Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тенденция ухода. Внешний барьер




Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию. Ребе­нок находится между двумя отрицательными валентностями и соответст­вующими взаимодействующими силами поля. В ответ на такое давление с обеих сторон ребенок всегда предпринимает попытку избежать обеих не­приятностей. Таким образом, здесь существует неустойчивое равновесие. Ситуация такова, что малейшее смещение ребенка в психологическом поле в сторону должно вызвать очень сильную результирующую, пер­пендикулярную к прямой, соединяющей области задания и наказания. Иначе говоря, ребенок, стараясь избежать и работы и наказания, пыта­ется выйти из поля.

Можно прибавить, что ребенок не всегда попадает в ситуацию с уг­розой наказания таким образом, что он находится точно в середине ме­жду наказанием и неприятным заданием. Часто он может быть сначала вне всей ситуации. Например, он должен под угрозой наказания закон­чить непривлекательное школьное задание в течение двух недель. В этом случае задание и наказание образуют относительное единство (целост­ность), которое вдвойне неприятно ребенку. В данной ситуации обычно сильна тен­денция к бегству, проистекающая в большей сте­пени из угрозы наказания, чем из неприятности самого задания. Точнее, она исходит из возрас­тающей непривлекательности всего комплекса, обусловленной угрозой наказания.

Наиболее примитивная попытка избежать одновременно и работы, и наказания — это физи­ческий выход из поля, уход прочь. Часто выход из поля принимает форму откладывания работы на несколько минут или часов. В случае сурового повторного наказания новая угроза может при­вести к попытке ребенка убежать из дома. Боязнь наказания обычно иг­рает существенную роль на ранних стадиях детского бродяжничества.

Часто ребенок старается замаскировать свой уход из поля, выбирая занятия, против которых взрослому нечего возразить. Так, ребенок может взяться за другое школьное задание, которое ему более по вкусу, выпол­нить ранее данное ему поручение и т.д.

Наконец, ребенок может случайно уйти и от наказания, и от непри­ятного задания путем более или менее грубого обмана взрослого. В слу­чаях, когда взрослому трудно это проверить, ребенок может заявить, что он закончил задание, хотя это не так, или он может сказать (несколько более тонкая форма обмана), что какой-то третий человек освободил его от неприятного дела, или что по какой-то другой причине его выполне­ние стало ненужным.

Конфликтная ситуация, обусловленная угрозой наказания, вызыва­ет, таким образом, очень сильное стремление выйти из поля. У ребенка такой уход, варьирующий в соответствии с топологией сил поля в данной ситуации, происходит обязательно, если не принять специальных мер. Ес­ли взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил задание, несмотря на отри­цательную его валентность, просто угрозы наказания недостаточно. Надо сделать так, чтобы ребенок не мог выйти из поля. Взрослый должен по­ставить какой-то барьер, который мешает такому уходу. Он должен так поставить барьер, чтобы ребенок мог получить свободу только либо за­кончив задание, либо подвергнувшись наказанию.

Ив самом деле, угрозы наказания, направленные на то, чтобы заста­вить ребенка закончить некое определенное задание, всегда построены та­ким образом, что вместе с полем задания они полностью окружают ребен­ка. Взрослый вынужден так ставить барьеры, чтобы не осталось ни одной лазейки, через которую ребенок мог бы ускользнуть. От неопытного или не­достаточно авторитетного взрослого ребенок ускользнет, если увидит малей­шую брешь в барьере. Наиболее при­митивные из таких барьеров — физические: ребенка можно запе­реть в комнате до тех пор, пока он не закончит работы.

Но обычно это барьеры соци­альные. Подобные барьеры — это средства власти, которыми обладает взрослый в силу своего обществен­ного положения и внутренних взаи­моотношений, существующих между ним и ребенком. Такой барьер не менее реален, чем физический.

Барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область свободного движения ребенка до узкой пространственной зоны. Например, ребенок не заперт, но ему запрещено покидать комнату до завер­шения дела (задания). В других случаях внешняя свобода передвижения практически не ограничивается, но ребенок находится под постоянным на­блюдением взрослого. Он не выпускается из-под надзора. Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением, взрослый часто использует ве­ру ребенка в существование мира чудес. Способность постоянного контро­ля за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или приви­дению. Бог, которому известно все, что делает ребенок и которого невозможно обмануть, также нередко привлекается для подобных целей. Например, тайное поедание сладостей может быть предотвращено таким способом. Часто барьеры ставятся жизнью в данной социальной общности, традициями семьи или школьной организацией. Для того чтобы социаль­ный барьер был действенным, существенно, чтобы он обладал достаточной реальной прочностью. Иначе в каком-то месте ребенок прорвет его. Напри­мер, если ребенок знает, что угроза наказания только словесная, или надеет­ся добиться расположения взрослого и избежать наказания, то вместо вы­полнения задания он пытается прорвать барьер. Подобное слабое место образуется, когда мать препоручает наблюдение за работающим ребенком няне, учителю или более взрослым детям, которые, в отличие от нее самой, не имеют возможности предотвратить выход ребенка из поля.

Наряду с физическими и социальными существует еще один вид барь­еров. Он тесно связан с социальными факторами, но имеет важные отличия от тех, что обсуждались выше. Можно, скажем, апеллировать к тщеславию ребенка («Помни, ты не какой-нибудь уличный сорванец!») или социаль­ным нормам группы («Ведь ты девочка!»). В этих случаях обращаются к определенной системе идеологии, к целям и ценностям, которые признают­ся самим ребенком. Такое обращение содержит угрозу: опасность исклю­чения из определенной группы. В то же время — и это наиболее важно — эта идеология создает внешние барьеры. Она ограничивает свободу дейст­вия индивида. Многие угрозы наказания действенны только до тех пор, по­ка индивид чувствует себя связанным этими границами. Если он больше не признает данной идеологии, моральных норм определенной группы, то угрозы наказания часто становятся малоэффективными. Индивид отказы­вается ограничивать свою свободу действий данными принципами.

Сила барьера в каждом конкретном случае всегда зависит от харак­тера ребенка и от силы отрицательных валентностей задания и наказа­ния. Чем больше отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Ибо чем мощнее барьер, тем сильнее толкающая к уходу из поля результирующая сила. Таким образом, чем большее давление взрослый оказывает на ребенка, чтобы вызывать требуемое поведение, тем менее проницаемым должен быть поставленный барьер.

 

Л.Фестингер [ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных