ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Церковь Святого Великомученика Пантелеймона Целителя
Летний сад – одно из самых романтичных мест Петербурга. И летом, когда он наполнен зеленой прохладой, и зимой, когда вековые деревья укрыты снежными уборами, здесь всегда многолюдно. Об этом месте рассказывается масса легенд. Одна из них – о сказочно богатом англичанине, который на склоне лет решил увидеть знаменитую решетку сада. Снарядив яхту, он отправился из туманного Альбиона в Петербург. А когда его яхта вошла в Неву и подошла к Летнему саду англичанин приказал бросить якорь. Он долго любовался фантастической красотой решеток ограды, а затем на глазах у изумленной толпы любопытных горожан отправился обратно, так и не сойдя на берег, – заморский путешественник объяснил, что в этом нет смысла, ведь ничего прекраснее он уже не увидит[185]. Когда‑то сад украшали фонтаны, но их уничтожило наводнение 1777 года, а речка, из которой для них брали воду, до сих пор называется Фонтанкой. Со временем речка оделась в гранит, а от ее набережной протянулись ровные улочки. Одна из них начинается прямо у Летнего сада – это улица Пестеля. Павел Иванович Пестель был героем Отечественной войны 1812 года, а затем стал руководителем революционного общества. По приказу императора Николая I Павел Пестель и четыре его товарища были повешены за попытку совершения государственного переворота. В память о декабристе, жившем недалеко от набережной, и названа эта улица. Но раньше она называлась Пантелеймоновской, ведь здесь, рядом с мостом через Фонтанку, у Летнего сада, стоит старинная церковь во имя святого Пантелеймона[186]. Церковь Святого Великомученика Пантелеймона Целителя
Пантелеймоновская церковь – мемориальный храм. На стене церкви уже почти сто лет висят две памятные мраморные доски. На одной можно прочитать: «Сей храм воздвигнут в царствование Петра Великого в 1721 году во благодарение Богу за дарованные победы над шведами в день Святого Пантелеймона 27 июля при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме в 1721 году.» А рядом в мраморе высечены названия воинских частей, участвовавших в этих морских сражениях. Оба сражения произошли в день памяти великомученика Пантелеймона. Это были величайшие битвы в истории молодого русского флота. В 1714 году при Гангуте русские галеры одержали блистательную победу, захватив в абордажном бою десять кораблей противника. Это была «Морская Полтава». А через шесть лет при Гренгаме, заманив тяжелые парусные корабли шведов в узкий пролив и посадив их на мель, русские моряки в абордажном бою захватили в плен четыре фрегата. Эти сражения предопределили исход войны. Россия одержала победу и превратилась в великую морскую державу[187]. А в слободе, где долгие годы находилась Партикулярная верфь и селились мастеровые и служащие, была построена часовня, а затем – храм в честь этих славных побед. На Партикулярной верфи тогда строили суда для именитых петербуржцев. Петр Великий мечтал видеть свой город подобием Венеции, поэтому при нем было принято переправляться с острова на остров на небольших судах, заменивших кареты и коляски. Сам Петр любил прогуляться по Неве – от Летнего дворца в Летнем саду до дворца Меншикова на Васильевском острове. При Петре I Пантелеймоновская церковь была деревянной, но при Анне Иоанновне, в 1735–1739 годах, построили каменную. Этот храм и стоит в начале улицы Пестеля, прямо у Летнего сада, сохранившись почти в первоначальном виде: легкое однокупольное сооружение с причудливо оформленным барабаном, увенчанным луковичной главкой; с бордово‑коричневыми фасадами, украшенными пилястрами, и колокольней с высоким шпилем. Это здание – одно из немногих сохранившихся построек раннего барокко. Кто был архитектором церкви, с полной уверенностью сказать трудно. Авторство проекта приписывают Ивану Коробову, знаменитому зодчему, получившему образование в Голландии по приказу Петра Великого, архитектору Адмиралтейств‑коллегии, воспитавшему талантливых учеников, среди которых Савва Чевакинский и Александр Кокоринов. Но документов, подтверждавших авторство Коробова, не сохранилось. Известно, что в эти годы он занимался возведением корпусов Партикулярной верфи, поэтому, возможно, Коробов и был автором проекта Пантелеймоновского храма[188]. Авторство приписывают также архитектору Пьетро Трезини, сыну первого зодчего города Доменико Трезини[189]. В XIX веке выпускник Академии художеств, профессор архитектуры Викентий Иванович Беретти занимался перестройкой храма, устроил своды, несколько повысил и расширил внутреннее пространство. В дальнейшем церковь несколько раз реставрировалась. До революции этот уникальный памятник морской славы России берегли и охраняли; но в 30‑е годы XX века власти города приняли решение снести храм. К счастью, его только закрыли и передали заводу «Электропульт». Позднее здесь размещался музей Гангутского сражения. В 90‑е годы храм был возвращен прихожанам. От былого убранства ничего не сохранилось. Исчезли росписи, пожухли стены, когда‑то облицованные искусственным мрамором, был снесен иконостас. Много работы по восстановлению иконостаса и всего внутреннего убранства проделано настоятелем церкви и прихожанами. Петербуржцы по‑прежнему любят этот храм. Для многих горожан это место связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ведь здесь, на нынешней улице Пестеля, в доме № 5, Пушкин жил с семьей в 1833–1834 годах. В этом доме он завершил работу над многими известными произведениями: «Медный всадник», «Анжело», «История Пугачева», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»[190]. Александр Сергеевич часто прогуливался по Летнем саду, а возвращаясь, возможно, заходил в храм, чтобы постоять у иконы целителя Пантелеймона с частицей мощей святого. Старинная мозаичная икона на малиновом бархате сохранилась до нашего времени и является главной святыней восстановленного храма. В престольный праздник, день святого Пантелеймона, 9 августа, в храме совершается торжественное богослужение. Прихожане молятся об исцелении от болезней телесных и душевных и верят, что целитель поможет. Вот что рассказывают о нем богобоязненные прихожане: «Родился святой Пантелеймон в давние времена, во время правления императора Максимиана, в Никомидии. Мать его, благочестивая христианка, рассказывала сыну о Боге и Иисусе, но, когда она умерла, отец‑язычник отдал мальчика в языческую школу, где он изучал искусство врачевания, а потом стал придворным врачом. Однажды целитель познакомился с пресвитером Ермолаем, который рассказывал юноше о христианстве, проводя с ним в беседах долгие часы. И получил от Бога юный врач дар исцеления Божественной силой: однажды увидел он лежащего на дороге ребенка, укушенного змеей, и стал молиться о чуде. И ожил ребенок. Принял тогда целитель крещение и получил новое имя – Пантелеймон, что значит «всемилостивый». С тех пор он стал исцелять людей от тяжких болезней не только лекарствами, но и силой веры. Помогал бедным, калекам, слепым, лечил, а денег не брал. Слава о целителе Пантелеймоне разлетелась по всему свету, шли к нему люди, прославляли и уважали. Даже его родной отец принял христианство, уверовав в силу Бога. Но нашлись завистники, донесли императору, что Пантелеймон христианин. Разгневался жестокий правитель и приказал пытать святого Пантелеймона: его сажали в котел с расплавленным металлом, бросали на растерзание голодным хищникам, мучили его тело железными гвоздями, бросали в воду, привязав на шею камень. Но молился целитель и оставался невредим. Тогда разгневанный император приказал отрубить ему голову». Мощи святого Пантелеймона хранятся по всему миру; есть их частица и в Петербурге, в церкви у Летнего сада. Возрождается храм, приходят сюда и врачи, покровителем которых считается целитель Пантелеймон, и больные, и моряки – ведь это мемориальный храм, памятник в честь незабываемых побед русского флота. Приходят и простые посетители, увидев силуэт старинного храма сквозь листву деревьев Летнего сада. Церковь Святого Великомученика Пантелеймона Целителя открыта с 9 до 19 ч. Адрес: ул. Пестеля, д. 2а. Транспорт: ст. метро «Чернышевская» Автобус: 16, 136 Троллейбус: 3, 8,15,49 Трамвай: 54, 90.
Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Чесменская)
Оживленная и нарядная улица Ленсовета, пересекаясь с улицей Гастелло, уступает подруге дорогу и пропускает вглубь, а потом, махнув ей извилистой рукой, словно в предвкушении какого‑то волшебства, убегает дальше по своим делам, оставив прохожего наедине с залитым солнцем чудом – Чесменской церковью. Как причудливый сказочный замок фата‑моргана, красуется храм посреди широкой песчаной площади, окруженной рядами аккуратно посаженных елочек. И непонятно, как здесь, среди строгого и такого знакомого по семейным фотографиям облика Петербурга 50‑х годов прошлого века, затерялось это чудо. Кажется, еще миг – и видение растает… Нежно‑розовая в белом, с причудливыми готическими башенками, зубчатым парапетом и стрельчатыми окнами, с вертикальными тягами на стенах, стройная и прекрасная, словно невеста, церковь эта не похожа ни на один православный храм и смотрится шуткой, причудой какого‑нибудь архитектора, среди монолитных построек сталинского ампира. А вместе с тем – это единственное сооружение в Московском районе, сохранившееся с XVIII столетия, как и расположенные на противоположной стороне улицы корпуса университета аэрокосмического приборостроения – бывшего путевого дворца Екатерины II. Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Чесменская)
Некогда на этом месте было гнилое болото, окруженное густым темным лесом. Неподалеку, на небольшом возвышении, окруженном земляным валом, пасся скот, клубился дым из труб домиков финских крестьян, звавших местность вокруг «кикерикексен», что на финском языке означает «лягушачье болото». Именно тут, на 7‑й версте Царскосельского тракта, в 1774 году и повелела Екатерина II построить путевой дворец для отдыха по дороге из Петербурга в Царское село. Двухэтажное здание с круглыми башенками‑бойницами по краям перед воротами было окружено рвами с водой, над которыми нависали подъемные мосты. Этот дворец должен был выглядеть как родовой рыцарский замок: в нем находились портреты членов императорской семьи и их родственников, старинные картины, мебель и предметы интерьера, воссоздающие атмосферу средневековья. Проектировал дворец архитектор Юрий Михайлович Фельтен; он взял за основу средневековый английский замок Лонгфорд в соответствии с господствовавшей тогда в архитектуре модой на английскую готику[191]. По преданию, именно на 7‑й версте по дороге в Царское село Екатерину II догнал гонец, передавший радостную весть о победе русских войск над турецким флотом в Чесменской бухте[192]. В те годы, с 1768 по 1774, шла очередная русско‑турецкая война. Бригадиру артиллерии, пращуру Пушкина Ивану Ганнибалу, сыну арапа Петра Великого, было поручено подготовить четыре брандера[193], чтобы поджечь турецкий флот. Решающее сражение с турками началось в Эгейском море 24 июня 1770 года, в день рождества Иоанна Предтечи. Российский флот, несмотря на значительное превосходство противника в силе и численности, атаковал эскадру турок. Турецкий флот был вынужден отступить в Чесменскую бухту, под прикрытие береговой артиллерии, но уже 26 июня моряки под предводительством контр‑адмирала Самуила Грейга пробрались в бухту и с помощью брандеров смогли поджечь несколько турецких кораблей. Начался большой пожар, из‑за которого весь флот противника был уничтожен. Потери русских составили всего 11 человек, между тем как турецкая флотилия недосчиталась всех своих судов и более десяти тысяч солдат и офицеров. По этому поводу адмирал Спиридов в своем донесении в Петербург сказал: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный турецкий флот… атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими»[194]. Императрица была несказанно обрадована и впоследствии приказала выстроить дворец на том самом месте, где ее догнал гонец. Вначале этот путевой дворец называли Кикерикексенским – по наименованию местности, а потом – Чесменским. Во дворце этом во времена Екатерины II заседал капитул[195]учрежденного в 1769 году ордена Святого Великомученика Георгия. Этим знаком отмечали исключительно военных за подвиги и ревностное служение Отечеству. За Чесменскую победу орден Святого Георгия был пожалован графу Алексею Орлову и контр‑адмиралу Самуилу Грейгу. Адмирала Григория Спиридова наградили орденом Андрея Первозванного. Была также учреждена серебряная медаль, изображающая победную атаку русских кораблей и разгром турецкого флота, которую вручили всем участникам сражения. Кроме того, в Петербурге и окрестностях было создано немало памятников в честь Чесменской победы: это и обелиск в Гатчине, и ростральная колонна в Царскосельском парке, и Чесменский зал в Петергофском дворце; но особое значение Екатерина придавала сооружению памятного храма. В 1777 году в присутствии Екатерины II и шведского короля Густава III[196]напротив Чесменского дворца был заложен храм во имя святого Иоанна Предтечи (поскольку именно в день его рождения началось сражение). Проект храма был также поручен Фельтену, и уже 24 июня 1780 года в ознаменование десятилетнего юбилея Чесменского сражения храм был освящен в присутствии императрицы Екатерины II и римского императора Иосифа II[197]. По поводу торжественного юбилея и окончания строительства во дворце был дан прием. Для него специально из Англии заказали столовый сервиз из 592 предметов, на каждом из которых была изображена зеленая лягушка – герб дворца[198]. И храм, и дворец представляли собой единый ансамбль, названный Чесменским, а местность «Кикерикексен» стала с тех пор именоваться Чесмой. Екатерина II любила Чесму и приезжала сюда не только дважды в год на храмовые праздники, но и на Масленицу. После литургии во дворце давались пышные обеды, под звуки веселой музыки устраивались народные гулянья, катанье на санях зимой или на лодках летом, фейерверки. Чесменский ансамбль стал центром огромной пригородной территории. Сама же церковь очень полюбилась прихожанам. Внутреннее убранство церкви было простым: невысокий белый иконостас, выполненный по проекту Фельтена, и иконы работы неизвестного итальянского мастера, среди которых наиболее интересными были «Распятье Спасителя» и икона Иоанна Крестителя. Храм украшала картина с видом Чесменского сражения. При входе была установлена мемориальная доска, рассказывающая, что храм был сооружен в честь Чесменской победы. Необычный облик придавал церкви сходство и со средневековым европейским замком, и со сказочным королевским дворцом, а колокола и пятиглавые купола с крестами роднили ее с традицией русского храмового зодчества. Готические окна зрительно увеличивали внутреннее пространство небольшого здания. И сегодня, заходя в Чесменскую церковь, посетители бывают поражены изысканной простотой и отсутствием вычурности, которые при этом так удивительно гармонируют с оригинальностью внешнего облика храма. История Чесменской церкви неотделима от истории Чесменского дворца. И хотя дворец неоднократно перестраивался, а время вносило определенные архитектурные изменения и в облик церкви, они всегда сохраняли единство ансамбля. В эпоху правления Николая I в Чесменском дворце открылась богадельня для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года. К зданию было пристроено три двухэтажных флигеля, в которых разместились бывшие рядовые и офицеры, среди которых было немало георгиевских кавалеров. Территория вокруг богадельни стала благоустраиваться благодаря стараниям попечителей и обитателей: разбили парк, выстроили теплую церковь и три новые часовни, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Неподалеку от Чесменского ансамбля постепенно выросло небольшое кладбище, где хоронили бывших воинов, нашедших свой последний приют в Николаевской богадельне. И в наши дни за церковью есть небольшой погост. Там лежат воины‑герои, погибшие в годы Великой Отечественной войны на ленинградском фронте; среди них – Герой Советского Союза летчик Алексей Севастьянов и Герой Советского Союза Феодосий Смолячков; их именами названы улицы Петербурга. Но над большинством могил нет имен, одинаковые серебристые надгробия украшает только скромная надпись: «Вечная память героям, павшим в бою за Родину». Возле этих могил всегда лежат живые цветы – их приносят жители микрорайона, ученики школ и учебных заведений, находящихся неподалеку, и прихожане церкви, ухаживающие за кладбищем. В центре захоронений – обелиск славы из розового гранита, поставленный в память доблестных воинов, павших за свободу и независимость нашей Родины. Перед входом на кладбище – крест с надписью: «Вечная память павшим во имя России в период Отечественной войны 1812 года, русско‑турецких войн 1768–1774,1828–1829 и 1877–1878; Крымской кампании 1853–1855, Русско‑японской войны 1904–1905, Первой мировой войны 1914–1918, Великой Отечественной войны 1941–1945». Так сохраняется традиция: дворец и храм, построенные в ознаменование Чесменской победы, стали памятником всем великим победам и воинам‑героям, сложившим головы за Отчизну. Ежегодно священнослужители Чесменского храма проводят здесь поминальные молебны. Время шло, а Чесма принимала под свой кров воинов‑ветеранов и инвалидов, доживавших свои дни в почете и заботе. Традиции учреждения сохранялись вплоть до 1919 года, когда советская власть ликвидировала богадельню, спешно переведя стариков в другие заведения города. В Чесменском дворце вместо богоугодного заведения разместился первый в Советской России лагерь принудительных работ «Чесменка». Вместо креста на куполе церкви установили клещи, молот и наковальню – символы пролетарского труда[199]. Иконы и церковная утварь были изъяты и переданы в Эрмитаж. Незадолго до Великой Отечественной концлагерь «Чесменка» уступил место Ленинградскому институту авиаприборостроения – нынешнему ГАА‑Пу; до сих пор студенты подшучивают над своей нелегкой участью. Чесменский храм долгое время использовался под склад. В1930 году пожар уничтожил уникальный иконостас, спроектированный Фельтеном, и от внутреннего убранства храма почти ничего не осталось. В годы войны дворец и церковь, находившиеся на переднем рубеже обороны Ленинграда, сильно пострадали. Дворец отреставрировали быстрее, поскольку студентам негде было продолжать обучение, а Чесменскую церковь решено было восстановить только в 70‑е годы, чтобы передать уникальное здание филиалу Военно‑Морского музея «Чесменская победа», находившемуся в стенах храма до 1990 года. Вновь на причудливых башенках‑куполах засияли кресты, постепенно по первоначальному проекту был восстановлен знаменитый иконостас, и в 1998 году митрополит Владимир освятил полностью отреставрированный храм. Стараниями настоятеля Чесменская церковь живет полнокровной жизнью. Ежедневно совершаются богослужения, при церкви работают детская воскресная школа, клуб православных скаутов «Витязь», детский и взрослый хор, театр, открыт «Детский кризисный центр», занимающийся проблемами беспризорников, создан «Клуб чесменских бабушек». Как и при Екатерине II, Чесменская церковь и прилегающая к ней территория вновь стали центром культурной и духовной жизни. Всегда здесь людно: в Чесменский дворец приходят учиться студенты ГААПа, спешит молодежь на занятия в соседний колледж, в будни и праздники люди идут помолиться в храм, поделиться бедой и радостью, почтить память героев на Чесменском кладбище да и просто погулять по ровным песчаным дорожкам и тенистым аллеям близ церкви. И наполняется сердце радостью и светом от причастности чуду земному и небесному. Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи (Чесменская) открыта ежедневно с 9 до 19 ч. Адрес: ул. Ленсовета, д. 12. Транспорт: метро «Московская» Автобус: 16 Трамвай: 29,45 (до остановки «ул. Ленсовета»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|