ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗВИТИЕ БОЕВЫХ УМЕНИЙ В ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ДЕЙСТВИЙ
При совершенствовании двигательной структуры приемов боец приобретает навыки выполнения боевых движений в условиях, когда его внимание преимущественно обращено на техническую сторону проведения приема. В боевой обстановке внимание фехтовальщика переключается на поддержание необходимой дистанции, на восприятие и реагирование на действия противника, на тактическую сторону боя. Поэтому специальная тренировка, направленная на совершенствование боевых реагирований фехтовальщика, заставляет спортсмена распределять свое внимание как на техническую сторону выполнения движений, так и на оценку обстановки, на мгновенное принятие решений, поддержание дистанции и т. п. Упражнения на совершенствование технических навыков в процессе развития и специализирования реакции развивают чувство боя, значительно расширяют тактический кругозор фехтовальщика. Сам технический навык в значительной степени автоматизируется и расширяется при выполнении приемов на фоне распределенного внимания. Задачи и упражнения на совершенствование боевых действий в процессе развития специализированной зрительной и тактильной реакции фехтовальщика подбираются из ситуаций, возникающих в бою. Тренер может использовать и упражнения условного характера (тренируемые движения непосредственно переносятся в бой), имеющие большое учебное значение и развивающие какую-либо из качественных сторон подготовки фехтовальщика. Действовать с максимальной быстротой, реагируя на тактильные сигналы. В фехтовальном бою выполнение боевых действий, требующих проявления тактильной реакции, проходит в сочетании со зрительным контролем, например, применение защит подстановкой с последующим ответом. Упражнения на защиты являются лучшим средством развития быстроты тактильной реакции. Чередуя глубину атак, а также различную силу удара по оружию ученика, тренер добивается от него быстрейшего начала ответного удара. Необходимо также совершенствовать тактильную реакцию в упражнениях, исключающих зрительный контроль. Тренируемый выполняет их с закрытыми глазами. Защищающийся фехтовальщик должен также улавливать разницу между действием на свое оружие, которое проводит атакующий, и защитным соприкосновением с оружием противника, после которого парировавший получает право ответа. Соприкосновение клинка атаковавшего со стороны лезвия с сильной частью клинка защищающегося дает последнему право ответного удара. Атаковать, контратаковать, наносить ответный удар в открывающуюся линию. Атака, контратака, ответ в открывающуюся линию имеют самостоятельное практическое значение как боевые действия, а обманное движение оружием в открывшуюся линию вызывает более бурную защитную реакцию. В подобных нападениях боец действует оружием в противоход защитному движению противника. Начинать тренировки следует с простых атак, контратак, ответных ударов на открытие тренером определенной линии. При достижении технической безошибочности ведения клинка перед учеником ставится задача мгновенного определения направления и выполнения атаки, контратаки, ответного удара на произвольное открытие одной из линий, добиваясь сохранения техники ведения клинка. Затем осваиваются атаки с обманами, комбинированные атаки, сложные ответы с выбором стороны нанесения удара в ходе наступления. Защититься, определяя сторону нападения противника во время его атаки, контратаки, ответного удара. Время, которое необходимо противнику, чтобы сблизиться в атаке и попытаться нанести удар или выполнить ответ после защиты, в большинстве случаев достаточно для определения защищающимся направления неожиданной атаки, ответа и успешной попытки защититься. Тренировка будет действенной, если ученик не сумеет предугадать сторону нападения, а вынужден будет определять ее в ходе атаки, контратаки или ответа тренера. Сохранять определенную дистанцию и действовать, реагируя на изменение дистанции. Кроме общеизвестных заданий в маневрировании и продолжении схватки в глубину на разрыв дистанции противником необходимо использовать специальные задачи на дистанционное взаимодействие с противником, сохранение необходимой дистанции, диктуемой ходом тренировочной схватки, усложняя ими тренировку простых и сложных действий. Упражнения строятся на базе типичных боевых ситуаций и позволяют тренеру произвольно варьировать построение схваток, а также осуществлять контроль над выполнением рубящих ударов, уколов и основных защит. На занятиях с фехтовальщиками старших разрядов дистанционные упражнения лучше всего применять в начале урока как разминочные, для настройки тренируемого. Защищаться только от действительной атаки и не реагировать на обманы. Важно добиться от ученика, чтобы он не пытался защищаться, если нет непосредственной угрозы получить удар (укол). Ученик должен защищаться, только когда противник приблизится и сможет нанести укол. Для развития точности реакции у занимающихся тренеру необходимо чередовать атаки с различных дистанций, варьируя их по глубине, и добиваться, чтобы ученики отвечали только на действительные атаки. Соизмерять быстроту и длину атак, ответов и глубину защитных движений оружием с дистанцией и действиями противника. Выполнять в боях атаки и ответы стандартной длины невыгодно, поскольку короткая атака на отступающего противника не достигает цели, а атака с излишним сближением позволяет противнику успешно контратаковать. Глубина движения вооруженной руки назад в попытке защититься и глубина движений вперед в атаках (ответах) зависят от расстояния до противника и точно соответствуют этому расстоянию. Научившись управлять скоростью своих движений, спортсмен сумеет произвольно выбирать необходимую быстроту действий, дистанцию и, точно соблюдая их, поражать противника ударом. Инициативно продолжать незавершенные схватки. После небольших задержек из-за неудавшейся атаки или контратаки быстро продолжить схватку, используя паузы для внезапной атаки. Изменять намерение в ходе действий наступления и обороны. Излишне ранняя попытка противника защититься позволяет атакующему (наносящему ответ) заметить направление защитного движения и, изменив путь своего клинка, нанести удар в другую линию. Атакующий может парировать по ходу сближения неожиданную контратаку противника, выполненную недостаточно глубоко. Следует различать простые атаки (ответы) от сложных. Простые атаки можно парировать, на них наносят ответные удары. Атаки с несколькими обманами опережают контратакой, а ответы с несколькими обманами — повторными ударами (уколами). Применение подготавливающих действий в наступлении и обороне. Изучение возможностей применения подготавливающих действий и вариантов тактического обманывания обогатит и расширит технический кругозор фехтовальщика, а также поможет ему быстрее распознавать и оценивать встречающихся противников, находя активные способы достижения победы над ними. Тренерам следует подбирать упражнения для занятий с учетом технической, тактической подготовленности каждого спортсмена, его боевых способностей и умений. Эти упражнения следует проводить с изменением темпа, ритма, амплитуды движений и дистанции, а также глубины атакующих и защитных движений тела и вооруженной руки. Действия разведки. К средствам разведки защитных и контратакующих намерений спортсмена относятся: ложные атаки, выполняемые в форме основных, но несколько короче в глубину; начальные движения рубки и укола, а также действия на оружие с одновременными сближениями шагами вперед или наклонами туловища и т. д. К средствам разведки наступательных намерений спортсмена относятся: отступления; ложные парирования на дистанции, превосходящей ту, которая нужна для нанесения простого ответа; ложные попытки контратаковать и т. д. Действия маскировки. В качестве средств маскировки атак в фехтовании на саблях широко применяются: медленные сближения, движения оружием, не создающие угрозы нападения, ложные атакующие действия, отступления; ложные движения и жесты, выражающие намерения фехтовальщика защищаться, отступать или контратаковать и т. д., но не атаковать. Используя в бою эти специальные действия, обычно удается ослабить настороженность противника или переключить его внимание на другие элементы тактической борьбы и успешно произвести атакующие действия. Для маскировки и контратаки фехтовальщикам на саблях недостаточно применять только действия, побуждающие противника начать атаку. Нужно вызвать у него желание совершать сложные атаки со значительным сближением. Средством для этого могут быть отступления, сближения, различные ложные движения оружием, выражающие намерения обороняться. Если противник в борьбе с контратаками использует атаки с целью парировать контратаку по ходу сближения в атаке, то маскировка стороны нанесения удара в контратаке может принести успех в том случае, если противник угадал, что против него будут применены контратакующие действия. При активном использовании в бою защитных действий с последующими ответными ударами (уколами) бойцы могут применять в качестве средств маскировки разные движения туловищем, незначительные отступления, ложные парирования и т. д. Действия маневрирования в боях на саблях во многом такие же, как и в фехтовании на рапирах. Для маневрирования применяются разнообразные передвижения (на дистанции более удаленной, чем во время боя на рапирах, из-за возможности ударов по руке), игра оружием в перемене позиций, разнообразные вызовы и угрозы оружием, телом и ложные действия. Большую роль при маневрировании играют изменения глубины, быстроты и ритма действий. Изменение глубины атакующих и контратакующих действий, отступлений или сближений при попытке парировать с последующим ответным ударом может иметь решающее значение для воспроизведения в бою тактических замыслов. Умышленно увеличивая или сокращая путь, который противнику предстоит преодолеть в атаке, контратаке, при нанесении ответа, или, изменяя глубину своих действий, обычно удается поставить противника, запаздывающего защититься или контратаковать, перед фактом получения удара. Изменение глубины боевых действий облегчает фехтовальщикам парирование и опережение атак противника. Изменение быстроты и ритма выполнения атак и ответов — выгодное средство тактического обманывания, которое совершается за счет чередования боевых действий, выполняемых с различной быстротой. Если боец настроил противника на быстроту действий, а последующие действия нападения или обороны ускоряет или замедляет, то противник рискует получить удар, опоздав защититься, осуществить контратаку, или, наоборот, пытаясь защититься чересчур поспешно. Изменение амплитуды движений рубки и защит также может быть средством тактического обманывания. Преднамеренно увеличивая амплитуду движения оружием, обозначающего попытку в подготавливающей атаке (ответе), боец убеждает противника в том, что он может опередить удар (укол) в атаке контратакой или выполнить повторный удар. Увеличение амплитуды движения оружия в защите как бы позволяет противнику успешно произвести быстротную атаку, против которой расширенные защиты обычно несостоятельны. Однако, изменив амплитуду движения оружием в действительной попытке нанести удар (укол) или в попытке защиты, боец успешно завершает схватку. Широкое место в маневрировании на саблях занимают разнообразные вызовы противника на желаемые действия. В боях на саблях трудно отличить вызовы от подготовки атаки. Они взаимосвязаны, похожи и часто применяются вместе при решении одной и той же тактической задачи. Однако сущность их различна. Действия подготовки направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника от подготавливаемого боевого действия или от каких-либо важных для бойца компонентов взаимодействия с противником. Вызовы, наоборот, заставляют противника сосредоточиться на определенной (избранной бойцом) стороне боя, принять ошибочное тактическое решение и на основе его неверно выбрать основное действие для наступления или обороны. Заранее зная, какие ошибки должен допустить противник, боец получает реальную возможность найти конкретный вариант противодействия и, осуществив его, успешно нанести удар (укол). Преимущество спортсменов, которые активно вызывают противников на определенные действия, как раз и состоит в том, что они заблаговременно предвидят ход задуманной схватки, могут эффективно применять контрдействия для достижения победы. К средствам вызовов относятся различные положения, движения оружием и телом, а также боевые действия, побуждающие противника атаковать или контратаковать, защищаться и наносить ответные удары (уколы). Умение вызывать противника на желаемые действия — сложнейшее из тактических обманываний, требующее длительного освоения. Прежде чем вызвать противника на атаку с целью ее парирования, необходимо помнить, что с обманными движениями сравнительно легко контратаковать, но чрезвычайно трудно парировать. Простую же атаку, наоборот, не трудно парировать, но почти невозможно контратаковать. Это своеобразие боя на саблях учитывает и противник, когда готовит нападение. Вступая в тактическую борьбу с противником и намереваясь парировать атаку, фехтовальщик должен применять такие подготавливающие действия, которые бы вызвали у противника желание применить простую атаку. Исключением может быть вызов на атаку с действием на оружие или обманными движениями и попыткой нанести удар в определенной линии. Вызывая противника на атаку с целью ее контратаковать, боец должен убедительно показать, что он настроен только обороняться, и тем самым побудить противника атаковать с обманными движениями. Наиболее трудно бороться спортсменам против контратак со сближением. Излишнее сближение при вызове такой контратаки может привести к опозданию защиты, а излишне глубокая атака позволяет противнику опередить ее ударом (уколом). Если же фехтовальщик вызвал противника на контратаку и ожидает ее с выпадом или «стрелой», в качестве средств противодействия выгоднее всего использовать незначительные сближения с парированием, простые атаки, атаки с действием на оружие, выполняемые с максимальной быстротой. При вызове противника на контратаку движением только оружия (стоя на месте) или с небольшим отступлением наиболее распространенными и эффективными контрмерами будут атаки, применяемые с целью парировать контратаку по ходу сближения в атаке, и быстротные атаки с ударами по ближайшей части поражаемой поверхности. В действиях второго намерения следует развивать инициативу, решительность выполнения выразительных ложных атакующих ударов, точность расчета дистанции и движений оружием при снятии ответа противника и завершения контрответа на выпаде. Если бойцу известны привычные реакции противника и постоянно применяемые им в бою действия, имеет смысл в некоторых случаях не пользоваться подготавливающими действиями как вызовами, предшествующими началу схватки. Движение вызова можно осуществлять в ходе выполнения противником действительной атаки или в стремительном сближении с противником, за время которого он просто не успеет найти необходимые
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|