ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА1. Проблема генезиса культуры. 2. Понятие и периодизации первобытной культуры. 3. Первобытные формы верований. 4. Искусство первобытного общества.
Генезис культуры связан с возникновением своеобразного противоречия в способе жизнедеятельности древних полеонтропов и переходом человека к внебиологическим средствам деятельности. Для удобства возникновение и развитие культуры рассмотрим в виде схемы.
П О Л Е О Л И Т (каменный век) Ранний Средний Поздний 3 млн. - 100 000 лет т.н. 100 000 - 30 000 лет т.н. 30 000 - 10 000 лет т.н.
Биогенный период развития культуры (развитие организма человека) Homo elictur Homo habilis Homo sapiens (человек прямоходящий) (человек умелый) (человек разумный)
Тип деятельности Н е п р о и з в о д и т е л ь н а я производительная
Зарождение культурных ценностей Религия Тотемизм - анимизм - фетишизм Мораль - запрет на брак внутри рода - неприкосновенность тотема - неприкосновенность вождя, жреца Магия - хозяйственная - черная - белая Искусство - ритуальный танец - - настенные изображения - - мифологическое творчество
Сущность генезиса культуры: 1. постоянное самообновление культуры методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем (орудие труда камень ® медь ® железо), 2. возникновение новых феноменов, не существующих в культуре ранее, 3. индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иной сферах – двигателем культуры выступает отдельный человек, 4. необходимость в адаптации человеческих сообществ меняющимся условиям окружающей среды и выработки новых форм деятельности (пользование огнем, вождение автомобиля).
2. Понятие и периодизация первобытного общества Под первобытной культурой понимают древнейшую эпоху в истории человечества. Первобытная культура всецело определяла бытие людей, на протяжении почти всей их истории. В ней были заложены основы религии, искусства, нравственности, словом – цивилизации. Эта культура отличается богатством и разнообразием форм. Архаическая культура существует и сегодня: ряд народов Австралии, Южной Америки и Африки находятся на стадии первобытнообщинного строя. Основные эпохи архаической культуры определяются по материалу, из которого люди делали орудия труда и оружие: v каменный, v бронзовый, v железный века.
v Каменный век палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный) неолит (новокаменный) век. Палеолит: - начавшись 3 млн лет назад закончился 12 тысяч до н. э. - закладывается основы культуры, - человек овладел огнём, научился строить жилища, шить одежду из шкур животных, научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий - ножи, топоры, иглы, рыболовные крючки, гарпуны, светильники с фитилём, - социальное новшество палеолита – экзогамия – запрет брака внутри рода – из брачных отношений исключались ближайшие родственники – родители и дети, родные братья и сёстры. Мезолит: - закончился в 7 тысячелетии до нашей эры, - человек научился шлифовать и сверлить камни, - были изобретены лодка и весло, лук и стрелы. Неолит: - охватывает период с 6 по 4 тысячелетие до н.э., - расцвет каменной индустрии, - человек осваивает гончарное дело – появляется керамика, - изобретение прядения и ткачества, появились простейшие ткацкие станки, - происходит неолитическая революция: человек осваивает производящий тип хозяйства: скотоводство и земледелие, Бронзовый век: - наступает в 3 тысячелетии до н.э. - изобретения бронзы – сплава меди с оловом, - появляются города, изобретается колёсный транспорт – повозка. Железный век: - 7–6 вв. до нашей эры приходит на смену эпохи бронзы, - техническая революция, убыстрение темпов исторического развития.
3. Первобытные формы верований
В вопросе о времени возникновения религиозных представлений существует два мнения: 1. Одни учёные считают, что религиозные представления присущи человеку с самого начала его существования; 2. Другие полагают, что они возникли в эпоху нижнего палеолита: 100–40 тысяч лет до н.э. Бесспорно одно: у родовой организации человеческого общества уже были религиозные представления.
К древнейшим формам религии относятся: миф, магия, анимизм, фетишизм, тотемизм. Ø Миф: · явился первой формой осмысления действительности, · Б. Малиновский (Представитель социальной антропологии): - миф не объяснение явления, то есть не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность, - выполняет важнейшую функцию: он объясняет происхождение мира, богов и человека, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает необходимость обрядов и культов, диктует правила поведения человека. - активная социальная сила и является идейным фундаментом первобытной культуры, подобно религиям более поздних культур. · Структурализм. Леви-Стросс: - вычленили общие закономерности мифотворчества - повторяющееся, архитипичное в мифологии разных народов, - миф различается лишь образами, которыми он оперирует, - структура же остаётся неизменной, и именно благодаря ей миф выполняет свою символическую функцию, - выделяет первичные структуры сознания, некий каркас сознания, главными элементами которого являются бинарные (двоичные) оппозиции: верх-низ, своё-чужое, сакральное-профанное (мирское), жизнь-смерть – это то общее, что свойственно для всех мифов. · более древние - тотемистические мифы о происхождении людей и родовых сообществ, связанные с культом животных и звероподобных демонов, · основной элемент мифов – мир демонов и духов. Демонизм в последующем сменяется политеизмом (многобожие, язычество): формируется представления о трёхчастном устройстве мира: верхний небесный мир с добрыми богами, средний мир, населённый людьми и животными и нижний подземный мир, где живут тёмные боги и где зачастую располагается царство мёртвых.
Ø Магия (лат. мagia- чародейство, колдовство): · вера в сверхъестественное действие заклинания, обряда, ритуала, · преследует практические цели: изгнать болезнь, нанести вред врагу, обеспечить удачу на охоте и в других занятиях, приворожить любимого человека, · Дж. Фрэзер (знаток первобытной магии) выделяет два вида магии: 1) имитативная или гомеопатическая магия: - основана на принципе: подобное производит подобное (Например, нанести вред врагу, нанося повреждения на его изображение), - с имитативной магией связывают большое количество изображений животных в палеолитических пещерах, 2) контагиозная: - основана на «законе контакта», «заражения» - колдун был убеждён в следующем: всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая была однажды с этим предметом в соприкосновении.
Ø Анимизм (от лат anima – душа): · вера в существование индивидуальной души, которая может вести жизнь вне тела и остаётся после смерти тела и вера в духов, существующих независимо от материальной оболочки, · более поздняя форма первобытных верований, · Сменил аниматизм (от лат. animatus – одушевлённый) – одушевление природных объектов: деревьев, гор, рек, озёр, родников, · Э. Тайлор (английский этнограф) ввёл термин анимизм, · духи управляют и влияют на явления материального мира и жизнь человека, · тесно связан с заупокойным культом – археологи утверждают, что первые захоронения появились 80-100 тысяч лет назад. В древнем заупокойном культе тесно переплетались три чувства: 1) страх перед умершими; 2) забота об ушедших сородичах; 3) надежда на продолжение жизни в загробном мире, · почитание умерших предков - души умерших предков образуют сообщество, которое живёт по своим законам, но оно сохраняют мистическую связь с родом. · разновидность анимизма – шаманизм (у народов Сибири). Шаманы – это люди, обладающие особыми тайными знаниями и силами, с помощью которых они могли общаться с духами. Во время магического танца – камлания – шаман путешествует по верхним или нижним мирам, встречается с добрыми и злыми духами, выполняя заказ сородичей.
Ø Фетишизм (от фр. fetiche – идол, талисман, амулет): · вера в сверхъестественные свойства вещей и предметов, · дух, магическая сила вселяется в предметы, наделяя их особыми свойствами, · фетиши - камни, палки, деревья, кости, клыки и зубы зверя, · связан с изготовлением оберегов и амулетов, которые должны были охранять от злых духов, · тесно связан с каннибализм. Телесная плоть содержит особую жизненную силу – мана. Людоедство было выражением родовой доблести, так как таким образом добывалась жизненная сила для рода.
Ø Тотемизм: · вера в кровнородственную связь человека с животным и растительным миром, · диктовал определённые правила охоты, томного предка нельзя было убивать, на него охотились только в определённое время, и эта охота, и последующее поедание животного сопровождалось множеством ритуалов,
Хотя формы первобытных верований рассматривались нами по отдельности, на самом деле, в сознании первобытного человека они существовали в нерасчленённом, слитном виде. Например, первобытный тотемизм тесно связан с анимизмом. Прародителем рода было не просто животное, а животное-дух. Когда индейцу задают вопрос, действительно ли он верит, что его род произошёл от выдры, он отвечает, что его род произошёл не от обычных выдр, а от таких, которые могли превращаться в человека. С анимизмом тесно переплетаются и магия, и фетишизм. Действительно, в природе должно быть человеческое, одушевлённое начало, чтобы оно могло откликаться на действия и заклинания человека.
4. Искусство первобытного общества Красота и выразительность первобытного искусства были открыты относительно недавно, в конце Х1Х - начале ХХ века вместе с появлением кинематографа. Это открытие повлияло на эстетику ХХ века, инициировав новый выразительный язык и новые течения в искусстве, например, кубизм, искусство примитива. Особенности первобытного искусства: 1. синкретизм - нерасчленённость, слитность с ритуалом, обрядом магией: а. Искусство существовало в «рассеянном» виде, внутри культовой практики первобытного человека, и все виды искусства были частью этой практики, б. Живопись первобытного общества была связана с имитативной магией, в. скульптура была представлена культовой пластикой и тотемными статуями, г. танец представлял собой магический ритуал, д. театральное действие изображало сакральные мифологические события, е. орнамент на предметах быта и одежде являлся своего рода «шифрограммой», передающей в символах представления древних об устройстве мира (миф), а также содержащей заклинательную символику, которая оберегала от злых сил. 2. Первые произведения искусства относятся к позднему палеолиту (около 40 тысяч лет назад), 3. считается, что жанры первобытного искусства возникали в такой временной последовательности: а. каменная скульптура, - «палеолитические Венеры», - фигурки женщин из камня или кости высотой 10-15 сантиметров с подчёркнутыми чертами пола и схематически переданными чертами лица, - «Венеры» были найдены во многих странах Европы и Азии. - расцвет такой скульптуры произошёл 25 тысяч лет назад, - эти образы были связаны с культом женщины прародительницы или символизировали плодородие, -«Палеолитические Венеры» являются первыми изображениями человека в архаической скульптуре. б.наскальная живопись: - расцвет наскальной живописи наступил 10-15 тысяч лет тому назад, - встречается как в пещерах, так и на открытых местах, - первые находки были сделаны в Х1Х веке в пещерах Пиренейских гор. В сотнях пещер обнаружили наскальные изображения, нарисованные краской или выцарапанные камнем, - главные сюжеты - изображения животных и сцены охоты, - Выдающися памятники древней наскальной живописи: à рисунки пещеры Ласко во Франции, à рисунки пещеры Альтамира в Испании. Последняя была названа «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Картинная галерея Альтамиры тянется на 300 метров в длину и состоит из множества залов. На стенах изображены бизоны, быки олени, дикие лошади и кабаны. à живопись в Сибири - знаменитая Томская писаница, расположенной в 60 километрах от Кемерова. Большая часть изображения посвящена лосям. Культ лося в древности был распространён по всей Сибири. В росписях Томской писаницы так же отсутствует законченная композиция. - разновидность первобытной живописи был орнамент: à орнаментировались изделия из кости, керамическая посуда, à геометрический орнамент - зигзагообразные линии, спирали, круги, треугольники, кресты, à нёс в себе зашифрованную символическую информацию о мировоззрении древних людей. Зигзаги и ломаные линии обозначали воду, треугольники – плодородие. Очень многие символы были знаками солнца – солярные знаки – круги, свастики, меандры, кресты и ромбы. в. глиняная посуда. г. мегалиты, дольмены, кромлехи - монументальные культовые сооружения 3-2 тысячелетия до нашей эры из громадных необработанных камней, - мегалиты Западной Европы Северной Африки и Кавказа, - четырёхугольные постройки из плит называются дольмены, - вертикально поставленные стелы – менгиры, - столбы, расставленные вокруг жертвенного камня – кромлехи. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке, во Франции, 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Некоторые менгиры покрыты рельефами.
Конец первобытности ознаменовался началом создания древнейших цивилизаций на Востоке, появившихся ещё на основе каменной технологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|