Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ХИМИИ.

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и

лабораторно-практических занятий студентов, обучающихся по

направлениям подготовки «Агрономия» и «Агрохимия и почвоведение»

 

Составители:

В.М. Мерзлякова

В.В. Сентемов

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 54(076.5)

ББК 24я73

М 52

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___от «_____» _______________2011 г.

 

Рецензенты:

 

Л.А. Грозина – канд. хим. наук, доцент кафедры химии и химической технологии ГОУ ВПО ИжГТУ,

А.Б. Москвичева – канд. с.-х. наук, доцент кафедры ТМППЖ ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.

Составители:

 

В.М. Мерзлякова – канд. с.-х. наук, доцент кафедры химии ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА,

В.В. Сентемов – канд. х. наук, профессор кафедры химии ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.

 

М 52 Основные понятия химии. Классы неорганических соединений: учебно-метод. пособие для самостоятельной работы и лабораторно-практ. занятий студентов /В.М. Мерзлякова, В.В. Сентемов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. – 115 с.

 

В учебно-методическом пособии приводятся материалы, рассматривающие основные понятия химии, классификацию, номенклатуру, способы получения и свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, гидроксидов, солей и бинарных соединений, тестовые задания, задания для самостоятельной (РГР) и контрольной работ. Приведена лабораторная работа по теме «Классы неорганических соединений».

Учебно-методическое пособие может быть использовано для выполнения домашних заданий, расчетно-графических, самостоятельных и лабораторных работ студентами других специальностей и направлений ФГОУ ВПО ИжГСХА, изучающих курс химии.

 

УДК 54(076.5)
ББК 24я73

 

  © ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011
  © Мерзлякова В.М., Сентемов В.В., 2011

CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 5
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ ………………..……......... 7
  1.1 Атомно-молекулярное учение ………………………………...…...….. 7
  1.2 Эквивалент ……………….…….....….…………………………..……. 12
  1.3 Степень окисления ………………………………………..…………... 15
  1.4 Химические реакции. Уравнения химических реакций ………......... 20
  1.5 Реакции обмена в водных растворах электролитов. Ионные реакции и уравнения …………………………………………..………………….. 26  
2. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ……………...………... 28
  2.1 Оксиды …………………………………………….………............... 29
  2.1.1 Основные оксиды ………………………………….………….……... 30
  2.1.2 Кислотные оксиды …………………………..………….……..……. 32
  2.1.3 Амфотерные оксиды ……………………………………...………… 34
  2.2 Гидроксиды………………………………………………………… 36
  2.2.1 Основания ………………………………………………………......... 36
  2.2.2 Кислородные кислоты ……………………………………...………. 41
  2.2.3 Амфотерные гидроксиды …………………………….…………….. 50
  2.3 Соли….................................................................................................. 52
  2.3.1 Средние (или нормальные) соли …………………….…………........ 53
  2.3.2 Кислые соли …………………………………………..……………… 58
  2.3.3 Основные соли …………………………………….…………………. 61
  2.3.4 Двойные соли ………………………………………………………… 64
  2.3.5 Смешанные соли ………………………………….……………......... 65
  2.3.6 Комплексные соли …………………………………………………… 66
  2.4 Бинарные соединения ……………………………….…………….. 68
  2.5 Генетическая связь между классами неорганических соединений.69
  2.6 Лабораторная работа ………………………………………………... 71
  2.6.1 Техника безопасности и основные требования при работе в химической лаборатории …………………………………………… 71  
  2.6.2 Вопросы для рассмотрения основных понятий и определений ….. 74
  2.6.3 Получение оксидов и определение их свойств………..………...… 77
  2.6.4 Получение амфотерных гидроксидов и определение их свойств.. 81
  2.6.5 Получение солей и их свойства ……………………………………. 82
  2.6.6 Вопросы и задачи для практического занятия.………………..….. 85
  2.7 Вопросы и задачи для самостоятельной работы (РГР)……………. 88
  2.8 Входной тестовый контроль..……………………………………….. 93
  2.9 Задания для контрольной работы ……………………………….... 101
ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ…………….……………………………... 105
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………….…. 106
ПРИЛОЖЕНИЯ  
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.………... 108
Растворимость солей и оснований в воде при 25оС ………………….……... 109
Ряд стандартных электродных потенциалов (ряд активности металлов) …. 110
Меры первой помощи при возможных несчастных случаях при выполнении лабораторной работы …………………………………………………………. 111  
Термины и определения в химии ….…………………………………………. 112
         

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие представляет собой часть разрабатываемого авторами учебно-методического комплекта по химии для студентов, изучающих неорганическую и общую химию в аграрном вузе.

Цель настоящего пособия – помочь студентам, изучающим курс неорганической и общей химии, подготовится к контрольным, самостоятельным, домашним работам, к тестированию, зачетам и экзаменам.

Химия является одной из основных естественнонаучных дисциплин, и ее законы применяются повсеместно. Мы сталкиваемся с их проявлениями в технике и окружающем нас быту. В процессе изучения химии у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывается научный взгляд на мир в целом. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности студента любой специальности. Изучение химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах ее движения, веществе как одном из видов движущейся материи, механизме превращения химических соединений, свойствах и применении химических веществ и процессов в современном народном хозяйстве. Химические процессы, а также новые химические препараты и вещества все шире используются в нашей повседневной жизни.

Таким образом, не существует практически ни одного технологического процесса, в котором бы не применялись операции, основанные на химических законах и явлениях. В век научно-технической революции постоянно разрабатываются новые технологии, все более широко используются новые материалы со свойствами, ранее недоступными. Знание химии необходимо для успешного изучения общенаучных и специальных дисциплин.

В данном учебно-методическом пособии, из большого числа химических законов и явлений, приведены лишь некоторые из них, а именно те, которые наиболее часто встречаются агрономам и специалистам различного профиля, работающим в таких отраслях народного хозяйства, как пищевая промышленность, энергетика, ветеринария, зоотехния, механизация и электрификация сельского хозяйства, лесное дело и др.

После освоения теоретических представлений студент может переходить к рассмотрению примеров типовых заданий. Полезно попытаться сначала самостоятельно справиться с ними, не заглядывая в решение, а затем уже сопоставить свое решение с приведенным в пособии. Для самопроверки усвоения изучаемого материала приводятся контрольные вопросы и задачи.

Если с первого раза с решением задач студенту справится не удается, ему необходимо еще раз обратится к учебнику, к другим пособиям или прибегнуть к консультации преподавателя.

В конце настоящего пособия в Приложении приведены некоторые справочные материалы – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приложение А); таблица растворимости солей и оснований (приложение Б); ряд стандартных электродных потенциалов (ряд активности металлов) (приложение В); меры первой помощи при возможных несчастных случаях при выполнении лабораторной работы (приложение Г); термины и определения в химии (приложение Д).

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Химия» студентами очной и заочной формы обучения биологических специальностей аграрных вузов. Кроме этого, данное учебное пособие может служить хорошим тренингом студентам любой специальности и направлений для проверки знаний, полученных при изучении раздела «Классы неорганических соединений».

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных