Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Сравнение протестантской и православной трудовой этики




 

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо сравнить влияние протестантских и православных норм на экономику. Макс Вебер писал, что «причину различного поведения представителей [разных] вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении». В этой статье мы как раз и остановимся на внутренних своеобразиях протестантизма и православия.

«Средневековое христианство провозглашало богатство источником вечных мук; обрекало богатого человека на проклятие. Состоятельному человеку будет труднее войти в царство Бога, чем бедному. <…> Пафос христианской этики был воплощен в понятиях: милость, долг, жертвенность. Из этих ценностей вырастала средневековая отрицательная и равнодушная оценка всех ценностей реального мира — богатства, полезности, счастья, — если они отделены от сверхчувственной ценности. Жизнь рассматривалась как подготовка для перехода из грешной земли в вечный град Божий».

Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средневековью, повлекла за собой ряд изменений в характере культуры, сделав ее более светской. Все больший интерес начинает вызывать сам человек и его деятельность. Постепенно в обществе появляются вольнодумцы, высказывающие претензии к католической церкви, в целом и к Папе, в частности. Одним из таких свободно мыслящих людей был Мартин Лютер. В 20 гг. XVI века в период «Высокого Возрождения», вследствие Реформации формируется новое религиозное течение, отделившееся от католицизма – протестантизм. Первая волна протестантизма как раз и началась с Лютера и его последователей. Протест сторонников Лютера дал название «протестанты» всем христианским течениям, возникшим в период Реформации.

В основе протестантизма лежит пять ключевых доктрин:

  • Sola scriptura («только Писанием»)
  • Sola fide («только верой»)
  • Sola gratia («только благодатью»)
  • Solus Christus («только Христос»)
  • Soli Deo gloria («слава только Богу»)

На основании этих тезисов можно сделать выводы о фундаментальных различиях трех христианских конфессий. Во-первых, протестанты, в отличие от католиков и православных, не считают возможным интерпретировать Библию. Во-вторых, протестанты выступают резко против «земного» прошения грехов столь популярного в двух других христианских конфессиях. Яркий пример - эпоха Возрождения, когда «практика предоставления индульгенций в католической церкви нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.)» полагая, что просить прошения за совершенные проступки можно только у Бога. В-третьих, протестанты не почитают святых, в то время как православные и католики очень ревностно относятся ко всему, что с ними связано. Ну и наконец, в протестантизме нет церковной иерархии. «В протестантизме <…> снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. <…> Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.)».

Помимо введения демократических принципов организации жизни в общинах, протестанты обосновали доктрину о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно, позже получившую название «протестантская трудовая этика».

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать немецкого социолога, Макса Вебера. «М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы». «Иначе говоря, занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, то есть относительно большее их число становится мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности».

Одна из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет можно получить, лишь совершенствуясь, в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. «От взгляда на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, богословие Кальвина [еще один идеолог «Протестантизма»] прямо привело к взгляду на труд как на достойное и славное средство прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие». С уверенностью можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала ключевой в воспитание экономически свободного и активного общества в западной Европе, США и Скандинавии.

В свою очередь православная этика не стала столь успешным подспорьем в экономическом развитии России. «<…> В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ…». Светлана Дударенок, кандидат философских наук, уверена, что именно православие сформировало такую нравственную ориентацию в области предпринимательства и отношения к нему, которая в последствие и превратилась в российскую культурную традицию.

Справедливости ради, стоит отметить, что в рамках православия было и другое течение, предполагающее несколько иную модель трудового поведения, например, древлеправославие. Старообрядцы выделились в отдельное религиозное течение, поскольку выступали резко против церковной реформы Патриарха Никона.

На первый взгляд, кажется, что у протестантов, отделившихся от католиков и старообрядцев, поругавшихся с РПЦ, много общего.

Во-первых, и те, и другие были не согласны с политикой своих религиозных лидеров, вследствие чего сформировалось два новых религиозных течения: протестантизм и древлеправославие. Во-вторых, протестанты, равно как и старообрядцы, в большинстве своем были очень успешными предпринимателями. Некоторые склонны видеть в этом религиозные предпосылки. Но если в случае с протестантами, теория М. Вебера о протестантской этике считается абсолютно справедливой, то история со старообрядцами выглядит несколько иначе. «Кое-какие сведения свидетельствуют о том, что такая связь действительно существует. Так, Г.Д. Гловели пишет: «Доминируя среди русских предпринимателей, оборотистые старообрядцы были ярким примером отмеченного М. Вебером «сочетания виртуозности в сфере капиталистических отношений с самой интенсивной формой набожности». Кроме того, ссылаясь на мнение известного русского историка Н.И. Костомарова, автор утверждает, что идеология раскольнического движения проповедовала «аскетизм, удалявший от забав, праздности и житейской пустоты, и при такой проповеди раскольник был трудолюбив, деятелен, смышлен и предприимчив в мирских делах».

Но есть и другая точка зрения. О ней и об отличиях старообрядцев от протестантов речь пойдет далее.

Протестантизм, как идея возврата к библейским идеалам, сформировался на волне общественного недовольства поведением католических священнослужителей, в том числе Папы. «С. Санников пишет об этом так: "Сребролюбие, пьянство и блуд стали постоянными спутниками большинства официальных служителей, не исключая самого папства"». В то время как старообрядцы откололись от РПЦ потому что, были против самой идеи внесения изменений в веками складывающиеся православные традиции, воспринимаемые ими, безусловно, как обрядовые практики XVII века в Москве и северо-восточной Руси. Таким образом, протестанты предложили миру новую религиозную концепцию, от которой веяло духом капитализма и, которая стала популярной в ряде стран Западной Европы и Скандинавии. А старообрядцы за свою позицию были подвергнуты гонениям со стороны государства и жили крайне обособлено, если вообще оставались на территории Российской Империи. Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного воспитания, а для старообрядцев способом борьбы за выживание. «Коммерсанты-староверы воспитывали в самих себе деловые добродетели, поскольку, не обладая таковыми, были бы обречены на вымирание. Старообрядческое сообщество в течение длительного периода пребывало в состоянии, которое можно без преувеличения определить как «состояние осажденной крепости».

Получается, становление экономически свободной личности не всегда зависит от религиозного воспитания. На самом деле, история знает много примеров, кроме старообрядцев, когда религиозное меньшинство, за неимением других способов самовыражения, достигает огромных успехов именно в предпринимательстве. М. Вебер в «Протестантской этике» утверждает: «Национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве «подчиненных» какой-либо другой «господствующей» группе, обычно — именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, — концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они, несомненно, шли по пути экономического прогресса (в отличие от поляков Галиции, стоявших у власти), так же — с гугенотами во Франции Людовика ХIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и — last not least — с евреями на протяжении двух тысячелетий».

Старообрядцы же интересны нам тем, что объединяют в себе две противоречащие друг другу идеи. С одной стороны, в среде староверов воспитание было исключительно православным. Отсюда развитый дух коллективизма и идея о том, что все друг другу братья. С другой стороны, старообрядцы подвергались гонениям за свои убеждения, и предпринимательство стало для них единственно возможным способом самореализации, тогда как другие пути социальной реализации – армия, бюрократия, идеология и наука - в рамках Российской Империи были для них закрыты законодательно. Результат налицо – известнейшие династии старообрядцев-предпринимателей Рябушинские, Морозовы и т.д.

Таким образом, староверы стали единственным примером экономически сводного общества в условиях православного воспитания, при том, что в действительности основную роль сыграло не религиозное воспитание, а тяжелые условия для жизни.

В процессе изучения материала для написания этой статьи, стало совершенно очевидно, что существует большая пропасть между католиками, протестантами, православными и старообрядцами. Нам стало интересно так ли это на самом деле, и мы решили провести психолингвистический контент-анализ выступлений всех спикеров традиционных религий. В нашем исследовании мы использовали перевод выступлений Папы Римского. Поэтому следует принимать во внимание тот факт, что русскоязычная версия высказываний Бенедикта XVI приводит к искажению психолингвистического профиля, на латыне они могут иметь другую структуру. Например, Библия на иврите это "мотив достижения", а на русском "мотив власти". В случае с протестантами все оказалось несколько сложнее, поскольку у них нет единого спикера. В результате мы взяли четырех основных представителей различных протестантских учений и объединили все их выступления в одно для дальнейшей обработки программой ВААЛ. Выступления главного раввина России, председателя Совета муфтиев России и главу Буддийской традиционной Сангхи России мы включили в наше исследование просто из интереса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных