ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цифры вперед и назад.1) (Субъект повторяет следующие числа в том порядке, в котором они ему зачитывались.) 3, 8, 4, 6, 2, 9, 1. 2) (Субъект повторяет следующие числа в порядке, обратном тому, в котором они ему зачитывались.) 6, 4, 1, 8, 2, 5, 7. Сходство. (Испытуемого просят рассказать о том, чем похожи следующие пары.) 1) Яблоко и персик. 2) Новелла и картина. 3) Аэроплан и поезд. 4) Закон и приказ. 5) Кит и дельфин. При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, так и точность. Стандартизация, валидность и надежность тестов Векслера. Тесты Векслера нормировались на выборке в 1700 человек (возраст от 16 до 64 лет). Средний IQ по выборке равен 100 при IQ=15. Надежность тестов высока: для полной шкалы она составляет 0,97; для вербальных тестов — 0,96; для тестов исполнения — 0,94. Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вербальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам исполнения с успешностью деятельности канцелярских служащих равна 0,30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превышают 0,50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд—Бинэ. Получены коэффициенты порядка 0,80 и ниже. Групповые тесты интеллекта. Помимо индивидуальных шкал разработаны групповые тесты интеллекта. Они используются преимущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу. Рассмотрим некоторые принципиальные различия между групповыми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновременно могут быть применены на большой выборке испытуемых. Благодаря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликвидирована необходимость во взаимодействии между испытуемым и экспериментатором. Роль экспериментатора чрезвычайно упрощена. Это позволяет обеспечить более стандартные условия при тестировании. Регистрация выполнения и обработка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормированы (на больших выборках порядка 100 000—500 000 человек). Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по форме. Обычно в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности. Наряду с некоторыми положительными чертами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их применение. К недостаткам относятся: уменьшение роли психолога-экспериментатора, отсутствие индивидуального подхода к испытуемым, недостаток дополнительной информации об испытуемых, процессе их работы и пр. Групповые тесты чаще всего представляют собой многоуровневые батареи. Иначе говоря, они сгруппированы между собой по рангам трудности для испытуемых разных возрастов, классам уровней развития и т.д. Большинство батарей применимы к возрастным группам, начиная с 5 — 6 лет и кончая взрослыми разных возрастов. Подробное описание, а также сведения о валидности, надежности групповых тестов можно найти в книге Э. Анастази «Психологическое тестирование». Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Остановимся кратко на анализе теоретических основ тестирования интеллекта и связанном с ним вопросе о целях применения интеллектуальных тестов в зарубежной психологии. На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллектах как общей врожденной способности, лежащей в основе всех достижений человека и измеряемой с помощью тестов. В настоящее время эта точка зрения подвергается пересмотру со стороны многих западных психологов. Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Отделить влияние одного от другого в тестовых результатах представляется невозможным. Зависимость тестовых оценок от влияний окружающей среды приводит к их непостоянству, изменчивости. Понимание этого привлекло к измерению основной цели тестологии. Если раньше результаты измерения по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для распределения испытуемых по категориям и долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции «наклеивать ярлыки». Жесткая, неизменная классификация индивидов по результатам интеллектуальных тестов имела тяжелые отрицательные последствия, так как низкий IQ оставлял на ребенке печать неполноценности, менял отношение к нему окружающих и тем самым способствовал сохранению и даже усилению неблагополучных условий развития. В настоящее время пользу тестов прогрессивные тестологи видят в возможно сти измерения достигнутого уровня некоторых интеллектуальных навыков и умений. Что касается прогнозов по результатам тестирования, то сейчас наибольшее применение интеллектуальные тесты находят для предсказания школьных достижений. Следует отметить, что для правильных оценок и прогнозов школьных достижений результаты тестирования должны быть дополнены сведениями из других источников — наблюдениями за поведением, данными биографического характера, анализом методов обучения и т.д. Кроме того, для правильной интерпретации результатов тестирования следует знать о степени тренированности испытуемых в выполнении тестов, нужно учитывать мотивацию и эмоциональное состояние во время тестирования, влияние на тестовые оценки личности экспериментатора, ситуации эксперимента, предшествующей тестированию деятельности испытуемого, и многое другое. Влияние окружающей среды на результаты интеллектуальных тестов столь велико, что для более или менее успешного прогноза с их помощью выполнения какой-либо деятельности психологи пытаются вводить специальные индексы окружающей среды. Принимая во внимание сведения из дополнительных источников и учитывая многочисленные средовые влияния на тестовые результаты, можно с успехом использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния уровня развития некоторых навыков. Тестирование может быть также полезным методом для изучения изменчивости поведения, развития навыков, что, в свою очередь, является предпосылкой для планомерного формирования их в нужном направлении. Кроме того, предполагается, что тестовые оценки могут дать количественный показатель степени неблагополучного для психического развития социоэкономического статуса, а это может послужить толчком для исправления программ и методов обучения с целью улучшения школьной успеваемости у детей из неблагополучной среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|