ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диалектика истины и заблуждения в познавательном процессе. Относительно-абсолютная истина.Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о., истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Знание есть отражение (всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта) и существует в виде чувственного или понятийного образа. Т.о., истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Человечество редко достигает истины иначе, чем через заблуждения. Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждение следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Говоря об относительном характере истины, имеются в виду истины в сфере научного знания, а не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. и. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна. Каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины дополняют, конкретизируют или включают своих предшественниц в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как ее частный случай. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Однако, очевидность ощущаемого и мыслимого играет большую роль в установлении истины, но не может служить единственным ее критерием. Ясность и очевидность – субъективные состояния познания, они нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Несомненно, что психологически важна уверенность в достоверности мыслимого, но и она не может служить критерием истинности. Выдвигался такой критерий истинности, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Но из истории науки известно, что первооткрыватели отстаивали истину в одиночку. В некот. филос. системах существует такой крит. истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины ее практической полезностью. Истинные идеи – это те, которые успешно работают. Критерий истины не найти в мышлении самом по себе, нет его и в действительности, взятой вне субъекта. Критерий истины заключается в практике. Практика подтверждает истину и разоблачает заблуждение. В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразделимом единстве. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|