Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКЦИЯ 2. ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ




Общественно-историческая школа (О.Шпенглер, А.Тойнби):

1. имеет наиболее давние, «классические» традиции;

2. и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту;

3. группирует вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных.

4. представители в Западной Европе – Шпенглер и Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевский.

 

Освальд Шпенглер (1880-1936):

· немецкий философ и историк культуры,

· автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).

· занимался историей, философией и искусствознанием самостоятельно, став примером гениального самоучки;

· является классиком цивилизационного подхода к истории:

= историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой.

= последовательный критик европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества,

= считал Европу уже обреченным и умирающим его звеном.

= рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов».

= существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает.

= в истории человечества он выделяет 8 культур:

+ египетскую,

+ индийскую,

+ вавилонскую,

+ китайскую,

+ греко-римскую,

+ византийско-исламскую,

+ западноевропейскую,

+ культуру майя в Центральной Америке.

В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура;

= каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно;

= Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975):

· английский историк и социолог,

· автор 12-томного «Исследования истории» (1934-1961) - труда, в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций»,

· рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций»,

· цивилизации генетически мало связанны друг с другой, но каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели.

· позднее пришел к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории».

· всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре

· говорил о тринадцати цивилизаций,

· движущие силы истории - божественное «провидение» и отдельные выдающиеся личности и «творческое меньшинство»,

· развитие базируется на «вызове» и «ответе» →«жизненный порыв»,

· не отрицал поступательного развития человечества→ духовное совершенствование.

Натуралистическая школа (З.Фрейд, Г.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский):

· стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры,

· объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного.

· культура - приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире,

· смыкается с социальным дарвинизмом,

· еще две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - фрейдизм и этология - наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами,

· к натуралистической школе примыкает и «функциональная теория культуры» Б. Малиновского.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939):

· австрийский невропатолог, психиатр и психолог,

· основоположник психоанализа и фрейдизма - научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом,

· рассматривает культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран»,

· исследовал влияние подсознательного на культуру - той иррациональной и «темной» части человеческой психики, где рождается творческий порыв и такие связанные с ним понятия искусства, как «вдохновение», «катарсис», «индивидуальный стиль»,

· дал научные толкования многим направлениям в искусстве и прежде всего сюрреализму,

· культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ».

· культура - своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей,

· движущие силы человечества - стихийные влечения, особенно половой инстинкт - «либидо»,

· конфликты психики становятся содержанием самых разных сторон культуры - морали, искусства, религии, государства, права.

 

Карл Густав Юнг (1875-1961):

· крупнейший последователь - швейцарский психолог и теоретик культуры,

· критиковал фрейдовский «пансексуализм»,

· работа «Метаморфозы и символы «либидо» (1912) трактует понятие либидо как психическую энергию вообще,

· в психике человека помимо индивидуального бессознательного существует и более глубокий слой - «коллективное бессознательное»,

· «коллективное бессознательное» является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга,

· опыт сохраняется в культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека,

· «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры,

· понятия «коллективное бессознательное» и «архетипы», являются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов (единство и сплоченность рассеянного по миру еврейского народа, «врожденная» религиозность русского народа).

· типология характеров людей: экстраверты (т.е. обращенных вовне) и интроверты (т.е. обращенных к своему внутреннему миру).

Конрад Лоренц (1903-1989) Н. Тинберген (р. 1907), Карл фон Фриш (1886-1982):

· австрийский зоолог, голландский и немецкий ученые,

· в отличие от Фрейда и Юнга искали истоки культуры не в психике человека, а обратились к животному миру,

· создатели новой науки - этологии, изучающей поведение, нравы и психику животных в естественных условиях,

· на основе этологии разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры»,

· инстинкты животных, отраженные в их устойчивом поведении отождествляются с естественными истоками человеческой культуры. Стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам человека,

· разрушительные проявления человеческой психики - склонность к насилию, войны и революции, эгоизм - унаследованные инстинкты от животного царства,

· понимая культуру как постепенное изживание в людях «звериного» начала, они считали главнейшими средствами для этого воспитание и самовоспитание, наука, искусство, спорт и доброжелательные контакты,

 

Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942):

· английский этнограф и социолог польского происхождения,

· основатель функционального направления в этнографии,

· книга «Научная теория культуры» (1944),

· все явления и предметы духовной и материальной культуры имеют свой смысл, а главное - свою определенную функцию,

· в культуре не может быть ничего лишнего, ничего случайного, иначе оно было бы выброшено и забыто,

· культура первоначально зародилась как ответ на элементарные биологические потребности человека, например в еде, жилище, продолжении рода,

· современная цивилизация, как сложная органическая система социальных институтов, выполняет определенную функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей,

· главная задача культуры - закрепление, развитие и передача потомкам именно этих вторичных потребностей, «социальных императивов», составляющих в совокупности общественный опыт.

 

Социологическая школа (Т.Элиот, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс):

1. объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации,

2. в центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты.

 

Томас Стернз Элиот (1888—1965):

· англо-американский поэт и критик модернистского направления,

· автор книги «Заметки к определению культуры» (1948),

· культура - образ жизни данного народа, живущего в одном месте,

· проявления культуры - искусство, его социальная система, привычки и обычаи, религия, но они, вместе взятые, не составляют культуру, а являются лишь ее частью,

· всеобщая стандартизация и узко утилитарный подход к жизни, массовая культура ведет к подавлению в человеке творческого начала, (Так, несмотря на то, что за последние четыре столетия население Англии увеличилось в 12 раз, подобный количественный рост отнюдь не привел в наши дни к появлению 12 Шекспиров, скорее, они уже давно исчезли совсем),

· сохранить созидательную энергию человечество может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную элиту,

· особо подчеркивал значение элитарного подхода не только в сфере политики, но и в сфере культуры,

· делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна на культурное созидание.

Питирима Александровича Сорокина (1889—1968):

· русско-американский социолог и историк культуры,

· поддерживал теорию духовной элиты как ведущей силы общества,

· подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры,

· считал основой культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы,

· труды «Динамика общества и культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть и нравственность» (1959),

· рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений,

· в отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение, он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания,

· исходя из двойственной психобиологической природы человека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждении: - греко-римская цивилизация III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, - западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения - русский тип культуры, - раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII век);

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума» - великая культура эпохи Возрождения.

 

Альфред Вебер (1868—1958):

· немецкий экономист и социолог,

· автор труда «Принципы социологии, истории и культуры» (1951)

· выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса:

а. социальный (формирование социальных институтов),

б. цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации),

в. культурный (творчество, искусство, религия и философия),

· эти процессы развиваются по разным законам и приводят дисбалансу между ними - преобладание социального и цивилизационного приводит к ослаблению культурного (духовного ),

· специфический облик страны или эпохи связана с культурными факторами, а не с социальными или цивилизационными, которые интернациональны,

· движение культуры иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

 

Толкотт Парсонс (1902—1979):

· американский социолог,

· один из создателей структурно-функционального направления в социологии,

· суть теории культуры - все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем:

1. социальной - совместные действия людей, движимые целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый индивид стремится:

а) адаптироваться (приспособиться) к ней — экономические институты;

б) достичь поставленных перед собою задач — политические институты;

в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами — правовые институты и обычаи;

г) воспроизводить уже найденные социальные структуры — система верований, мораль и органы социализации;

д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение — индустрия отдыха,

2. культурной - системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей и которой характерны:

а. символичность - язык и системы других символов,

б. нормативность - зависимость человека от общепринятых ценностей и норм,

в. волюнтаристичность или иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды,

· культура - сложная система символов и норм, которые постоянно совершенствуются.

Символическая школа (Ф.Соссюр, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс):

самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации, объединяет лингвистов, специалистов по семиотике, искусствоведов и специалистов по информатике,

культурные процессы рассматриваются ими как чисто коммуникационные,

культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации.

 

Фердинанд де Соссюр (1857—1913):

· швейцарский лингвист,

· выдвинул идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую систему знаков, должна быть всеобъемлющая наука, способная охватить все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром,

· культуру начал рассматривать как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» — системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино, телевидения,

· культура, выражая в языковых символах и других видах сигналов, передает во времени и пространстве разного рода интеллектуальную (наука) и эмоциональную (искусство) информацию, что приводит человека к его нынешнему информационному и культурному могуществу,

· человека сейчас окружает не только реальный, естественный мир, но и искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности,

· у истоков человеческой культуры лежит способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве.

 

Эрнст Кассирер (1874—1945):

· немецкий философ,

· автор трудов «Философия символических форм» (1923—1929), «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» (1945),

· основа концепции его теории культуры - человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации (позиция семиотики),

· логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ - не просто оболочки мысли, но и ее необходимый инструмент,

· истоки культуры – в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами (язык, наука, искусство, религия, мифы),

· человек находится в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной,

· духовный прогресс в мысли и опыте служит тому, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека, отводя физическую реальность на второй план и направляя его в свою внутреннюю вселенную, где человек живет там своими мыслями и идеями,

· человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в некую искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную разуму, оторванному от реальности абстрактному мышлению.

 

Клод Леви-Строс (р. 1908):

· французский этнограф, антрополог и философ культуры,

· создатель структурной антропологии - науки, в основе которой лежит использование некоторых приемов структурной лингвистики и информатики при анализе культуры и социального устройства первобытных племен,

· утверждал о существовании некоего «коллективного бессознательного», глубоко запрятанного в человечестве, отграничивающего людей от животного мира и представляющего собой первооснову любой культуры,

· отвергал европоцентризм и расизм,

· стремился выявить силу и своеобразие мышления примитивного человека, заложившего основы технического и индустриального прогресса,

· развивал мысль о необходимости восстановления в человеке единства чувственного и рационального начал, утраченного в результате развития цивилизации,

· при оценке общей пропорции «природного» и «социального» в поведении цивилизованного человека признает чрезмерную роль формализма и условностей во взаимоотношениях людей, решающее влияние на их поступки символических форм, традиций, ритуалов и прежде всего языка, порождающего все общественные институты,

· основная мысль человек живет условностями и мифами, все больше отдаляющими его от реальной жизни.

 

Антропологическая школа (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский)

· сложилась в Великобритании в 1860-е гг.,

· объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях:

а. общей человеческой природой людей,

б. сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития,

в. соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры;

· каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества,

· отводила большую роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат мифы

· все народы проходят общие ступени развития культуры и последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИИЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

· эволюционизм:

· концепция эволюции предложена Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов в процессе постепенной дифференциации и интеграции,

· человеческая культура - совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению,

· культура порождена естественными причинами, и ее динамика закономерна,

· общие исходные допущения:

- психическое единство человека;

- направленность движения человеческого общества и культуры от простого к сложному;

- закономерность культурного развития;

- эволюционная форма культурной динамики - последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации,

· детерминанты социокультурной эволюции:

1. «врожденные идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы,

2. внешние факторы, обусловливающих эволюцию: природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономика, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия).

· механизм, придающий динамике культуры закономерный характер - удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естеств. отбор.

 

ДИФФУЗИОНИЗМ:

· основатель - немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844—1904),

· как способ изучения культур появился в конце XIX в.,

· понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение",

· в изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание,

· главное содержание исторического процесса - диффузия, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур,

· эволюционистской идее автономного возникновения и развития аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности,

· два способа географического распространения предметов материальной культуры:

1. полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккульту рацией;

2. перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому,

· обобщающие понятия, выражавшие пространственные характеристики распространения культуры - "культурная зона" или "культурный круг",

· основной источник изменений в культурах - в взаимных контактах между ними,

· основные положения диффузионизма как направления в изучении культур:

ü акцент на взаимовлияние культур;

ü их изменения путем заимствования;

ü идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества.

· Суть теории диффузионизма состоит в следующем:

а. происхождение культурных элементов имеет географическую привязку. Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару,

б. главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п.,

в. весь имеющийся материал полевых исследований систематизировался таким образом, чтобы очевидными стали эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения,

г. каждый элемент культуры рассматривается как имеющий определенное географическое и этническое происхождение,

д. каждая культура рассматривается с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

- как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна,

- особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей,

- задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними,

- ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур,

- каждая «атомарная клеточка» культуры исследуется как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности,

- отдельный элемент представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования,

- культура рассматривается под углом зрения выполнения различных функций,

- предметом анализа являются:

1) субстанциальная или поддерживающая функция, обеспечивающая выживание общности;

2) адаптивная или приспособительная функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью;

3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа;

4) символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей;

5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;

6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов;

7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения.

 

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры.

· сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в.

· концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане,

· основная проблема исследований связаны со становлением человека как феномена культуры:

ü культурирование основных инстинктов человека,

ü возникновение специфически человеческих конституции,

ü строение тела человека в его связи с культурной средой,

ü поведение человека,

ü становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений,

ü процессы инкультурации,

ü влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак,

ü любовь как культурный феномен,

ü становление мироощущения и мировоззрения человека,

ü мифология как культурное явление,

ü исследование закономерностей функционирования экокультуросистем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных