ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ДОМЕ МУСУЛЬМАНИНА
Жилище или дом - это место обитания человека, где он расслабляется и отдыхает от своих повседневных дел. Вот почему Всевышний Аллах, упоминая о благах, которые Он даровал Своим рабам, говорит: "Аллах положил вам жить в домах" (Коран, 16:80). Пророк (Мир ему) предпочитал просторный дом и считал это одной из составляющих счастья человека в этой жизни. Он говорил: "Четыре [вещи] относятся к счастью - это благочестивая жена, просторное жилище, благочестивый сосед и благородное животное для верховой езды" 1. Он часто просил Аллаха: "О наш Господь! Прости мне мой грех, сделай мое жилище просторным и благослови мою долю". Ему сказали: "О Посланник Аллаха! Ты ничего столько не просишь (у Аллаха), сколько высказываешь эту (мольбу)!" Он спросил: "А разве я что-то упустил?" 2 1. Передано Ибн Хаббаном. 2. Передано ан-Насаи и Ибн ас-Сунни со слов ряда достоверных пересказчиков.
Пророк (Мир ему) побуждал людей содержать свои дома в чистоте, чтобы они символизировали чистоту, поскольку Ислам - это религия чистоты. Отличительной чертой мусульманина является чистоплотность, которая приближает человека к Всевышнему. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Поистине, Всевышний Аллах - Благий и любит благое, Чистый и любит чистоту, Благородный и любит благородство, Щедрый и любит щедрых. Держите в чистоте свои жилища и не походите на иудеев" 1. 1. Передано ат-Тирмизи.
Проявление роскоши и язычества Нет ничего плохого в том, что мусульманин облагораживают свой дом разнообразными цветами, расписными покрывалами и другими дозволенными украшениями: «Скажи [,о Мухаммад]: "Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам Своим, – запретны?"» (Коран, 7:32). Разумеется, что мусульманин свободен в выборе украшений для своего дома, в ношении элегантной одежды, обуви и всего остального, что связано с его внешностью. Однажды Пророк (Мир ему) сказал: "Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в рай". Его спросили: "А тот, кто любит носить красивую одежду и обувь?" Пророк (Мир ему) ответил: "Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное" 1. Из другой версии этого хадиса: наряженный мужчина подошел к Пророку (Мир ему) со словами: "Я люблю, когда все красиво. Мне была дарована красивая одежда, которую ты видишь на мне, но мне не нравится, когда у кого-то есть более красивая пара сандалий, чем у меня. Это гордыня, о Посланник Аллаха?" Пророк (Мир ему) ответил: "Нет! Гордыня - отрицать правду и смотреть на других людей с презрением" 2. 1. Передано Муслимом. 2. Передано Абу Даудом.
Тем не менее, Ислам не одобряет излишеств, и Пророк (Мир ему) не был доволен мусульманином, заполнившим свой дом предметами роскоши и расточительства, осужденными Кораном, или предметами, относящимися к язычеству, с которыми религия Единобожия борется всеми силами.
Золотая и серебряная утварь В соответствии с тем, что было изложено выше, Ислам запретил пользоваться золотой и серебряной утварью, а также постелями из чистого шелка. Пророк (Мир ему) предостерегал, что любого, кто ослушается этого, ждет суровое наказание. Муслим пересказал слова Умм Саламы о том, что Пророк (Мир ему) говорил: "Тот, кто ест и пьет из золотой или серебряной утвари, - наполняет свой желудок огнем из ада". Аль-Бухари также передал со слов Хузайфы, что Посланник Аллаха (Мир ему) запретил нам пить и есть из золотой или серебряной посуды, а также носить шелковую одежду или сидеть на шелковой ткани. Он сказал: "Это для них (неверующих) в этом мире, а для нас в будущем"1. То, чем запрещено пользоваться в быту, нельзя использовать в качестве сувениров и украшений. 1. Передано аль-Бухари.
Запрет на использование вышеперечисленных предметов распространяется как на мужчин, так и на женщин. Смысл такого предписания в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они могли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы. Кто-то может сказать: "Если причина, которую вы привели, верна, тогда утварь, сделанная из рубина и других драгоценных камней, также должна быть запрещена, т.к. они еще более дороги (чем золото и серебро)", а мы ответим на это: "Малоимущие не знакомы с такими вещами, и их чувства не будут оскорблены, даже если они увидят, что богатые пользуются ими. Более того, редкость таких вещей не делает их общедоступными, из-за чего не ведется разговор об их запрете» 2. 1. Ибн Кудама. "Аль-Мугни", т.8, с.323.
Ранее мы упоминали об экономической целесообразности, заключающейся в запрете на ношение мужчинами золота. В жизни мы видим яркое тому подтверждение. Золото и серебро - это универсальные денежные единицы, которые Аллах сделал в качестве стандарта для оценки стоимости товара по справедливости. И это есть дар Аллаха для людей, чтобы золото и серебро находились в свободном обращении, а не копились дома в виде монет или предметов быта в качестве украшений. В отношении этого прекрасно сказал имам аль-Газали в своей книге "Воскрешение наук о вере": «Любой, кто использует дирхамы и динары для покупки утвари из золота или серебра, - неблагодарен к щедротам Аллаха. И хуже те, кто копит эту утварь (из золота и серебра). Они подобны правителю страны, который шьет одежду, убирает улицы или выполняет работу простого люда, в то время как должен править страной. Тюрьма менее оскорбительна для него. Материалы из фарфора, железа, свинца и меди сполна заменяют золотую и серебряную посуду, но фарфор и металлы не могут заменить функцию денег. Если человек не может понять этого (посредством своих рассуждений и познаний), мы процитируем ему слова Посланника Аллаха (Мир ему): "Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок огнем ада"» 1. 1. Абу Хамид аль-Газали. "Воскрешение наук о вере", т. 4, глава "Благодарность и терпение".
Не надо думать, что этот запрет ограничил мусульманина в возможностях облагораживать свое жилье, так как в разрешенном благе безграничный выбор. Что может быть прекрасней посуды из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов! И что может быть лучше постелей и подушек из хлопка и льна! Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|