Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Основная литература

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. – 144 с.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. – 752 с
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. – 512 с.
  5. Ильин Е. П. Психология воли. СПб: Питер, 2000. – 172 с.
  6. Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2006. – 752 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999. – 720 с.

Дополнительная литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 87-94.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 208 с.
  3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 288 с.
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.
  7. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 332-351, 354-356.
  8. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 440 с.Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика, 1972. С. 7-44.
  9. Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6. С. 120.
  10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.., Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 38с.
  11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. – 511с.
  12. Леонтьев А.Н. Воля // Вести. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1992. №2. С. 3-14.
  13. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. – 134 с.
  14. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112 с.
  15. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып.5., гл. XV, С. 15-109.
  16. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. – 162 с.
  17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 38 с.
  18. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1981. – 147 с.
  19. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 231 с.
  20. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып 5., гл. XVI, С. 111-195.
  21. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. – 450 с.
  22. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. – 223 с.
  23. Элъконин Д.Б. Проблемы периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20.
  24. Эмоциональный стресс / Под ред. В.Н. Мясищева Л.: Медицина, 1970. – 326с.
  25. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М, Просвещение, 1969. – 317с.

Интернет-ресурсы

· http://imaton.com– Сайт компании «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий". На сайте располагается каталог с описанием продуктов компании (более сорока психологических тестов и методик различного направления).

· http://psyberia.ru/ - Образовательный психологический проект. Разнообразные информационные материалы по многим направлениям психологии: новости, статьи, книги, компьютерные программы. Библиотека психодиагностических методик.

· http://psyfactor.org/ - Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. Один из старейших психологических сайтов Рунета. Большая библиотека прикладной психологи по вопросам применения современных психологических технологий. Психодиагностические методики. Профессиональные консультации по психодиагностике.

· http://psyjournals.ru/ - Крупнейший в Интернете Портал психологических изданий. На портале размещено 26 полнотекстовых архива психологических журналов.

· http://www.flogiston.ru/ - Один из старейших инернет-ресурсов по психологии. Цель проекта - дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня. Информация о психологических конференциях, тренингах, семинарах. Большая психологическая библиотека. Обзоры психологических сайтов.

· http://www.ido.edu.ru/psychology - Сборник электронных курсов по психологии.

· http://www.psychology.ru/ - Один из лучших психологических ресурсов в Рунете. Новости психологии. Психологический календарь. Психологическая библиотека. Реестр психологических ресурсов Интернета. Психодиагностические методики. Психодиагностическая лаборатория.

· http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm - Каталог психологической литературы в Интернете.

· http://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета» – профессиональное периодическое интернет-издание для психологов. Анонсы всех российских профессиональных психологических конференций; нормативные документы, регулирующие психологическую практику; информацию о ведущих психологах; факультетах психологии вузов; общественных объединениях психологов; научных психологических центрах. В газете есть психологический словарь, библиотека психологической классики, психодиагностические ресурсы.

· http://www.psystudy.com/ - Мультидисциплинарный научный психологический интернет-журнал "Психологические исследования" публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии и смежных наук. Адресован профессионалам.

 

 

СПИСОК ВОПРОСОВ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ», КОТОРЫЕ ВЫНОСЯТСЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

А. Для студентов дневного отделения.

  1. Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами.
  2. Выражение эмоций. Объективные показатели эмоций.
  3. Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.
  4. Эмоциогенные ситуации.
  5. Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения.
  6. Физиологические корреляты эмоций.
  7. Функциональные теории. «Комплексная» теория эмоций Крюгера. Мотивационная теория эмоций.
  8. Теория базовых эмоций
  9. Эмоциональные черты личности.
  10. Развитие эмоциональной сферы. Проблема врожденных эмоций и чувств.
  11. Привязанность. Эмпатия. Развитие социальных эмоций. Развитие эмоциональной компетентности.
  12. Стадиальный характер мотивации. Виды мотивации.
  13. Влияние мотивации на направленность, продуктивность и настойчивость деятельности. Закон Йеркса – Додсона и понятие оптимума мотивации.
  14. Виды мотивационных образований.
  15. Мотивация общения.
  16. Мотивация просоциального поведения.
  17. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения.
  18. Мотивация учебной деятельности.
  19. Мотивация профессиональной деятельности.
  20. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.

В. Для студентов заочного отделения.

1. Эмоциональная сфера в структуре психики. Общая характеристика эмоциональной сферы человека.

2. Основные характеристики эмоционального реагирования.

3. Понятие об эмоциях.

4. Функции эмоций.

5. Контагиозность эмоций. Эмоциональные явления и социальный статус

  1. Выражение эмоций. Объективные показатели эмоций.
  2. Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.
  3. Эмоциогенные ситуации.
  4. Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения.
  5. Физиологические корреляты эмоций.
  6. Функциональные теории. «Комплексная» теория эмоций Крюгера. Мотивационная теория эмоций.
  7. Теория базовых эмоций
  8. Эмоциональные черты личности.
  9. Развитие эмоциональной сферы. Проблема врожденных эмоций и чувств.
  10. Привязанность. Эмпатия. Развитие социальных эмоций. Развитие эмоциональной компетентности.
  11. Стадиальный характер мотивации. Виды мотивации.
  12. Влияние мотивации на направленность, продуктивность и настойчивость деятельности. Закон Йеркса – Додсона и понятие оптимума мотивации.
  13. Виды мотивационных образований.
  14. Мотивация общения.
  15. Мотивация просоциального поведения.
  16. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения.
  17. Мотивация учебной деятельности.
  18. Мотивация профессиональной деятельности.
  19. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.

 

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. – 752 с
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. – 512 с.
  3. Ильин Е. П. Психология воли. СПб: Питер, 2000. – 172 с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 78-94 (2).

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990; с. 23-40 (1), 46-50 (3).

6. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе, 2004, № 1 (1, 2, 3).

7. Леонтьев Д.А. От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с. 4-12 (4).

8. Мотивация // Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1985, с. 190-191 (3).

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2 перераб. изд. СПб: Питер; М.: Смысл, 2003, с. 26-45 (1,3).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ», КОТОРЫЕ ВЫНОСЯТСЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

 

Темы семинарских и практических занятий представлены в таблице П-1.1.

Таблица П-1.1.

Тематика практических занятий по дисциплина «Разработка методов психодиагностики»

№ практического занятия Тема практического занятия Задания для подготовки
  Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами. Эмоциогенные ситуации. 1) Изучить литературу по теме 2) Обдумать вопросы для групповой дискуссии
  Чувства. Классификация чувств. Характеристика различных чувств. Групповая дискуссия «Нужна ли человеку любовь» 1) разобрать вопросы для самостоятельного изучения с 1 по 11, 2) изучить литературу по теме 3) заполнить таблицу по результатам обсуждения на групповой дискуссии 4) обдумать вопросы для групповой дискуссии на следующем занятии
  Текущий контроль успеваемости 1 (контрольный опрос). Групповая дискуссия «Плохие чувства. Обида, зависть, ревность» 1)повторить материал семинарских занятий 1-2, 2) выучить материал с лекций, 3) изучить литературу по теме 4) Подготовиться к круглому столу
  Круглый стол с обсуждением индивидуальных стратегий обучающихся по поведению в ситуациях, вызывающих фрустрацию, шоковые чувства. 1) повторить материал занятий 1-3, 2) изучить литературу по теме
  Определение воли и подходы к ее изучению. Проблема свободы воли. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция. 1) разобрать вопросы для самостоятельного изучения с 12 по 20, 2) повторить материал лекций и семинарских занятий
  Волевые процессы, их виды и детерминанты. Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения. 1) повторить материал занятия 2, 2) повторить лекции по эмоциональным состояниям, изучить литературу по теме
  Диагностика актуальных и доминирующих эмоциональных состояний. Интерпретация результатов. Обсуждение исследуемых психологических категорий. 1) повторить материал занятия 2, 2) повторить лекции по эмоциональным состояниям, 3) изучить литературу по теме
  Диагностика преобладающих чувств и настроений. Интерпретация результатов. Обсуждение исследуемых психологических категорий. 1) изучить литературу по теме

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1г.

 

СПИСОК ВОПРОСОВ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ УСПЕВАЕМОСТИ 1 В ВИДЕ КОНТРОЛЬНОГО ОПРОСА

 

  1. Эмоциональная сфера в структуре психики. Общая характеристика эмоциональной сферы человека.
  2. Основные характеристики эмоционального реагирования.
  3. Понятие об эмоциях.
  4. Приспособительная, сигнальная функции эмоций.
  5. Оценочная и регуляторная функции эмоций.
  6. Коммуникативная функции эмоций Контагиозность эмоций. Эмоциональные явления и социальный статус
  7. Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами.
  8. Выражение эмоций. Объективные показатели эмоций.
  9. Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.
  10. Эмоциогенные ситуации.
  11. Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения.
  12. Физиологические корреляты эмоций.
  13. Классификации эмоциональных явлений (В. Вундт, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эмоции, чувства, состояния, черты.
  14. Представления Ч. Дарвина о выражении эмоций.
  15. Детерминистские теории. «Периферическая» теория Джемса – Ланге и «центральная» (таламическая) теория Кэннона – Барда.
  16. Когнитивная теория эмоций.
  17. Функциональные теории. «Комплексная» теория эмоций Крюгера. Мотивационная теория эмоций.
  18. Теория базовых эмоций
  19. Знание НАУЧНОГО ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Агарофобия — боязнь открытых пространств.

Алекситимия — неспособность человека вербально описать переживаемые им эмоции.

Амбивалентность эмоций — испытывание по отношению к одному и тому же объекту разных чувств и эмоций.

Амимия — отсутствие экспрессивных средств выражения эмоций.

Аффект — 1) эмоциональное поведение; 2) бурное и кратковременное протекание эмоций.

Аффект неадекватности — отрицательные переживания, возникающие в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных потребностей или конфликта между ними.

Аффективная возбудимость — склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, не адекватных вызвавшей их причине.

Аффект недоумения — переживание мучительного непонимания изменения своего состояния или необычного изменения окружающего.

Аффективная вязкость — патологическая ригидность эмоциональных реакций в сочетании со склонностью к застреванию, прежде всего, на отрицательных переживаниях.

Аффективная истощаемость — кратковременность ярких эмоциональных проявлений (гнева, горя, радости), вслед за которыми наступают безразличие и слабость.

Аффективная слабость — эмоциональная гиперестезия с чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Аффективное недержание — крайняя степень аффективной слабости.

Аффективно-личностные связи — вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, при которых ребенок стремится разделить со взрослыми свои положительные эмоции, испытать любовь, поддержку и защиту близкого человека.

Аффективный шок — состояние торможения, апатии после аффекта.

Биполярное аффективное расстройство — чередование маниакальных и депрессивных состояний.

Благодушие — аффект, характеризующийся переживанием довольства в сочетании с равнодушием к внешней ситуации, настроению или отношению окружающих, своему состоянию и своей судьбе и т. д.

Боязливость — склонность к быстрому возникновению аффекта страха.

Боязнь нового — страх перед изменением привычного стереотипа существования.

Вершинное переживание — кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни.

Витальный аффект — аффекты веселья или тоски, сопровождающиеся физическими ощущениями и повышением или понижением физиологических потребностей.

Вытеснение — забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий.

Гипермимия — чрезмерное оживление средств выражения эмоций.

Гипертимия — повышенное настроение.

Гипомимия — ослабление экспрессивности эмоций.

Гнев — состояние сильного возмущения, негодования.

Гомофобия — иррациональный страх и негативные стереотипы, распространенные по отношению к гомосексуалистам.

Горе — состояние глубокой скорби, печали.

Депрессия — подавленное, печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом.

Десенсибилизация — терапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обусловливании и постепенном нарастании интенсивности стимульного воздействия.

Диатетическая пропорция — то, что принято относить к эмоциональной норме, т. е. эмоциональному реагированию, соответствующему силе и значимости раздражителя; реакции, психологически объяснимые.

Диссоциальное расстройство личности — причинение вреда и нарушение законов личностью без осознания ею вины.

Злость — раздраженно-враждебное состояние.

Коннотация — эмоции и ассоциации, вызываемые тем или иным словом.

Ксенофобия — ненависть к отдельным меньшинствам (иностранцам, эмигрантам).

Моральная идиотия — см. эмоциональная тупость.

Настроение — устойчивое и не ярко выраженное эмоциональное состояние человека.

Олотимия — см. моральная тупость.

Отказ от эмоционального контакта — пассивная форма отказа человеку в теплых

чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые попытки общения.

Парамимия — извращение выразительных средств испытываемой эмоции, несоответствие экспрессии смыслу эмоции.

Привязанность — абсолютная эмоциональная зависимость, дающая ощущение любви или влюбленности.

Радость — состояние большого душевного удовлетворения по поводу сбывшихся желаний.

Рационально-эмотивная терапия - разновидность психотерапии, помогающая людям начать мыслить рационально и научиться избегать негативных эмоций.

Сезонное аффективное расстройство — сильная депрессия, возникающая осенью или зимой.

Сентиментальность — склонность к легкому возникновению расстроганности, расчувствованности.

Социальная фобия — боязнь личных контактов.

Страсть — сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Дистресс — психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для здоровья человека.

Стрессоры — стимулы, приводящие к развитию стресса.

Тоска — состояние душевной тревоги, соединенное с грустью.

Увлечение — быстротечная, эгоистичная любовь.

Чувство — отношение человека к какому-то объекту или событию, являющемуся для него личностно значимым, представляющим для него ценность.

Эйджизм — негативное отношение к людям пожилого возраста.

Экспрессия — внешнее выражение эмоций.

Эмоциогенный объект — объект, вызывающий ту или иную эмоциональную реакцию.

Эмоциональная возбудимость — легкость (быстрота) возникновения эмоций.

Эмоциональная доступность — готовность дать другому человеку свое тепло, нежность, оказать поддержку, проявить понимание и одобрение.

Эмоциональная инертность — застойность эмоциональных состояний, затрудненная смена одной эмоции на другую.

Эмоциональная лабильность — легкая смена эмоциональных состояний.

Эмоциональная монотонность — однообразность и приглушенность эмоциональных переживаний.

Эмоциональная насыщенность — число эмоциогенных для человека ситуаций, возникающих при осуществлении какой-либо деятельности.

Эмоциональная отстраненность — слабое эмоциональное реагирование на эмоциональное состояние окружающих.

Эмоциональная память — психические процессы, которые характеризуются запоминанием эмоций и их последующим воспроизведением.

Эмоциональная парадоксальность — ослабление адекватных эмоциональных ответов на важные события при одновременном усилении реакций на несущественные сопутствующие события.

Эмоциональная произвольная реакция — сознательное и преднамеренное действие (поведенческий акт) человека в ответ на эмоциогенную ситуацию.

Эмоциональная стабильность — устойчивость настроения.

Эмоциональная тупость — проявление душевной холодности, бессердечия.

Эмоциональная устойчивость — способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций.

Эмоциональная черта, см. эмоциональные свойства человека.

Эмоциональное выгорание (сгорание) — психосоматическое состояние, близкое к психическому изнеможению, сопровождающееся отвращением к деятельности в результате многолетнего ее выполнения.

Эмоциональное диссонирование — демонстративное выключение человека из эмоциональной атмосферы общения или проявление даже противоположных эмоций.

Эмоциональное огрубление — утрата тонких эмоциональных дифференцировок.

Эмоциональное реагирование — непроизвольный рефлекторный ответ на эмоциогенный раздражитель.

Эмоциональное резонирование — способность человека откликаться на эмоциональное состояние партнеров, заражаться их эмоциями.

Эмоциональность — обобщенная характеристика эмоциональной сферы человека.

Эмоциональные свойства человека — постоянно проявляющиеся особенности эмоционального реагирования.

Эмоциональный гомеостаз — постоянный уровень эмоций (эмоциональный фон), присущий человеку в его обычном активном состоянии и определяющий психосоматическое состояние «нормы» для данного человека при его взаимодействии с окружением.

Эмоциональный настрой — отношение человека к предстоящей деятельности или общению.

Эмоциональный паралич — отсутствие эмоционального реагирования при очаговых поражениях головного мозга.

Эмоциональный порог — минимальная интенсивность эмоциогенного стимула, вызывающая эмоциональное реагирование.

Эмоциональный тон впечатлений — переживание удовольствия или неудовольствия при восприятии окружающего мира и оценке результатов деятельности.

Эмоциональный тон ощущений — переживание удовольствия или неудовольствия при тех или иных ощущениях.

Эмоция — переживание человеком своего отношения к какому-то объекту или событию (наиболее распространенное в учебниках определение); рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации и ее исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации.

Эмпатия — способность к сопереживанию.

Эхомимия — автоматическое воспроизведение экспрессии партнера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных