ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нарисованные и высеченные рисункиИз предыдущих разъяснений нам стала понятна позиция Ислама в отношении сделанных фигур, т.е. "статуй". Теперь рассмотрим, что говорится в нем о произведениях искусства, выполненных на плоских поверхностях, таких, как бумага, ткань, холст, стены, ковры, банкноты и тому подобное. Безусловно, по данному вопросу нет общих правил, и в каждом конкретном случае выносится свое решение, исходя из следующих вопросов: что изображено на картине, где она располагается, для чего она предназначена, какую цель преследовал художник, работая над картиной? Если картина служит объектом поклонения, как, скажем, коровы у индусов, кто бы ни создавал их для этой цели, он является, если исходить из Ислама, не кем иным, как неверным, распространяющим и пропагандирующим вероотступничество и заблуждение. Пророк (Мир ему) предупреждал о жестком наказании за такое деяние: "В День Воскресения наиболее жестокая кара постигнет создающих образы" 1. 1. Передано Муслимом.
Ат-Табари, объясняя значение этого хадиса, говорит: "Те, кто создает образы, чтобы им поклонялись, относятся к совершающим деяния неверных (куфр). Что же касается тех, кто, рисуя, не преследует подобной цели, то такие считаются ослушавшимися (асы)". Вешать картину, чтобы преклоняться перед ней, может только мусульманин, отошедший от своей религии. Те, кто рисует, пытаясь подражать творениям Аллаха (т.е. возомнившие себя творцами подобно Всевышнему Аллаху) отходят от основ монотеизма, о чем Пророк (Мир ему) говорит: "Наиболее жестокое наказание ожидает тех (в День Воскресения), кто пытается подражать творениям Аллаха". Имеются в виду намерения художника. Возможно, хадис-кудси со словами Аллаха подтверждает это: "Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут зернышко или крупинку!" Выражение «кто пытается творить подобно Моему творению!» указывает на тех, кто желает подражать или тягаться со Всевышним в творении. Аллах бросает таким людям вызов, чтоб они создали хотя бы зернышко или крупинку. Да воздастся им в День Воскресения, где с них перед всеми будет спрошено: «Оживите свои творения!». От них потребуют оживить созданные ими образы, а они никогда этого не смогут сделать. Нельзя создавать или приобретать образы, используемые в религиозных целях, а также для почитания в мирской жизни. В первую очередь это относится к образам пророков, ангелов и праведников (таких, как пророки Авраам, Исаак, Давид, Иисус, ангел Гавриил; праведница Мария и другие), что распространено у людей Писания. К сожалению, им подражают некоторые мусульмане, внося новшества в религию, изображая портреты Али, Фатимы и других. Есть те, кто сегодня изображают своих правителей, лидеров и кумиров. Хотя это менее греховно, нарушение религиозного закона усугубляется, когда эти деятели творят безбожие, тиранию и нечестие. Имеются в виду правители, не руководствующиеся божьими предписаниями, или кумиры, превозносящие фальшь и распространяющие в народе разврат. Было много образов, созданных при жизни Пророка (Мир ему) и после него, посвященных выдающимся людям и возвеличиванию людей; например, это относилось к грекам и персам, у которых это было атрибутом веры и способом увековечения своих религиозных и государственных деятелей. Муслим пересказывает Абу ад-Духа, который говорил: "Я был с Масруком в доме, где находились статуи. Масрук спросил меня: "Это статуи хосроя?"1 Я ответил: "Нет, это статуи Марии". Масрук предположил, что это работа огнепоклонников, потому что они обычно создавали изваяния своих правителей даже на посуде. Когда стало ясно, что это - работа христианина, Масрук произнес, что Абдулла Ибн Масуд рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: "Наиболее жестокой каре Аллах подвергнет создателей образов". 1. Хосрой – правитель Персии.
Ваять фигуры и писать полотна с видом растений, деревьев, озер, кораблей, гор, солнца, луны, планет и других неодушевленных предметов является разрешенным, в чем все мнения единодушны. Если кто-либо изобразил живое существо не с целью освятить, возвеличить или подражать творениям Аллаха, то это не запрещается, в подтверждение чего имеется множество достоверных хадисов. В сборнике Муслима сообщается, что Баср Ибн Саид передает слова Заида Ибн Халида, что сподвижник Посланника Аллаха Абу Талха процитировал высказывание Пророка (Мир ему), который сказал: "Ангелы не входят в дом, где находятся образы" 1. 1. Передал Муслим.
Баср рассказал: «Посещая больного Заида, мы увидели на входе в его дом занавесь с образом. Я спросил находившегося со мной Убайдуллу аль-Хулани, воспитанника жены Пророка Маймуны: "Не Заид ли как-то говорил нам об образах?" Убайдулла ответил: "Разве ты не слышал, что он сказал "за исключением образов на одежде"?» Ат-Тирмизи передает, что Утба навестил больного Абу Талху аль-Ансари, у которого застал Сахля Ибн Ханифа (также сподвижник). Абу Талха попросил, чтобы из-под него вытащили подстилку (разукрашенную различными образами). Сахль спросил его: "Зачем ты это убираешь?" Он ответил: "На нем рисунки, и ты знаешь, что Пророк (Мир ему) сказал на этот счет". Сахль спросил: "Не сказал ли он также "за исключением образов на одежде "? Абу Талха ответил: "Конечно. Но я делаю это для самоуспокоения". Ат-Тирмизи характеризует этот хадис как хороший и достоверный. Не доказывают ли эти два хадиса, что запрещенными являются образы, имеющие тело, иначе говоря статуи? Что же касается нарисованных образов или их изображения на одежде, коврах, стенах и тому подобного, не существует ясного и четкого указания (наса), запрещающего это. Правда, существуют достоверные хадисы, где Пророк (Мир ему) выражал свою неприязнь к некоторым видам изображений, демонстрирующим роскошь. Муслим передал слова Заида Ибн Халида ад-Джухани со слов Абу Талхи аль-Ансари, который сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: "Ангелы не входят в дом, где находятся собака или статуи". Он также сказал: «Я подошел к Айше и спросил ее: "Мне сообщили, что Пророк (Мир ему) сказал: "Ангелы не входят в дом, где находятся собака или статуи". Слышала ли ты эти слова от Посланника Аллаха (Мир ему)?" Она ответила: "Нет, но я расскажу вам другой случай. Как-то раз, когда он отправился в поход, я повесила на дверь занавесь, разукрашенную картинами. Когда он вернулся и увидел это, я поняла по его выражению лица, что она ему не понравилась. Он стащил ее, говоря: "Аллах не повелевал нам покрывать камни и глину". Она сказала: "Мы сшили из нее чехлы для подушек, набив их пальмовыми волокнами. И он не упрекнул меня за это"». Из этого хадиса можно сделать вывод, что Пророк не одобрил украшение стен или дверей занавесками, на которых изображен чей-то образ. Ан-Навави сказал: "В хадисе нет ничего, что подразумевало бы запрет, так как слова "Аллах не повелевал нам этого" означают, что данное деяние не является обязательным и рекомендуемым и соответственно не может классифицироваться как запретное (харам)". На эту тему Муслим передает слова Айши: "У нас в прихожей была занавесь с изображением птицы. И Посланник Аллаха (Мир ему) сказал мне: "Убери это! Когда я вхожу и вижу ее, она напоминает мне о мирском (мирских забавах)". Пророк (Мир ему) потребовал от Айши не разорвать, а перевесить на другое место покрывало, висевшее у входа. Неприязнь Пророка вызвало то, что это покрывало явилось напоминанием ему о мирских забавах, в то время как он любил уединяться дома и читать дополнительные (сунна и нафиль) намазы. Пророк хотел, чтобы никакие вещи в доме (разукрашенные покрывала и образы на них) не отвлекали его во время его обращений и мольбы к Всевышнему. Аль-Бухари приводил слова Анаса: "Айша покрыла часть своего жилища покрывалами (карам). Посланник Аллаха (Мир ему) сказал ей: "Убери это с моих глаз, так как рисунки (на покрывале) отвлекают меня в молитве". Из приведенных хадисов становится ясно, что Пророк (Мир ему) допускал в своем доме присутствие занавесок с изображением птицы и покрывала (карам) с рисунками, но они ему не нравились. Приведенные примеры хадисов некоторые ранние ученые комментировали следующим образом: "Запрещенными являются образы (имеющие тело), дающие тень, в то время как не возбраняются образы, не имеющие тени"1. 1. Ан-Навави упомянул это в своей книге "Шарх Муслим". В книге "Фатхуль-Бари" аль-Хафиз аль-Аскалани проанализировал данное мнение, определив его как Сахих, опираясь на такой яркий авторитет, как аль-Касим ибн Мухаммад, один из известных ранних правоведов Медины.
Для подтверждения этого следует процитировать хадис-кудси, в котором Всевышний Аллах говорит следующее: "Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят ячменное зерно!"1 1. Передано аль-Бухари и Муслимом
Как видим, творение Всевышнего Аллаха может быть представлено не в виде двухмерных изображений на плоской поверхности, а в трехмерном изображении, имеющем тело. Всевышний сказал: «Он – тот, кто придает вашему [зародышу] в утробах такой облик (дословно: "Он изображает"), какой пожелает"». (Коран, 3:6) Такое понимание не соответствует хадису, в котором аль-Бухари и Муслим пересказали слова Айши, где она рассказывала, что она купила подушку (нимрака), разукрашенную образами. Когда Посланник Аллаха (Мир ему) увидел ее, он остановился у двери и не вошел в дом, при этом она увидела недовольство на его лице. Она обратилась к нему: "О Посланник Аллаха, раскаиваюсь пред Аллахом и Его Посланником. Чем я согрешила?" Он спросил: "Что это за подушка?" Она ответила: "Я купила ее, чтобы ты мог сидеть на ней или подкладывал ее под голову". Тогда Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Создателей подобных образов ждет наказание, им будет сказано: "Оживите то, что вы сотворили!". Затем продолжил: "Ангелы не входят в дом, в котором есть образы". Муслим дополняет: "Айша сказала, что тогда она сделала из подушки (нимрака) два подлокотника для использования их в доме, т.е. сшила из подушки два подлокотника". Однако данный хадис является спорным по нескольким соображениям: 1. Хадис (Айши) имеет различные варианты, которые явно не соответствуют друг другу. В некоторых из них говорится, что Пророк (Мир ему) использовал покрывало с образами после их раскройки на подушки. В других вариантах он не использовал их вообще. 2. Некоторые пересказы указывают лишь на неодобрение того, что стены были обвешаны покрывалом с образом. В этих покрывалах подразумевался элемент роскоши, в отношении которой Пророк выразил недовольство. Ранее мы уже упомянули слова Пророка, пересказанные Муслимом: "Аллах не повелевал нам покрывать камни и глину". 3. В хадисе, переданном Муслимом об Айше, в котором говорится о занавеси с изображением птицы и упоминается высказывание Пророка: "Убери это! Когда я вхожу и вижу ее, она напоминает мне о мирском (мирских забавах)", не содержится запрета (харам). 4. Это противоречит хадису о покрывале (карам), которое было в доме Айши и которое Пророк потребовал убрать, так как рисунки отвлекают его в намазе. Аль-Хафиз говорит: "Сложность заключается в том, чтобы объединить этот хадис с хадисом, где Айша купила подушку (нимрака). Здесь показано, что Пророк допускал чтение намаза при висящем образе, пока оно не стало его отвлекать в намазе, т.е. проблема не в образе". Аль-Хафиз объединил эти два хадиса, где в одном были рисунки одушевленные, а в другом нет. Но в этом объединении смущает хадис о покрывале, на котором была изображена птица. 5. Хадис о подушке (нимрака) противоречит хадису, изложенному Абу Талхой. "Примирение между двумя хадисами возможно. Хадис Айши свидетельствует о неодобрении Пророка (Мир ему), тогда как хадис, изложенный Абу Талхой, свидетельствует о полном разрешении, но оба хадиса не противоречат друг другу". Такими словами аль-Хафиз Ибн Хаджар одобрил данное суждение и пояснил его, о чем будет еще сказано. 6. Хадис о подушке (нимрака) со слов Айши был передан ее племянником аль-Касимом Ибн Мухаммадом Ибн Абу Бакром. Аль-Касим сам допускал изображения на плоской поверхности (не имеющих тень). Ибн Аун сказал: "Я вошел в дом аль-Касима, который находился на окраине Мекки, и увидел канапе из ткани с изображением бобра и феникса"1. 1. Упомянуто в "Фатхуль-Бари" со слов Ибн Абу Шайбы, которому рассказал аль-Касим Ибн Мухаммад Ибн Абу Бакр. Основано на достоверном хадисе.
Аль-Хафиз дает объяснение кажущимся противоречиям: "Возможно, он (аль-Касим) придерживался общих правил, содержащихся в высказывании Пророка (Мир ему) "за исключением образов на одежде" и с пониманием воспринимал отношение Пророка (Мир ему) к занавеси Айши как исключительный случай. Пророк (Мир ему) был недоволен висящим на стене покрывалом, на котором были рисунки. Это дополняется замечанием: "Аллах не повелевал нам покрывать камни и глину". Аль-Касим Ибн Мухаммад Ибн Абу Бакр был одним из семи судей Медины и лучшим судьей своего времени; именно он передал хадис о подушке (нимрака). Следовательно, если бы он не был уверен в разрешении на существование канапе из ткани, он не имел бы его1. 1. См. гл. "Изображения и художники" в "Фатхуль-Бари". Существует и другой путь согласовать эти хадисы. Возможно, в ранний период Ислама Пророк (Мир ему) очень строго запрещал все изображения, поскольку мусульмане только недавно вышли из состояния политеизма и идолопоклонства и были склонны к обожествлению изображений и статуй. Когда вера в Единобожие глубоко пустила корни в их сердца и умы, он позволил им иметь двухмерные изображения, то есть рисунки и отпечатки. Что же касается его самого, ему не нравилось иметь занавеси и ткани с изображениями и рисунками в своем доме, не исключая даже рисунков или отпечатков на ткани, бумаге или на стене. Один из видных ханафитских имамов аль-Тахави говорил: "Вначале Пророк (Мир ему) запретил все виды образов, даже если они были двухмерными, так как мусульмане только лишь недавно отказались от поклонения образам. Точно так же было запрещено и все подобное этому. Позже он снял запрет на разрисованную одежду из-за необходимости одеваться. Он также разрешил изображения, к которым не относились с почтением2, чтобы не опасаться за то, что невежда может возвеличить то, что не почитается. Запрет остался лишь на те изображения, которые могут почитаться"3. 2. Как видно из данного хадиса, сюда должны были быть включены изображения на подушках (подлокотниках), изображения на коврах, по которым ходят, и т.д. 3. Сообщено шейхом Бахитом в его книге "Аль-Джаваб аш-Шафи".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|