ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Церковь Святой Великомученицы Екатерины
Отсюда берут начало линии Васильевского острова. Там, где должны были протекать каналы, по оживленным тротуарам весело спешат студенты. Подходя к факультету русской филологии и культуры РГПУ им. Герцена, нельзя не заметить старинной церкви. Когда‑то с ее обветшалого купола грустный ангел благословлял всех прохожих, глядя с высоты на город. Крылья и плечи его хлестали ливни и снега, капризные ветры дули в лицо, но ангел только улыбался. Он был третьим ангелом, замыкающим равнобедренный треугольник, образуемый им вместе с ангелами Петропавловского собора и Александрийского столпа. Попадая в пространство между ними, человек оказывался в совершенно ином, особом измерении – петербургском, и оставался пленником города навсегда. Здесь словно оживает город; и река, в дельте которой он основан, передает бразды правления заливу. В каждом глотке воздуха тут растворены история и мистика, и, наверное, этот треугольник и есть вместилище души Петербурга, хранимой ангелами. Долгие годы возвышались над Невой три петербургских ангела: золотой – Петропавловского собора, бронзовый – Александрийской колонны и серебряный – церкви Святой Екатерины. У петербуржцев есть поверье: пока три ангела парят над городом, он защищен от любой беды. Грустный ангел нес свою службу на куполе церкви Святой Екатерины, той самой, мимо которой вдоль Съездовской текла пестрая толпа народа. Съездовская линия называлась до революции Кадетской, потому что здесь, рядом с Меншиковским дворцом, располагался Первый Кадетский корпус. Линия получила свое современное название в память о Первом Всероссийском съезде Советов, который проходил в Соборном зале корпуса[180]. Церковь была построена во имя одной из наиболее почитаемых святых – великомученицы Екатерины. В Петербурге особо чтят эту святую еще и потому, наверное, что две российские императрицы получили в крещении это имя: Екатерина I и Екатерина II. По указу Петра Великого был даже учрежден особый орден Святой Екатерины, «За любовь и Отечество», который вручали только женщинам из царствующего дома Романовых и знатным дамам. Первой получила этот орден Екатерина I, спасшая царя Петра от турецкого плена во время Прутского похода. До революции в Петербурге и пригородах было более 10 храмов Святой Екатерины. И в наши дни их немало. Есть католический, лютеранский, армяно‑григорианский храмы, несколько православных, один из них – на Васильевском острове, на Съездовской линии. Над Кадетской линией раздавался мощный звон пятисотпудового колокола, перекликаясь с мелодичным звоном колоколов Князь‑Владимирского собора, стоящего на другом берегу Малой Невы, и Петропавловского собора, возвышающегося на Заячьем острове. В Петербурге со дня его основания стояли полки, и для каждого из них строили свою полковую церковь. В 40‑е годы XVIII века здесь квартировал Кабардинский полк, для него была возведена деревянная церковь Живоначальной Троицы; а потом – Астраханский драгунский и Кексгольмский полки, и для них построили на месте церкви Живоначальной Троицы Никольский храм, тоже деревянный. Особым почитанием пользовалась у солдат и офицеров храмовая икона Святой Екатерины, и церковь стали называть ее именем. При Екатерине II храм считался «оспенным». Были такие храмы в Петербурге, здесь молились только больные оспой, а священники таких церквей могли ходить только в дома, где были больные. Люди старались обходить этот район города стороной – и храм опустел. Церковь Святой Великомученицы Екатерины
На Рождество в 1809 году церковь загорелась, погибла вся церковная утварь, но икону великомученицы Екатерины прихожане вынесли из огня. Как положено, поползли слухи: богобоязненные старушки шептались, что, мол‑де, огонь послан не случайно, очистилось место. Прихожане стали собирать деньги на новый храм. Простые мастеровые и крестьяне, именитые горожане и богатые купцы несли пожертвования. Строили храм двенадцать лет. В 1823 году каменную церковь Святой Екатерины освятили, и спасенная икона вернулась в свой новый дом. Через сорок лет рядом с храмом вознеслась многоярусная пятидесятиметровая колокольня. Автором нового храма был архитектор Андрей Алексеевич Михайлов‑второй (первым называли его старшего брата, Александра Алексеевича Михайлова). Андрей Михайлов окончил Академию художеств с золотой медалью, остался преподавателем архитектурного класса, стал профессором, занимался просветительской деятельностью, безвозмездно издавал со студентами книги по архитектуре и живописи. Но в 30‑е годы XIX века зодчего отстранили от должности, он перестал получать заказы. Николай I не оценил по достоинству тридцатилетнюю службу мастера. Посетив выпускные экзамены в Академии, император остался недоволен качеством знаний выпускников и отправил в отставку многих преподавателей, в том числе и Андрея Михайлова[181]. А между тем зодчий Михайлов‑второй, ученик Василия Стасова и Андреяна Захарова, был талантливым мастером строгого классицизма. Приемы, которые использовал архитектор, характерны для культовых построек этого стиля. По его замыслу, храм Великомученицы Екатерины – центрально‑купольное сооружение, в основе которого лежит греческий крест, – поставлен несколько в глубине от «красной линии» улицы[182]. Словно корабль, вплывающий в порт на Стрелке Васильевского острова, с мощным куполом на барабане, окруженном колоннами, храм виден издалека. А на куполе, на шаре – стоял деревянный ангел, покрытый свинцом, и держал в руках золоченый крест. Но ветра и дожди не пощадили ангела над храмом святой Екатерины – его сняли на реставрацию. Сейчас ангел воссоздан и пока стоит в церковном дворе, но скоро займет свое место, и будут, как прежде, охранять город три летящих ангела. Внутри храм был просторным и светлым, как большинство христианских храмов. Под голубым сводом купола с кессонами, украшенными лепными розеттами[183], сиял золотом иконостас. Для него писали иконы выдающиеся живописцы: К. Брюллов, Г. Угрюмов, Ф. Брюлло, а скульптурное убранство создавал В. Демут‑Малиновский. Прихожане любили свой храм, украшали иконы, заботились о них. В основном прихожанами были рабочие биржи и порта, которые трудились и жили неподалеку, на Стрелке. И сверкали серебром и драгоценными камнями Иверская и Казанская иконы Божьей Матери, икона великомученицы Татьяны. Но по‑прежнему главной святыней храма оставалась старинная икона великомученицы Екатерины. Имя Святой означает – «чистая». Вот что говорит о ней православное предание. «Такой же светлой и чистой была ее жизнь. Екатерина жила в Александрии и была дочерью богатого вельможи. Многие женихи просили руки красивой и умной девушки, но гордая Екатерина считала всех женихов недостойными. Однажды она встретила старого странника, который пообещал ей найти жениха, превосходящего по достоинствам Екатерину. Не поверила, рассмеялась девушка, а ночью увидела сон: явилась перед ней в окружении ангелов Богоматерь и держала на руках младенца, прекрасного, как солнечный свет, но не смотрел он на Екатерину, отворачивал лицо. Сжалилась Богоматерь, спросила свое Чудесное дитя, что сделать Екатерине, и ответил младенец: «Пусть спросит девушка у старца, он знает». Утром пришла изумленная девушка к страннику, и рассказал он ей о Боге, о Сыне Божественном. Поверила Екатерина, приняла крещение и, вернувшись домой, долго молилась, пока не сморил ее сон. И снова перед ней появилась Дева Мария с прекрасным младенцем. Смотрел он ласково, с любовью, не отворачивая лица, а на правый палец девушки надел кольцо. И стала Екатерина невестой Христа. Милосердие и любовь поселились в ее сердце, стала она скромной, перестала гордиться, одно у нее было теперь желание – жить для своего Чудесного жениха. А однажды, когда император устроил языческий праздник, пришла Екатерина к нему и без страха стала стыдить, что он поклоняется идолам. Разгневанный правитель бросил девушку в темницу. Стали пытать ее, чтобы отказалась от веры, но все мучения Екатерина переносила мужественно. А когда император предложил великомученице стать его женой и обещал все богатства мира, отвергла она предложение, не отреклась от Божественного жениха. Разгневался император и велел отрубить Екатерине голову, но и под страхом смерти не отказалась она от своей веры. Святые останки ее перенесены были монахами на гору Синай. Такой чистой и трагической была судьба великомученицы Екатерины». Церковь на Васильевском острове тоже пережила немало бед. После 1917 года храм заняла община одной из ветвей православного христианства – так называемых раскольников‑обновленцев; в 30‑е годы XX века церковь закрыли, ее здание передали Гидрологическому, а позднее – Нефтяному исследовательскому институту. Святыни, как и в других храмах, были разграблены, здание осквернили, медный крест вырвали из рук ангела и отправили на переплавку. Долгие годы стоял грустный ангел, сжимая пустые ладони, как если бы по‑прежнему держал в них крест. А самого ангела перекрасили в черный цвет; и петербуржцы стали называть его «Черный ангел». 60 лет в здании церкви был научный центр, здесь находились склады химикатов, лаборатории, проводились химические опыты. Однако церковь возродилась. Под руководством ее настоятеля работают катехизаторские курсы[184], есть любительский хор. Еще не восстановлена основная часть храма, стоит на земле ангел с крестом – точная копия того, что когда‑то летел над Невой, – но уже проводятся богослужения: литургии, таинства, всенощные бдения; каждый четверг служат молебен с акафистом святой Великомученице Екатерине. И каждый год, 7 декабря, в день памяти святой, звонит новый колокол, перекликаясь с колоколами Князь‑Владимирского и Петропавловского соборов, зовет жителей Васильевского острова на праздничную службу во имя великомученицы Екатерины. Церковь Святой Великомученицы Екатерины открыта ежедневно с 9 до 19 ч. Адрес: Съездовская линия, д. 27‑а. Транспорт: ст. метро «Василеостровская» Автобус: 1,128 Троллейбус: 1, 9 Трамвай: 1, 6,11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|