Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности организации гладиаторских боев в Древнем Риме




Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латинского языка означает приблизительно — меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками — древнейшими жите­лями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались картине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет) гладиаторские поединки являлись общественными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).[6]

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора — мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в переводе с латыни означает — носящий сеть). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижигали павшего каленым железом и, удостоверившись таким образом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — вепрями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с коротким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога застав­ляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неистовый восторг, когда звери начинали терзать друг друга. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

Откуда же брали такие баснословные количества зверей?

Каждая покоренная римскими легионами страна присылала в Италию своих наиболее редких животных. Целые караваны их в клетках следовали в Рим по дорогам империи (причем, города и селения, мимо которых проходили эти караваны, обязаны были снабжать зверей кормом). В Риме зверей размещали в виварии (зверинце), который по своим масштабам превосходил любой из теперешних зоопарков; при императоре Гордиане III, на­пример, там находились 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жираф, лосей и гиен, бегемот и носорог, 40 диких лошадей и множество других самых разных мелких животных. И все это предназначалось для уничтожения.

Бои гладиаторов и бестиариев, как и звериные травли, возникли гораздо позже состязаний на колесницах, но полу­чили отнюдь не меньшее при­знание. Из Рима они распространились почти по всем крупным городам провинций (Помпеи, Капуя, Верона, Арль, Ним), где до нашего времени сохра­нились полуразрушенные ам­фитеатры (разумеется, не столь грандиозные, как Коли­зей). Такое широкое увлечение зрелищами массовых, продуманных и издевательских убийств (а иначе трудно на­звать все эти «игры» на аренах амфитеатров) объясняет­ся огрубением и развращен­ностью нравов, что было вы­звано многочисленными за­хватническими войнами римлян.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное прон­зается охотничьим копьем». Цицерону вторил философ Сене­ка, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сене­ка — считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа...

В заключение остается сказать несколько слов о тех зрелищах, которые не получили какого-либо значительного распространения. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и мало-помалу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принци­пам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

Хотя проводить бои гладиаторов в древнем Риме в качестве предвыборной агитации не разрешалось, но законы не запрещали устраивать игры в «коммерческих» целях. Известен случай, когда один предприимчивый римлянин решил построить арену неподалеку от Рима в городе Фидены, надеясь хорошо заработать на проданных билетах. Действительно, на объявленные игры собралась огромная толпа зрителей. Наспех сколоченное деревянное сооружение не выдержало, и под обломками погибло и покалечилось около 50 тысяч человек. После этого случая сенат запретил строить арены людям, не имеющим определенных финансовых гарантий (400 тысяч сестерциев), и обязал проводить непременное обследование конструкции на предмет ее прочности.

После того как Республика прекратила существование, установленные правила остались в силе, но распространялись только на граждан Рима, каждый из которых имел право устроить бои гладиаторов, согласовав количество дней и участников с сенатом. В отличие от простых граждан, императоры регламент игр определяли сами. В числе своих заслуг перед народом Август упоминает и восемь раз проведенные игры, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. А император Траян праздновал победу над даками 4 месяца, выведя на арену 10 тысяч бойцов – столько же, сколько Август за все время правления. Домициан предпочитал женские бои, а Нерон – травлю хищниками. В боях принимали участие и всадники, и колесницы; практиковались групповые схватки «стенка на стенку» и навмахии – сражения на воде… Фантазию императоров не ограничивало ничто.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных