Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины




1. Становление культурологической науки в России.

2. Культура и цивилизация.

3. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства.

4. История мировых религий.

5. Первобытная культура.

6. Культура Древних цивилизаций.

7. Зарождение основ европейской культуры. Античная культура.

8. Восточные и западные типы культур.

9. Культура Средневековья. Арабо-мусульманская цивилизация.

10. Возрождение как феномен культуры.

11. Культура Нового времени.

12. Влияние философии 18-19 вв. на развитие культуры.

13. Культура ХХ века. Проблемы культурного своеобразия и диалога.

14. Единая глобальная культура человечества.

15. Русская культура и её особенности

16. Актуальные проблемы современной культуры:

а. Тенденции культурной универсализации и формирование монокультурного мира;

б. Современные методы коммуникации;

в. Постиндустриальное общество. Специфика культуры;

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре.

2. Типология культур.

3. Структура и функции культуры.

4. Единство и многообразие социокультурного процесса.

5. Ступени эволюции мировой культуры.

6. Особенности первобытной культуры.

7. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

8. Мифология, магия и религия.

9. Происхождение искусства и его функции.

10. Культура Древнего Египта.

11. Культура Древней Месопатамии.

12. Культура Древнего Ирана.

13. Культура Древней Индии, его истоки и специфика.

14. Китайская культура: ритуал и этика в традиционном Китае.

15. Культура Японии в кругу азиатских культур.

16. Ислам как культурный феномен, его рождение и эволюция.

17. Расцвет арабо-мусульманской культуры в IX-XII вв.

18. Вклад африканских культур в сокровищницу мировой культуры.

19. Характерные черты культуры Древней Греции.

20. Самобытность Древнеримской культуры.

21. Особенности культуры Византии.

22. Самобытность культуры Средневековой Руси.

23. Развитие и расцвет древнерусского искусства (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

24. Бытовая культура Древней Руси.

25. Культура Средневековья.

26. Характер культуры Ренессанса.

27. Культура барокко, рококо, классицизм.

28. Основные черты культуры эпохи Просвещения.

29. Культура эпохи Просвещения и Восток. «Век разума» и современность.

30. Особенности русской культуры.

31. Золотой век русской культуры.

32. «Серебряный век» русской культуры.

33. Характер современной культуры.

34. Массовая и высокая культура Запада.

35. Социалистическая культура и ее особенности.

36. Культурная самобытность народов мира.

37. Многообразие в определениях понятия культуры.

38. «Культура» и «цивилизация». Их соотношение.

39. Основы развития материальной и духовной культуры.

40. Основные тенденции в развитии современной культуры.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, функции и задачи культурологии.

2. Понятие культуры и ее виды.

3. Понятие культуры и ее функции.

4. Древнеегипетская культура и ее основные достижения и ценности.

5. Культура Междуречья.

6. Культура Древней Индии.

7. Культура Древнего Китая.

8. Буддизм в системе духовно-культурного мировоззрения народов Востока.

9. Особенности и общая характеристика античной культуры.

10. Характеристика крито-микенской и гомеровской периодов культуры Древней Греции.

11. Культура архаической Греции.

12. Культура Древней Греции классического периода.

13. Древнегреческая культура периодов кризиса и эллинизма.

14. Культура Древнего Рима эпохи царей.

15. Культура Древнего Рима периода республики.

16. Культура Древнего Рима периода империи.

17. Общая характеристика культуры Средневековья.

18. Христианство и его роль в формировании средневекового мировоззрения.

19. Культурные достижения Средневековья.

20. Сравнительный анализ религий античности, Востока и Средневековья.

21. Основные черты культуры Возрождения и ее периодизация.

22. Итальянское Возрождение.

23. Северное Возрождение.

24. Основные представители в литературе, в живописи эпохи Возрождения.

25. Гуманистическое мировоззрение Возрождения и его значение для современного гуманизма.

26. Сравнительный анализ места человека в культуре античности, Средневековья, эпохи Возрождения.

27. Реформация и ее влияние на европейскую культуру.

28. Культура и идеология эпохи Просвещения.

29. Основные идеологи Просвещения и их мировоззрение.

30. Барокко, рококо и классицизм – ведущие течения в культуре Западной Европы ХVII-XVIII вв.

31. Общая характеристика культуры XIX века.

32. Философия XIX в.: основные направления и их характеристика (немецкая классическая философия, философия марксизма, философия религиозного сознания, прагматизм, позитивизм).

33. Романтизм и реализм – идейно-художественные течения культуры XIX в.

34. Характеристика направлений в искусстве XIX века (символизм, импрессионизм, натурализм).

35. Особенности культуры ХХ века.

36. Глобальные проблемы и культурное развитие человечества в ХХ веке.

37. Характеристика направлений культуры ХХ в. (сюрреализм, экзистенциализм, постмодернизм).

38. Характеристика направлений культуры ХХ в. (абстракционизм, искусство поп-арта).

39. Ф. Ницше и его понимание культуры.

40. Эволюционные теории Спенсера и Тайлора.

41. Цивилизационные концепции. Культурологическая теория Тойнби и Шпенглера. Культурно-историческая типология Н.Я. Данилевского.

42. К. Ясперс о культурно-историческом процессе.

43. Психоаналитическое понимание культуры К. Юнга.

44. Культурологическая концепция З. Фрейда.

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ.

1. Культурология как наука и учебная дисциплина.

Культурология наука молодая. Она как отдельная наука возникла только в ХХ веке. Но это не означает, что до ХХ века не интересовались культурой, не был определен феномен культуры. Просто до ХХ века культурология не была отделена как самостоятельная наука и существовала как составная часть таких наук как история. Социология, философия, психология и др.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного антрополога Лесли Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом (1853-1932) в 1909 году и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин «культурология» для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология».

В 1939 году Лесли Уайт (1900-1975) обращается этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования. Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую можно определить как «наука о культуре». Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.);

2) социальную (типы коллективного поведения);

3) идеологическую (идеи, верования, знания).

Использование названия «культурология» для науки о науке должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику, исследования локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах (то есть в многих и одновременных аспектах).

Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, истории и филологии. Основные идеи этой науки сформулированы в работах М. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Флоренского, С. Франка и других.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность (вид, способ, обусловленный обстоятельствами) человеческого бытия.

Причиной такой тесной взаимосвязи культурологии с другими науками социального содержания состоит в замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», в попытках создать «тотальную» историю, то есть историю описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что необходимостью порождает «антропологический» принцип исследования, познание культурно-исторического процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их жизни.

В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы человеческой жизнедеятельности, дифференцированных по специализированным предметам этой деятельности – экономические, юридические, политические, военные, искусствоведческие и иные науки, культурология относится к группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеческой жизненной практики, но строго определенных аспектах. К этой группе относятся исторические науки, психология, социология.

 

Составной характер предмета культурологии определяет сложную структуру самого культурологического знания:

а) иерархически в культурологии можно выделить две основные профиля познания:

- собственно культурология (в узком смысле) – как общее знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования,

- культуроведение – совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономика, политика, религия, художественная культура, искусство…).

б) классификация основных направлений культурологии:

- социальная культурология – изучающая функциональные механизмы, процессы и формы социокультурной организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, образ жизни, языки общения…);

- гуманитарная культурология – изучающая процессы и формы самопознания культуры – интеллектуальных и образных творческих переживаний и объяснений природных и социальных явлений бытия, воплощенных в культуре.

в) классификация по специфическим целям и предметным областям:

- социальная и культурная антропология (причины происхождения и функционирования культуры);

- историческая культурология – изучение порождения и функционирования социальных норм коллективной жизнедеятельности;

- психологическая антропология, рассматривающая человека как «продукта», «потребителя» и «производителя» культуры;

- культурная семантика, исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений.

 

Задачи культурологии:

а. проектирование регуляции социокультурных процессов общественного развития;

б. поддержание техно-гуманитарного баланса в системах ценностных ориентаций и социальных стандартов;

в. поиск новых методов социализации и инкультурации личности;

г. поиск более эффективных методов воспроизводства и сохранения специфических культурных особенностей в условиях общей социокультурной модернизации и стандартизации.

Методы культурологии:

- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

 

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

Наиболее распространенные и употребляемые категории культурологии:

Ø культурные объекты: культурные черты, артефакты, культурные композиции, конфигурации и системы, панкультура;

Ø культурные процессы: генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры;

Ø культурные свойства: функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность;

Ø культурные функции: социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией;

Ø культурные модальност и: эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм;

Ø культурные значения: культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры;

Ø культурные обозначения: знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты, культурные тексты и коды, культурная семантика;

Ø культурные ценности: витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации;

Ø культурные нормы: образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода,

Ø культурная среда: искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности - окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей;

Ø субъекты культуры и их устойчивые коллективы: личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество;

Ø процессы и результаты усвоения культуры индивидами: социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность;

Ø культурная мотивация: индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация и самомаркирование, социальные роли и функции личности, статус, престижность, «коллективное бессознательное»;

Ø культурообусловленное поведение и сознание людей: технологии целеполагаюшей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество и инноватика, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальное, архетипы сознания;

Ø к ультурные аспекты специализированных областей деятельности: культуры: хозяйственная, правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физического воспроизводства, развития и реабилитации людей;

Ø культурные институты: культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации;

Ø культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления: кооперация, консолидация, солидарность, социальность, этничность, взаимопомощь, самобытность, локальность, разделение функций, повышение и понижение напряженности;

Ø социальная типология культуры: специализированнае и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социально стратифицированные субкультуры, образы жизни;

Ø культурно-историческая типология: культурная самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации - первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального;

Ø межкультурные взаимодействия: культурная диффузия, заимствования, толерантность, комплиментарность, отторжение, конфликт ценностей, культурный синтез, лимитрофность.

 

Понятие культуры

Термин «культура» возник от латинского слова и имеет несколько смыслов.

СULTURA возделывание, Первоначально понятие «культура»

обработка, связывалось с целенаправленнымвоз-

воспитание, действием человека на природу,

образование, прежде всего с земледелием. Позднее

почитание, им стали обозначать результаты вос-

развитие. питания и обучения самого человека.

В современном обществознании культура является центральным, фундаментальным понятием, ибо культура – неповторимый по своей сложности многогранный социальный феномен, образующий единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами и, вследствие этого, выступающей наиболее важным для человека объектом исследования и изучения.

Обширность многоаспектность культуры не позволяет дать однозначное определение понятия «культуры». На сегодняшний день существует более 1000 определений культуры.

Разные типы, формы и элементы культуры в различные исторические периоды получили свою, неоднозначную оценку. Остановимся кратко на характеристике некоторых из них и посмотрим взгляды на сущность культуры:

В древнекитайской традиции одним из главных критериев приобщения к культуре был принцип жэнь – понятие, раскрываемое как гуманность, человеколюбие, человеческое начало. Конфуций в своих «Рассуждениях о срединном пути» трактовал жэнь как «спокойно-самодостаточную» любовь к людям, гармонизирующую позитивные и негативные чувства. Жэнь проявляется в любви к родственникам, затем любви к людям и ко всему сущему. Обладание жэнь делает человека благородным.

В Древней Индии одним из важнейших культурных понятий стала «дхарма» - моральный образец для подражания. В переводе с санскрита дхарма означает долг, порядок, нравственный закон.

А европейская мысль, начиная с античности, находилась в поиске понятия, обозначающего принадлежность человека к конкретной и уникальной социальной общности.

Понятия культуры у эллинов связывалось «воспитанностью человека их культуры» в отличии от «невоспитанных» варваров.

Современное значение понятия «культуры» стало использоваться только в эпоху Просвещения, т.е. с ХVIII века. В этот период истории возникают несколько подходов и направлений в истолковании понятия «культура»:

1. Натуралистическое направление. Представители этого направления исходили из признания основополагающим природного фактора в человеке. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им (человек – часть природы, природа главное мировое событие).

Наиболее известным представителем натуралистического направления был Ж.-Ж. Руссо (1712-1778гг). Он противопоставлял культуре цивилизацию. Стремление к цивилизационным ценностям, по мнению Ж.-Ж. Руссо, губит человека, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры он видел в возвращении человека и общества в природное бытие, «назад к природе».

2. Рационалистическое направление. Это направление лежит в основе современной европейской культуры, в которой главным событием выступает человек как разумное, совершенное существо, обладающее неограниченными возможностями познания и преобразования мира.

Возникновение рационалистического направления связана с именем немецкого философа Иоганна Гердера (1744-1803), который считал, в отличии от Ж.-Ж. Руссо, что культура есть способ реализации человеческого гения. Уровень культуры рассматривал как результат взаимодействия науки, искусства, религии, подчеркивая определяющую роль человека в формировании облика культуры.

Своей высшей формы развития рационалистическое направление достигло у Г. Гегеля (1770-1831). Его идеи о роли разума в развитии культуры по праву называют «сверхрационалистическими». Он считал культуру характеристикой зрелости человеческого разума.

В общественном сознании сформировался европоцентризм – представление о том, что европейский путь развития способен дать человеку и человечеству неограниченную возможность развития и процветания.

И натуралистическое, и рационалистическое направления дают представление принципиальной возможности прогрессивного и поступательного развития.

Со второй половины ХIХ века рационалистический подход переживает кризис, причинами которого становятся появление глобальных проблем, которые поставили под сомнение возможность линейного прогрессивного развития культуры. Появляется теория циклического развития культуры. Русский мыслитель Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей работе «Россия и Европа» показал, что культура, в том числе и европейская, явление естественно-историческое и проходит в своем развитии несколько стадий: рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть.

В ХХ веке возникают новые теории культуры, связанные с такими известными в культурологии именами, как Шпенглер, Тойнби, Дюркгейм, Ясперс.

Как было сказано выше, определений понятия «культуры» около 1000. каждый мыслитель, занимающийся культурологией, определяя культуру исходит из конкретных факторов, которые выступают краеугольным камнем в их теории.

Рассмотрим несколько определений понятия культуры:

1. определение «культуры» З.Фрейда. Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми.

2. определение «культуры» Чернокозова. Культура специфически человеческий способ материального и духовного производства, основанной на конкретной модели мира, определяющий тип социальной организации в единстве с совокупностью методов воспроизводства и развития важнейших элементов социального организма.

3. Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Во всех определениях культуры выделяются созданные искусственно среда обитания людей, организованная посредством человеческой деятельности, насыщенная продуктами этой деятельности, мир «возделанных» личностей, чье сознание регулируется уже не столько биологически, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами, мир коллективов людей, объединенных общими жизненными ориентирами. Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил удовлетворения групповых и индивидуальных интересов.

При этом нужно особо отметить, что обобщающее понятие культура есть не более чем умозрительная категория, определяющая определенный класс явлений, определенный аспект их совместного существования. Реально на Земле существовало и существует поныне множество локальных культур. Но «ничейной» культуры или «культуры вообще» в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно исторического сообщества. Со временем этнической дифференциации форм жизнедеятельности добавилось их размежевание по социальным, политическим, экономическим и иным параметрам – сами локальные системы превратились в сложные системы.

Виды культуры.

Культура в целом весьма сложная система и состоит из ряда взаимопроникающих феноменов. Классификация может осуществляться по различным критериям:

в\ по содержанию и влиянию на индивида и на социум с т.з. развития в том или ином направлении:

- прогрессивная,

- реакционная.

г\ по соответствию потребностям и интересам:

- актуальная,

- неактуальная.

Но нужно отметить, что любая классификация культуры носит условный характер, выделяя какую-то одну сторону в силу того, что культура широкое, сложное понятие.

 

Функции культуры:

Культура многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры:

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных