3. Первобытные формы верований

 

В вопросе о времени возникновения религиозных представлений существует два мнения:

1. Одни учёные считают, что религиозные представления присущи человеку с самого начала его существования;

2. Другие полагают, что они возникли в эпоху нижнего палеолита: 100–40 тысяч лет до н.э.

Бесспорно одно: у родовой организации человеческого общества уже были религиозные представления.

 

К древнейшим формам религии относятся: миф, магия, анимизм, фетишизм, тотемизм.

Ø Миф:

· явился первой формой осмысления действительности,

· Б. Малиновский (Представитель социальной антропологии):

- миф не объяснение явления, то есть не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность,

- выполняет важнейшую функцию: он объясняет происхождение мира, богов и человека, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает необходимость обрядов и культов, диктует правила поведения человека.

- активная социальная сила и является идейным фундаментом первобытной культуры, подобно религиям более поздних культур.

· Структурализм. Леви-Стросс:

- вычленили общие закономерности мифотворчества - повторяющееся, архитипичное в мифологии разных народов,

- миф различается лишь образами, которыми он оперирует,

- структура же остаётся неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию,

- выделяет первичные структуры сознания, некий каркас сознания, главными элементами которого являются бинарные (двоичные) оппозиции: верх-низ, своё-чужое, сакральное-профанное (мирское), жизнь-смерть – это то общее, что свойственно для всех мифов.

· более древние - тотемистические мифы о происхождении людей и родовых сообществ, связанные с культом животных и звероподобных демонов,

· основной элемент мифов – мир демонов и духов. Демонизм в последующем сменяется политеизмом (многобожие, язычество): формируется представления о трёхчастном устройстве мира: верхний небесный мир с добрыми богами, средний мир, населённый людьми и животными и нижний подземный мир, где живут тёмные боги и где зачастую располагается царство мёртвых.

 

Ø Магия (лат. мagia- чародейство, колдовство):

· вера в сверхъестественное действие заклинания, обряда, ритуала,

· преследует практические цели: изгнать болезнь, нанести вред врагу, обеспечить удачу на охоте и в других занятиях, приворожить любимого человека,

· Дж. Фрэзер (знаток первобытной магии) выделяет два вида магии:

1) имитативная или гомеопатическая магия:

- основана на принципе: подобное производит подобное (Например, нанести вред врагу, нанося повреждения на его изображение),

- с имитативной магией связывают большое количество изображений животных в палеолитических пещерах,

2) контагиозная:

- основана на «законе контакта», «заражения» - колдун был убеждён в следующем: всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая была однажды с этим предметом в соприкосновении.

 

Ø Анимизм (от лат anima – душа):

· вера в существование индивидуальной души, которая может вести жизнь вне тела и остаётся после смерти тела и вера в духов, существующих независимо от материальной оболочки,

· более поздняя форма первобытных верований,

· Сменил аниматизм (от лат. animatus – одушевлённый) – одушевление природных объектов: деревьев, гор, рек, озёр, родников,

· Э. Тайлор (английский этнограф) ввёл термин анимизм,

· духи управляют и влияют на явления материального мира и жизнь человека,

· тесно связан с заупокойным культом – археологи утверждают, что первые захоронения появились 80-100 тысяч лет назад. В древнем заупокойном культе тесно переплетались три чувства: 1) страх перед умершими; 2) забота об ушедших сородичах; 3) надежда на продолжение жизни в загробном мире,

· почитание умерших предков - души умерших предков образуют сообщество, которое живёт по своим законам, но оно сохраняют мистическую связь с родом.

· разновидность анимизма – шаманизм (у народов Сибири). Шаманы – это люди, обладающие особыми тайными знаниями и силами, с помощью которых они могли общаться с духами. Во время магического танца – камлания – шаман путешествует по верхним или нижним мирам, встречается с добрыми и злыми духами, выполняя заказ сородичей.

 

Ø Фетишизм (от фр. fetiche – идол, талисман, амулет):

· вера в сверхъестественные свойства вещей и предметов,

· дух, магическая сила вселяется в предметы, наделяя их особыми свойствами,

· фетиши - камни, палки, деревья, кости, клыки и зубы зверя,

· связан с изготовлением оберегов и амулетов, которые должны были охранять от злых духов,

· тесно связан с каннибализм. Телесная плоть содержит особую жизненную силу – мана. Людоедство было выражением родовой доблести, так как таким образом добывалась жизненная сила для рода.

 

Ø Тотемизм:

· вера в кровнородственную связь человека с животным и растительным миром,

· диктовал определённые правила охоты, томного предка нельзя было убивать, на него охотились только в определённое время, и эта охота, и последующее поедание животного сопровождалось множеством ритуалов,

 

Хотя формы первобытных верований рассматривались нами по отдельности, на самом деле, в сознании первобытного человека они существовали в нерасчленённом, слитном виде. Например, первобытный тотемизм тесно связан с анимизмом. Прародителем рода было не просто животное, а животное-дух. Когда индейцу задают вопрос, действительно ли он верит, что его род произошёл от выдры, он отвечает, что его род произошёл не от обычных выдр, а от таких, которые могли превращаться в человека. С анимизмом тесно переплетаются и магия, и фетишизм. Действительно, в природе должно быть человеческое, одушевлённое начало, чтобы оно могло откликаться на действия и заклинания человека.

 

4. Искусство первобытного общества

Красота и выразительность первобытного искусства были открыты относительно недавно, в конце Х1Х - начале ХХ века вместе с появлением кинематографа. Это открытие повлияло на эстетику ХХ века, инициировав новый выразительный язык и новые течения в искусстве, например, кубизм, искусство примитива.

Особенности первобытного искусства:

1. синкретизм - нерасчленённость, слитность с ритуалом, обрядом магией:

а. Искусство существовало в «рассеянном» виде, внутри культовой практики первобытного человека, и все виды искусства были частью этой практики,

б. Живопись первобытного общества была связана с имитативной магией,

в. скульптура была представлена культовой пластикой и тотемными статуями,

г. танец представлял собой магический ритуал,

д. театральное действие изображало сакральные мифологические события,

е. орнамент на предметах быта и одежде являлся своего рода «шифрограммой», передающей в символах представления древних об устройстве мира (миф), а также содержащей заклинательную символику, которая оберегала от злых сил.

2. Первые произведения искусства относятся к позднему палеолиту (около 40 тысяч лет назад),

3. считается, что жанры первобытного искусства возникали в такой временной последовательности:

а. каменная скульптура,

- «палеолитические Венеры»,

- фигурки женщин из камня или кости высотой 10-15 сантиметров с подчёркнутыми чертами пола и схематически переданными чертами лица,

- «Венеры» были найдены во многих странах Европы и Азии.

- расцвет такой скульптуры произошёл 25 тысяч лет назад,

- эти образы были связаны с культом женщины прародительницы или символизировали плодородие,

-«Палеолитические Венеры» являются первыми изображениями человека в архаической скульптуре.

б.наскальная живопись:

- расцвет наскальной живописи наступил 10-15 тысяч лет тому назад,

- встречается как в пещерах, так и на открытых местах,

- первые находки были сделаны в Х1Х веке в пещерах Пиренейских гор. В сотнях пещер обнаружили наскальные изображения, нарисованные краской или выцарапанные камнем,

- главные сюжеты - изображения животных и сцены охоты,

- Выдающися памятники древней наскальной живописи:

à рисунки пещеры Ласко во Франции,

à рисунки пещеры Альтамира в Испании. Последняя была названа «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Картинная галерея Альтамиры тянется на 300 метров в длину и состоит из множества залов. На стенах изображены бизоны, быки олени, дикие лошади и кабаны.

à живопись в Сибири - знаменитая Томская писаница, расположенной в 60 километрах от Кемерова. Большая часть изображения посвящена лосям. Культ лося в древности был распространён по всей Сибири. В росписях Томской писаницы так же отсутствует законченная композиция.

- разновидность первобытной живописи был орнамент:

à орнаментировались изделия из кости, керамическая посуда,

à геометрический орнамент - зигзагообразные линии, спирали, круги, треугольники, кресты,

à нёс в себе зашифрованную символическую информацию о мировоззрении древних людей. Зигзаги и ломаные линии обозначали воду, треугольники – плодородие. Очень многие символы были знаками солнца – солярные знаки – круги, свастики, меандры, кресты и ромбы.

в. глиняная посуда.

г. мегалиты, дольмены, кромлехи

- монументальные культовые сооружения 3-2 тысячелетия до нашей эры из громадных необработанных камней,

- мегалиты Западной Европы Северной Африки и Кавказа,

- четырёхугольные постройки из плит называются дольмены,

- вертикально поставленные стелы – менгиры,

- столбы, расставленные вокруг жертвенного камня – кромлехи. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке, во Франции, 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Некоторые менгиры покрыты рельефами.

 

Конец первобытности ознаменовался началом создания древнейших цивилизаций на Востоке, появившихся ещё на основе каменной технологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных