Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Релевантные отношения: диссонанс и консонанс




К этому моменту читатель, вероятно, уже составил себе представле­ние о характере явления диссонанса. Два элемента являются диссонант-ными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому.

Сейчас мы можем перейти к тому, чтобы сделать попытку более формального концептуального определения.

Давайте рассмотрим два элемента, которые существуют в знании человека и релевантны по отношению друг к другу. Теория диссонанса игнорирует существование всех других когнитивных элементов, которые являются релевантными к любому из двух анализируемых элементов, и рассматривает только эти два элемента отдельно. Два элемента, взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, если отрицание одно­го элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, если не X следует из Y. Так, например, если человек знает, что в его окружении находятся только друзья, но тем не менее испытывает опасения или неуверенность, это означает, что между этими двумя когнитивными элементами существует диссонантное отно­шение. Или другой пример: человек, имея крупные долги, приобретает новый автомобиль; в этом случае соответствующие когнитивные элемен­ты будут диссонантными по отношению друг к другу. Диссонанс может существовать вследствие приобретенного опыта или ожиданий, либо по причине того, что считается приличествующим или принятым, либо по любой из множества других причин.

Побуждения и желания также могут быть факторами, определяю­щими, являются ли два элемента диссонантными или нет. Например, че­ловек, играя на деньги в карты, может продолжать играть и проигрывать, зная, что его партнеры являются профессиональными игроками. Это пос­леднее знание было бы диссонантным с осознанием его собственного по­ведения, а именно того, что он продолжает играть. Но для того чтобы в данном примере определить эти элементы как диссонантные, необходимо принять с достаточной степенью вероятности, что данный индивид стре­мится выиграть. Если же по некоей странной причине этот человек хо­чет проиграть, то это отношение было бы консонантным.

Приведу ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным причинам.

1. Диссонанс может возникнуть по причине логической несовмести­
мости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек выса­
дится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии
сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два зна­
ния являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание
содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на
основании элементарной логики.

2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев.
Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, зна­
ние того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию,
определяющему правила формального этикета во время официального
банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная
культура определяет, что прилично, а что нет. В другой культуре эти два
элемента могут и не быть диссонантными.

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение
входит в состав более общего мнения. Так, если человек — демократ, но
на данных президентских выборах голосует за республиканского канди­
дата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мне­
ний, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что
фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость
поддержания кандидатов демократической партии.

4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если че­ловек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем. Если бы можно было представить себе человека, кото­рый никогда не попадал под дождь, то указанные знания не были бы дис­сонантными.

Этих примеров достаточно для того, чтобы проиллюстрировать, как концептуальное определение диссонанса может использоваться эмпири­чески, чтобы решить, являются ли два когнитивных элемента диссо­нантными или консонантными. Конечно, ясно, что в любой из этих ситу­аций могут существовать другие элементы знания, которые могут быть в консонантном отношении с любым из двух элементов в рассматриваемой паре. Тем не менее отношение между двумя элементами является диссо-нантным, если, игнорируя все остальные элементы, один из элементов пары ведет к отрицанию значения другого.

Определение отношений консонанса и нерелевантности следует из определения отношений диссонанса. Если в паре элементов один из них приводит к подтверждению значения другого элемента, то отношение между ними является консонантным. Если ни отрицание, ни подтвержде­ние значения второго элемента пары не следует из первого элемента, то отношение между ними является нерелевантным.

Концептуальные определения диссонанса и консонанса не предос­тавляют, однако, достаточного базиса для создания валидного инструмен­та для измерения степени диссонанса. Если мы стремимся к тому, чтобы подтвердить теорию диссонанса эмпирическими данными, необходимо прежде всего обеспечить безошибочную идентификацию явлений диссо­нанса и консонанса. Безнадежно пытаться получить полный список всех когнитивных элементов, и, даже если такой перечень был бы доступен, в некоторых случаях будет трудно или просто невозможно определить ап­риори, какой из трех возможных типов связей имеет место в данном кон­кретном случае. Гораздо чаще, однако, априорное определение диссонан­са является ясным и четким. (Не забудем также, что два когнитивных элемента могут быть диссонантными для человека, живущего в одной культурной среде, но не для человека, живущего в другой, или же для че­ловека с одним прошлым опытом, но не для человека с опытом иным.) Мы вернемся к рассмотрению этой серьезной проблемы измерения более подробно в тех главах, где будут обсуждаться эмпирические данные.

Степень диссонанса

Все диссонантные отношения, конечно, имеют разную силу и интен­сивность. Необходимо уметь отличать степень возникающего диссонанса и быть способным определить, что же его детерминирует и насколько силь ным будет данное диссонантное отношение. Сначала мы кратко обсудим некоторые возможные детерминанты силы диссонанса, возникающего меж­ду двумя элементами, а затем обратимся к рассмотрению интенсивности диссонанса, который может существовать между двумя системами эле­ментов.

Один очевидный фактор, определяющий степень диссонанса, — это характеристики тех элементов, между которыми возникает диссонантное отношение. Если два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, то степень диссонанса будет прямо пропорциональна важно­сти данных когнитивных элементов. Чем более значимы элементы для индивида, тем больше будет степень диссонантного отношения между ними. Так, например, если человек дает десять центов нищему, хотя и видит, что этот нищий вряд ли по-настоящему нуждается в деньгах, дис­сонанс, возникающий между этими двумя элементами, довольно слаб. Ни один из этих двух когнитивных элементов не является достаточно важ­ным для данного индивида. Намного больший диссонанс возникает, на­пример, если студент не стремится подготовиться к очень важному экза­мену, хоть и знает, что уровень его знаний является, несомненно, неадекватным для успешной сдачи экзамена. В этом случае элементы, которые являются диссонантными по отношению друг к другу, гораздо бо­лее важны для данного индивида, и, соответственно, степень диссонанса будет значительно большей.

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень ред­ко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в кото­рой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, кото­рое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется по крайней мере один когнитив­ный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим «пове­денческим» элементом.

Даже совершенно тривиальные знания, как, например, осознание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь неко­торые элементы, диссонирующие с этим знанием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время прогулки он замечает, что собирается дождь, и так далее. Короче говоря, существует так много других когнитивных элементов, релевантных по отношению к любому данному элементу, что наличие некоторой степени диссонанса — самое обычное дело.

Давайте рассмотрим теперь ситуацию самого общего рода, в которой может возникнуть диссонанс или консонанс. Принимая на время в рабочих целях то, что все элементы, релевантные по отношению к рассматриваемому когнитивному элементу, одинаково важны, мы можем сформулировать об­щую гипотезу. Степень диссонанса между данным конкретным элементом и всеми остальными элементами когнитивной системы индивида будет пря­мо зависеть от количества тех релевантных элементов, которые являются диссонантными по отношению к рассматриваемому элементу. Таким обра­зом, если подавляющее большинство релевантных элементов являются кон­сонантными по отношению к, скажем, поведенческому элементу когнитив­ной системы, то степень диссонанса с этим поведенческим элементом будет небольшой. Если же доля элементов, консонантных по отношению к данно­му поведенческому элементу будет гораздо меньшей, нежели доля элемен­тов, находящихся в диссонантном отношении с данным элементом, то сте­пень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степень общего диссонанса будет также зависеть от важности или ценности тех релевант­ных элементов, которые имеют консонантные или диссонантные отношения с рассматриваемым элементом.

Вышеприведенное правило можно легко обобщить и использовать для оценки степени диссонанса, который может существовать между дву­мя системами когнитивных элементов. Эта величина зависит от характе­ра преобладающего типа отношений (диссонантного или консонантного) и, безусловно, от значимости конкретных элементов.

Степень возникающего диссонанса — очень важная переменная при определении интенсивности стремления к уменьшению диссонанса. По­скольку мы неоднократно будем иметь дело с определением степени дис­сонанса при рассмотрении эмпирических данных, весьма полезным было бы теперь подвести итоги нашего анализа, касающегося определения этой степени. Итак:

1. Если два когнитивных элемента релевантны по отношению друг
к другу, то характер отношения между ними является либо диссонантным,
либо консонантным.

2. Степень диссонанса (или консонанса) увеличивается вместе с уве­
личением важности или значения входящих в данную когнитивную сис­
тему элементов.

3. Степень диссонанса, существующего между двумя системами ког­
нитивных элементов, напрямую зависит от взвешенной пропорции тех ре­
левантных отношений между двумя системами, которые являются диссо­
нантными. Термин взвешенная пропорция используется здесь потому, что
каждое релевантное отношение было бы оценено в зависимости от важ­
ности элементов, включенных в данное отношение.

Уменьшение диссонанса

Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить, а если это возможно, то и полностью устранить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Дру­гими словами, диссонанс действует ровно таким же образом, как мотив, по­требность или напряженность. Наличие диссонанса приводит к действиям, направленным на его уменьшение, точно так же, как, например, чувство го­лода ведет к действиям, направленньм на то, чтобы устранить его. Чем больше степень диссонанса, тем больше будет интенсивность действия, на­правленного на уменьшение диссонанса, и тем сильнее будет выражена склонность к избеганию любых ситуаций, которые могли бы увеличить сте­пень диссонанса.

Чтобы конкретизировать наши рассуждения относительно того, ка­ким образом может проявиться стремление к уменьшению диссонанса, необходимо проанализировать возможные способы, с помощью которых возникший диссонанс можно уменьшить или устранить. В общем смыс­ле, если диссонанс возникает между двумя элементами, то этот диссонанс может быть устранен посредством изменения одного из этих элементов. Существенным является то, каким образом эти изменения могли бы быть осуществлены. Существует множество возможных способов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных эле­ментов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного со­держания данной ситуации.

Изменение поведенческих когнитивных элементов

Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом, относя­щимся к знанию относительно окружающей среды, и поведенческим ког­нитивным элементом, то он может быть устранен только посредством изменения поведенческого элемента таким образом, чтобы он стал консо­нантным с элементом среды. Самый простой и легкий способ добиться этого состоит в том, чтобы изменить действие или чувство, которое этот поведенческий элемент представляет. Принимая, что знание является от­ражением реальности, полагаем, что если поведение индивида изменяется, то когнитивный элемент (или элементы), соответствующий этому поведе­нию, меняется аналогичным образом. Этот способ уменьшения или уст­ранения диссонанса является очень распространенным. Наши поведение и чувства часто изменяются в соответствии с полученной новой информа­цией. Если человек выехал за город на пикник и заметил, что начинается дождь, он вполне может просто вернуться домой. Существует достаточно много людей, бесповоротно отказавшихся от табака, как только они узна­ли, что это очень вредно для здоровья.

Однако далеко не всегда бывает возможным устранить диссонанс или даже существенно его уменьшить, только изменяя соответствующее действие или чувство. Трудности, связанные с изменением поведения, могут быть слишком велики, либо же, например, само это изменение, со­вершенное с целью устранения некоего диссонанса, может, в свою очередь, породить целое множество новых противоречий. Эти вопросы ниже будут рассмотрены более подробно.

Изменение когнитивных элементов окружающей среды

Точно так же, как можно изменить поведенческие когнитивные эле­менты, изменяя поведение, которое они отражают, иногда возможно изме­нить когнитивные элементы среды посредством изменения соответству­ющей им ситуации. Конечно, этот процесс является более трудным, чем изменение поведения, по той простой причине, что для этого нужно иметь достаточную степень контроля над окружающей средой, что встречается достаточно редко.

Изменить среду с целью уменьшения диссонанса гораздо проще в том случае, когда диссонанс связан с социальным окружением, чем тогда, когда он связан с физической средой. Чтобы проиллюстрировать это раз­личие, приведу такой пример. Представьте себе человека, расхаживающе­го по гостиной своего дома взад и вперед. По какой-то неведомой причи­не он всегда перешагивает определенный участок пола. Когнитивный элемент, соответствующий этой привычке, несомненно, диссонирует с его знанием о том, что этот участок пола такой же ровный, крепкий, как и другие участки, и вообще ничем не отличается от остального пола. Если однажды вечером, когда его жены не будет дома, он проделает дыру в этом участке пола, он полностью устранит диссонанс. Знание о том, что в полу есть дыра, будет абсолютно совместимо с тем, что он все время перешаги­вает то место, где она находится. Иначе говоря, он изменит когнитивный элемент, действенно изменяя среду, чтобы устранить диссонанс.

Всякий раз, когда человек в состоянии осуществлять достаточный контроль над окружением, может использоваться этот метод уменьшения диссонанса. Например, если индивид враждебно настроен по отношению к другим людям, он может окружить себя людьми, провоцирующими враж­дебность. Его установки по отношению к людям, с которыми он находится в контакте, являются, следовательно, консонантными когнитивным элемен­там, определяющим его враждебное поведение. Однако возможности мани­пулирования окружением достаточно ограничены, поэтому другие способы уменьшения диссонанса являются гораздо более распространенными.

Если изменяется когнитивный элемент, а некая реалия, которую он представляет в сознании индивида, остается неизменной, то должны ис­пользоваться средства игнорирования или противодействия реальной си­туации. В ряде случаев это практически невозможно (за исключением особых критических ситуаций). Если человек попадает под дождь и про­мокает с головы до ног, он почти наверняка будет сознавать, что идет про­ливной дождь, независимо от того, насколько сильным будет его психо­логическое стремление игнорировать этот факт.

В других случаях относительно легко изменить когнитивный элемент, но реальность при этом останется той же самой. Например, человек может изменить свое мнение о неком политическом деятеле, даже если его пове дение и политическая ситуация остаются неизменными. Обычно для того, чтобы это могло произойти, человеку бывает достаточно найти людей, кото­рые согласятся с ним и будут поддерживать его новое мнение. Вообще, для формирования представления о социальной реальности необходимы одоб­рение и поддержка со стороны других людей. Это один из основных спосо­бов, с помощью которого знание может быть изменено. Легко заметить, что в случаях, когда бывает необходима подобная социальная поддержка, нали­чие диссонанса и, как следствие, стремление изменить когнитивный элемент приводят к различным социальным процессам. <...>






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных