ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛЕКЦИЯ 2. ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИОбщественно-историческая школа (О.Шпенглер, А.Тойнби): 1. имеет наиболее давние, «классические» традиции; 2. и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту; 3. группирует вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. 4. представители в Западной Европе – Шпенглер и Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевский.
Освальд Шпенглер (1880-1936): · немецкий философ и историк культуры, · автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923). · занимался историей, философией и искусствознанием самостоятельно, став примером гениального самоучки; · является классиком цивилизационного подхода к истории: = историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. = последовательный критик европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, = считал Европу уже обреченным и умирающим его звеном. = рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». = существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. = в истории человечества он выделяет 8 культур: + египетскую, + индийскую, + вавилонскую, + китайскую, + греко-римскую, + византийско-исламскую, + западноевропейскую, + культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура; = каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно; = Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975): · английский историк и социолог, · автор 12-томного «Исследования истории» (1934-1961) - труда, в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», · рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», · цивилизации генетически мало связанны друг с другой, но каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. · позднее пришел к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». · всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре · говорил о тринадцати цивилизаций, · движущие силы истории - божественное «провидение» и отдельные выдающиеся личности и «творческое меньшинство», · развитие базируется на «вызове» и «ответе» →«жизненный порыв», · не отрицал поступательного развития человечества→ духовное совершенствование. Натуралистическая школа (З.Фрейд, Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский): · стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, · объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. · культура - приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире, · смыкается с социальным дарвинизмом, · еще две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - фрейдизм и этология - наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, · к натуралистической школе примыкает и «функциональная теория культуры» Б. Малиновского.
Зигмунд Фрейд (1856-1939): · австрийский невропатолог, психиатр и психолог, · основоположник психоанализа и фрейдизма - научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом, · рассматривает культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран», · исследовал влияние подсознательного на культуру - той иррациональной и «темной» части человеческой психики, где рождается творческий порыв и такие связанные с ним понятия искусства, как «вдохновение», «катарсис», «индивидуальный стиль», · дал научные толкования многим направлениям в искусстве и прежде всего сюрреализму, · культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ». · культура - своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей, · движущие силы человечества - стихийные влечения, особенно половой инстинкт - «либидо», · конфликты психики становятся содержанием самых разных сторон культуры - морали, искусства, религии, государства, права.
Карл Густав Юнг (1875-1961): · крупнейший последователь - швейцарский психолог и теоретик культуры, · критиковал фрейдовский «пансексуализм», · работа «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще, · в психике человека помимо индивидуального бессознательного существует и более глубокий слой - «коллективное бессознательное», · «коллективное бессознательное» является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга, · опыт сохраняется в культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека, · «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры, · понятия «коллективное бессознательное» и «архетипы», являются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов (единство и сплоченность рассеянного по миру еврейского народа, «врожденная» религиозность русского народа). · типология характеров людей: экстраверты (т.е. обращенных вовне) и интроверты (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Конрад Лоренц (1903-1989) Н. Тинберген (р. 1907), Карл фон Фриш (1886-1982): · австрийский зоолог, голландский и немецкий ученые, · в отличие от Фрейда и Юнга искали истоки культуры не в психике человека, а обратились к животному миру, · создатели новой науки - этологии, изучающей поведение, нравы и психику животных в естественных условиях, · на основе этологии разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры», · инстинкты животных, отраженные в их устойчивом поведении отождествляются с естественными истоками человеческой культуры. Стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам человека, · разрушительные проявления человеческой психики - склонность к насилию, войны и революции, эгоизм - унаследованные инстинкты от животного царства, · понимая культуру как постепенное изживание в людях «звериного» начала, они считали главнейшими средствами для этого воспитание и самовоспитание, наука, искусство, спорт и доброжелательные контакты,
Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942): · английский этнограф и социолог польского происхождения, · основатель функционального направления в этнографии, · книга «Научная теория культуры» (1944), · все явления и предметы духовной и материальной культуры имеют свой смысл, а главное - свою определенную функцию, · в культуре не может быть ничего лишнего, ничего случайного, иначе оно было бы выброшено и забыто, · культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека, например в еде, жилище, продолжении рода, · современная цивилизация, как сложная органическая система социальных институтов, выполняет определенную функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей, · главная задача культуры - закрепление, развитие и передача потомкам именно этих вторичных потребностей, «социальных императивов», составляющих в совокупности общественный опыт.
Социологическая школа (Т.Элиот, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс): 1. объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации, 2. в центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.
Томас Стернз Элиот (1888—1965): · англо-американский поэт и критик модернистского направления, · автор книги «Заметки к определению культуры» (1948), · культура - образ жизни данного народа, живущего в одном месте, · проявления культуры - искусство, его социальная система, привычки и обычаи, религия, но они, вместе взятые, не составляют культуру, а являются лишь ее частью, · всеобщая стандартизация и узко утилитарный подход к жизни, массовая культура ведет к подавлению в человеке творческого начала, (Так, несмотря на то, что за последние четыре столетия население Англии увеличилось в 12 раз, подобный количественный рост отнюдь не привел в наши дни к появлению 12 Шекспиров, скорее, они уже давно исчезли совсем), · сохранить созидательную энергию человечество может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную элиту, · особо подчеркивал значение элитарного подхода не только в сфере политики, но и в сфере культуры, · делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна на культурное созидание. Питирима Александровича Сорокина (1889—1968): · русско-американский социолог и историк культуры, · поддерживал теорию духовной элиты как ведущей силы общества, · подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры, · считал основой культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы, · труды «Динамика общества и культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть и нравственность» (1959), · рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений, · в отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение, он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания, · исходя из двойственной психобиологической природы человека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры: а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждении: - греко-римская цивилизация III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, - западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени; б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения - русский тип культуры, - раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII век); в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума» - великая культура эпохи Возрождения.
Альфред Вебер (1868—1958): · немецкий экономист и социолог, · автор труда «Принципы социологии, истории и культуры» (1951) · выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: а. социальный (формирование социальных институтов), б. цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), в. культурный (творчество, искусство, религия и философия), · эти процессы развиваются по разным законам и приводят дисбалансу между ними - преобладание социального и цивилизационного приводит к ослаблению культурного (духовного ), · специфический облик страны или эпохи связана с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые интернациональны, · движение культуры иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.
Толкотт Парсонс (1902—1979): · американский социолог, · один из создателей структурно-функционального направления в социологии, · суть теории культуры - все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: 1. социальной - совместные действия людей, движимые целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый индивид стремится: а) адаптироваться (приспособиться) к ней — экономические институты; б) достичь поставленных перед собою задач — политические институты; в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами — правовые институты и обычаи; г) воспроизводить уже найденные социальные структуры — система верований, мораль и органы социализации; д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение — индустрия отдыха, 2. культурной - системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей и которой характерны: а. символичность - язык и системы других символов, б. нормативность - зависимость человека от общепринятых ценностей и норм, в. волюнтаристичность или иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды, · культура - сложная система символов и норм, которые постоянно совершенствуются. Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс): самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации, объединяет лингвистов, специалистов по семиотике, искусствоведов и специалистов по информатике, культурные процессы рассматриваются ими как чисто коммуникационные, культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации.
Фердинанд де Соссюр (1857—1913): · швейцарский лингвист, · выдвинул идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую систему знаков, должна быть всеобъемлющая наука, способная охватить все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром, · культуру начал рассматривать как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» — системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино, телевидения, · культура, выражая в языковых символах и других видах сигналов, передает во времени и пространстве разного рода интеллектуальную (наука) и эмоциональную (искусство) информацию, что приводит человека к его нынешнему информационному и культурному могуществу, · человека сейчас окружает не только реальный, естественный мир, но и искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности, · у истоков человеческой культуры лежит способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве.
Эрнст Кассирер (1874—1945): · немецкий философ, · автор трудов «Философия символических форм» (1923—1929), «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» (1945), · основа концепции его теории культуры - человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации (позиция семиотики), · логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ - не просто оболочки мысли, но и ее необходимый инструмент, · истоки культуры – в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами (язык, наука, искусство, религия, мифы), · человек находится в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной, · духовный прогресс в мысли и опыте служит тому, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека, отводя физическую реальность на второй план и направляя его в свою внутреннюю вселенную, где человек живет там своими мыслями и идеями, · человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в некую искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную разуму, оторванному от реальности абстрактному мышлению.
Клод Леви-Строс (р. 1908): · французский этнограф, антрополог и философ культуры, · создатель структурной антропологии - науки, в основе которой лежит использование некоторых приемов структурной лингвистики и информатики при анализе культуры и социального устройства первобытных племен, · утверждал о существовании некоего «коллективного бессознательного», глубоко запрятанного в человечестве, отграничивающего людей от животного мира и представляющего собой первооснову любой культуры, · отвергал европоцентризм и расизм, · стремился выявить силу и своеобразие мышления примитивного человека, заложившего основы технического и индустриального прогресса, · развивал мысль о необходимости восстановления в человеке единства чувственного и рационального начал, утраченного в результате развития цивилизации, · при оценке общей пропорции «природного» и «социального» в поведении цивилизованного человека признает чрезмерную роль формализма и условностей во взаимоотношениях людей, решающее влияние на их поступки символических форм, традиций, ритуалов и прежде всего языка, порождающего все общественные институты, · основная мысль человек живет условностями и мифами, все больше отдаляющими его от реальной жизни.
Антропологическая школа (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский) · сложилась в Великобритании в 1860-е гг., · объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях: а. общей человеческой природой людей, б. сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, в. соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; · каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества, · отводила большую роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат мифы · все народы проходят общие ступени развития культуры и последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИИЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. · эволюционизм: · концепция эволюции предложена Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов в процессе постепенной дифференциации и интеграции, · человеческая культура - совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению, · культура порождена естественными причинами, и ее динамика закономерна, · общие исходные допущения: - психическое единство человека; - направленность движения человеческого общества и культуры от простого к сложному; - закономерность культурного развития; - эволюционная форма культурной динамики - последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации, · детерминанты социокультурной эволюции: 1. «врожденные идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы, 2. внешние факторы, обусловливающих эволюцию: природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономика, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). · механизм, придающий динамике культуры закономерный характер - удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естеств. отбор.
ДИФФУЗИОНИЗМ: · основатель - немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844—1904), · как способ изучения культур появился в конце XIX в., · понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение", · в изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание, · главное содержание исторического процесса - диффузия, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур, · эволюционистской идее автономного возникновения и развития аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности, · два способа географического распространения предметов материальной культуры: 1. полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккульту рацией; 2. перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому, · обобщающие понятия, выражавшие пространственные характеристики распространения культуры - "культурная зона" или "культурный круг", · основной источник изменений в культурах - в взаимных контактах между ними, · основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: ü акцент на взаимовлияние культур; ü их изменения путем заимствования; ü идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. · Суть теории диффузионизма состоит в следующем: а. происхождение культурных элементов имеет географическую привязку. Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару, б. главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п., в. весь имеющийся материал полевых исследований систематизировался таким образом, чтобы очевидными стали эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения, г. каждый элемент культуры рассматривается как имеющий определенное географическое и этническое происхождение, д. каждая культура рассматривается с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ - как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна, - особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей, - задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними, - ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур, - каждая «атомарная клеточка» культуры исследуется как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности, - отдельный элемент представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования, - культура рассматривается под углом зрения выполнения различных функций, - предметом анализа являются: 1) субстанциальная или поддерживающая функция, обеспечивающая выживание общности; 2) адаптивная или приспособительная функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью; 3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа; 4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей; 5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур; 6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов; 7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения.
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. · сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. · концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане, · основная проблема исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: ü культурирование основных инстинктов человека, ü возникновение специфически человеческих конституции, ü строение тела человека в его связи с культурной средой, ü поведение человека, ü становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, ü процессы инкультурации, ü влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, ü любовь как культурный феномен, ü становление мироощущения и мировоззрения человека, ü мифология как культурное явление, ü исследование закономерностей функционирования экокультуросистем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|