Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цифры вперед и назад.




1) (Субъект повторяет следующие числа в том порядке, в котором они ему зачитывались.) 3, 8, 4, 6, 2, 9, 1.

2) (Субъект повторяет следующие числа в порядке, обратном тому, в котором они ему зачитывались.) 6, 4, 1, 8, 2, 5, 7.

Сходство.

(Испытуемого просят рассказать о том, чем похожи следующие пары.)

1) Яблоко и персик.

2) Новелла и картина.

3) Аэроплан и поезд.

4) Закон и приказ.

5) Кит и дельфин.

При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, так и точность.

Стандартизация, валидность и надежность тестов Векслера. Тесты Векслера нормировались на выборке в 1700 человек (возраст от 16 до 64 лет). Средний IQ по выборке равен 100 при IQ=15. Надежность тестов вы­сока: для полной шкалы она составляет 0,97; для вербальных тестов — 0,96; для тестов исполнения — 0,94.

Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вер­бальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам испол­нения с успешностью деятельности канцелярских служащих равна 0,30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превы­шают 0,50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд—Бинэ. Получены коэф­фициенты порядка 0,80 и ниже.

Групповые тесты интеллекта. Помимо индивидуальных шкал разра­ботаны групповые тесты интеллекта. Они используются преимущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу.

Рассмотрим некоторые принципиальные различия между группо­выми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновре­менно могут быть применены на большой выборке испытуемых. Благода­ря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликвидирована необходимость во взаимо­действии между испытуемым и экспериментатором. Роль эксперимента­тора чрезвычайно упрощена. Это позволяет обеспечить более стандартные условия при тестировании. Регистрация выполнения и обработка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормированы (на больших выборках по­рядка 100 000—500 000 человек).

Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по форме. Обыч­но в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности.

Наряду с некоторыми положительными чертами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их применение. К недостаткам относятся: уменьшение роли психолога-экспериментатора, отсутствие индивидуального подхода к испытуемым, недостаток дополни­тельной информации об испытуемых, процессе их работы и пр.

Групповые тесты чаще всего представляют собой многоуровневые батареи. Иначе говоря, они сгруппированы между собой по рангам труд­ности для испытуемых разных возрастов, классам уровней развития и т.д. Большинство батарей применимы к возрастным группам, начиная с 5 — 6 лет и кончая взрослыми разных возрастов. Подробное описание, а так­же сведения о валидности, надежности групповых тестов можно найти в книге Э. Анастази «Психологическое тестирование».

Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Остановимся кратко на анализе теоретических основ тестирования интеллекта и свя­занном с ним вопросе о целях применения интеллектуальных тестов в зарубежной психологии.

На протяжении более чем полувека одной из основных задач пси­хологической диагностики интеллекта признавалось измерение количест­венных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интел­лектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллектах как общей врожденной способности, лежа­щей в основе всех достижений человека и измеряемой с помощью тестов.

В настоящее время эта точка зрения подвергается пересмотру со сто­роны многих западных психологов. Накопленные тестологией факты нео­провержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэф­фициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к мо­менту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими за­висит как от степени обученности индивидов, так и от их природных воз­можностей. Отделить влияние одного от другого в тестовых результатах представляется невозможным.

Зависимость тестовых оценок от влияний окружающей среды при­водит к их непостоянству, изменчивости. Понимание этого привлекло к измерению основной цели тестологии. Если раньше результаты измере­ния по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для рас­пределения испытуемых по категориям и долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции «на­клеивать ярлыки». Жесткая, неизменная классификация индивидов по результатам интеллектуальных тестов имела тяжелые отрицательные по­следствия, так как низкий IQ оставлял на ребенке печать неполноценно­сти, менял отношение к нему окружающих и тем самым способствовал сохранению и даже усилению неблагополучных условий развития. В на­стоящее время пользу тестов прогрессивные тестологи видят в возможно сти измерения достигнутого уровня некоторых интеллектуальных навы­ков и умений. Что касается прогнозов по результатам тестирования, то сейчас наибольшее применение интеллектуальные тесты находят для предсказания школьных достижений.

Следует отметить, что для правильных оценок и прогнозов школь­ных достижений результаты тестирования должны быть дополнены све­дениями из других источников — наблюдениями за поведением, данны­ми биографического характера, анализом методов обучения и т.д. Кроме того, для правильной интерпретации результатов тестирования следует знать о степени тренированности испытуемых в выполнении тестов, нуж­но учитывать мотивацию и эмоциональное состояние во время тестирова­ния, влияние на тестовые оценки личности экспериментатора, ситуации эксперимента, предшествующей тестированию деятельности испытуемого, и многое другое.

Влияние окружающей среды на результаты интеллектуальных тес­тов столь велико, что для более или менее успешного прогноза с их помо­щью выполнения какой-либо деятельности психологи пытаются вводить специальные индексы окружающей среды.

Принимая во внимание сведения из дополнительных источников и учитывая многочисленные средовые влияния на тестовые результаты, мож­но с успехом использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния уровня развития некоторых навыков. Тестирование может быть также полезным методом для изучения изменчивости поведе­ния, развития навыков, что, в свою очередь, является предпосылкой для пла­номерного формирования их в нужном направлении.

Кроме того, предполагается, что тестовые оценки могут дать количе­ственный показатель степени неблагополучного для психического разви­тия социоэкономического статуса, а это может послужить толчком для исправления программ и методов обучения с целью улучшения школьной успеваемости у детей из неблагополучной среды.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных