Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В.Д.Небылицын ТЕМПЕРАМЕНТ




Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт; от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характе­ристика индивида со стороны динамических особенностей его психичес­кой деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляю­щих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значитель­ные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам об­щей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомер­ным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преоб­разованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и моти­вов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пас­сивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или мотор ный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помо­щью которого актуализируется внутренняя динамика психических состоя­ний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических ка­честв двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенно­стей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, ко­торая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто слу­жит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоцио­нальность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекраще­ния разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с дру­гими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импуль­сивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсив­ность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудитель­ной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональ­ное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческо­го поведения то своеобразное единство побуждения, действия и пережи­вания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамен­та и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, харак­тера, способностей и др.

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории уче­ния о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наибо­лее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырь­мя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperamentum». На основе теории Гиппок­рата постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиничес­кому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

В новое время психологическая характеристика этих типов темпера­мента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкова­ниях смешение черт темперамента и характера. Органической основой тем­перамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял по­зицию сторонников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулиро­ванная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темпера­мента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в част­ности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, мало­му просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила крово­тока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Большое влияние на формирование современных буржуазных тео­рий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темпе­рамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер вы­деляет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно че­рез эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотимический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особен­ности, располагающиеся в основном вдоль «психоэстетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчув­ственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью я скованностью действий.

Другому основному конституциональному типу — пикническому, ха­рактеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т.е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессив­ных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э.Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по суще­ству реакционный характер.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезо­морфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, харак­терны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленнос­тью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темпе­рамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мус­кульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфно-му типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соот­ветствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышен­ной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фа­тальной соматической обусловленности самых разнообразных психичес­ких черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий яв­ляется то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих про­явлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной систе­мы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда воз­можных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, ос­новные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной дея­тельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, под­вижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темпера­мент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

Советские психологи (Б.М.Теплов и др.) отмечают, что первостепен­ное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении основ­ной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких пара­метров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы относитель­но числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советс­ких ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П.Павловым.

Однако для практического (в том числе психолого-педагогическо­го) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвиническо­го темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая ак­тивность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные пережи­вания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отри­цательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стреми­тельность движений, а также сила, импульсивность и яркая выражен­ность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность хо­лерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в не­сдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных вос­питательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими харак­теристиками поведения, как малый уровень нервно-психической актив­ности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соот­ветствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризо­ваться комплексом как положительных, так и отрицательных психоло­гических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, пер­востепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и бу­дет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не ха­рактеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпе­вают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут при­вести к различным свойствам характера в зависимости от условий жиз­ни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развить­ся при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредство­ван и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержани­ем жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темперамен­те. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредствен­но темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одно­го человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общест­венно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных