Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарабатывание на жизнь сельскохозяйственным трудом




Всевышний Аллах в качестве своего предпочтения и благосклонности к человеку упоминает в Коране принципы, которые лежат в основе сельскохозяйственной деятельности.

Он расстелил землю и сделал ее удобной и пригодной для выращивания. Люди должны помнить о щедротах Создателя и быть Ему благодарными за это:

"Аллах простер землю перед вами ковром, чтобы вы свободно передвигались по ее просторам" (Коран, 71:19-20). «Для тварей простер Он землю, на которой [растут] плоды и пальмы с тугими гроздьями, а также травы колосящиеся и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы не признаете?» (Коран, 55:10-13).

Всевышний Аллах даровал в виде дождя и рек воду, которой Он оживляет землю:

«Он – тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы взращиваем [на земле] всякие растения зеленые и колосья с зерном. На пальме из завязей Мы [вырастили] низко свисающие [от тяжести плодов] гроздья. Мы [создаем] и виноградники, и оливковые и гранатовые рощи, [плоды которых хоть и] похожи [в одном], но [вместе с тем] различаются [в другом]..." (Коран, 6:99).

"Пусть поразмыслит он о том, [кто посылает] ему пропитание, - по Нашему велению обильно проливаются ливни, потом Мы иссекаем землю ходами [от растений], взращиваем на ней злаки, виноград, травы..." (Коран, 80:24-28).

Затем Он посылает ветер с благими вестями, гоняющий облака и рассеивающий семена. В отношении этого Всевышний говорит:

"Мы простерли землю, воздвигли на ней горы и взрастили на ней в меру всяких злаков. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не обязаны кормить. Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере. Мы ниспослали ветры, оплодотворяющие [облака дождем], а потом низвели с неба воду и напоили ею вас, но не вам ее оберегать" (Коран, 15:19-22).

Во всех этих аятах звучит божественное напоминание человеку о том, что Всевышний наделил его агрокультурной продукцией.

Пророк (Мир ему) сказал: "Мусульманину, посадившему или вырастившему урожай, зачтется (у Аллаха), независимо от того, птица или человек вкушали его" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Он также говорил: "Каждому мусульманину, чей урожай вкушают люди, воздастся за это, даже за то, что своровано из него. Что бы ни вырастил человек (например, плодоносное дерево), он будет получать вознаграждение до Судного Дня"2.

 

2. Передано Муслимом.

 

Смысл данного хадиса заключается в том, что вознаграждение посадившему саженцы или засеявшему урожай будет идти до тех пор, пока кто-либо питается из его плодов. И это несмотря на то, жив или умер посадивший или посеявший, даже если все это перейдет во владение к другому человеку. Ученые отметили: "Благосклонность Аллаха заключается в том, что Он продолжает вознаграждать человека даже после его смерти, так же как и при его жизни, в шести случаях:

- за продолжающуюся благотворительность (за построенные на благо человека мост, школу и т.п.);

- за оставленные знания;

- за праведных детей, молящихся за него;

- за посадку деревьев;

- за посев зерновых;

- за охрану границы от врагов (пока граница остается неизмененной).

Однажды мимо Абу ад-Дарда, сажающего дерево грецкого ореха, проходил человек, который его спросил: "Ты такой почтенный старец, и ты сажаешь дерево, которое неизвестно когда принесет плоды? Абу ад-Дарда ответил: "Что с того, если я буду получать вознаграждение в будущем за каждого, кто будет вкушать из его плодов?".

Один из сподвижников Пророка (Мир ему) сообщил, что он слышал своими ушами, как Пророк сказал: "Кто посадит дерево и терпеливо будет ухаживать за ним, пока оно не принесет плоды, тому воздастся от Аллаха за каждый его плод" 1.

Многие ученые, основываясь на такого рода хадисах, заключают, что земледелие - лучшая из профессий. Хотя другие считают таковой производство и ручной труд, а кое-кто торговлю.

Некоторые исследователи говорят: "В каждом случае должны учитываться обстоятельства. Когда имеется нехватка в продуктах питания, главным становится земледелие; когда нужно разнообразить ассортимент, приоритетной становится торговля; когда необходимы промышленные товары, главным становится производство"2.

Последнее разъяснение соответствует действиям современной экономики.

1. Передано Ахмадом.

2. Комментарий аль-Касталани к хадису, переданному аль-Бухари.

 

Запретный посев

Выращивание любых растений, приносящих вред, как, например, гашиш, запрещено (харам). То же относится и к табаку. Если мы говорим, что табак запрещен (исходя из источника, на который мы опираемся), то запрещено его и выращивать. Если мы говорим, что использовать табак отвратительно (макрух), то, соответственно, и его выращивание - макрух.

Недопустимо мусульманину выращивать запретное, даже если он продает его немусульманину, так как мусульманин не может участвовать в распространении запретного (харам). Так же, как нельзя выращивать свиней для их продажи, например христианам. Нам уже известно, что в Исламе запрещается продавать добротный виноград тем, кто производит из него вино.

 

Ремесла и профессии

Ислам особо подчеркивает превосходство земледельческого труда, обещая щедрое воздаяние за него. Однако это не означает, что умма должна сосредоточить свои силы и устремления исключительно на земледелии и уподобиться морскому моллюску, не вылезающему из своей ракушки. Ислам не приемлет того, чтобы его последователи занимались исключительно земледелием, «следуя за бычьими хвостами» (ходя за плугом). Такое положение приводит умму к печальному исходу. Пророк (Мир ему) предупреждал о печальных последствиях этого для уммы, и время подтвердило правильность его слов. Пророк сказал: "Когда вы займетесь ростовщичеством, возьметесь за бычьи хвосты, ограничившись земледелием, и оставите джихад, то Аллах унизит вас, и это продолжится до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии (исполняя заветы Аллаха)" 2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Поэтому наряду с земледелием должны наличествовать и другие специальности и профессии, которые могли бы поддерживать достойную жизнь общества, а также укреплять и обогащать государство. Другие специальности и профессии не только разрешены исламским шариатом, но и являются обязанностью (фардуль-кифая) для мусульман. Это означает, что исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину, в частности на ее руководителей.

Имам аль-Газали отмечает: "К фардуль-кифая относятся все знания, необходимые для жизнедеятельности общества. Например, медицина необходима для поддержания здоровья человека, а арифметика - для расчетов, распределения наследства и многого другого. Если всеми этими знаниями обладает часть членов общества, то с остальной части снимается обязательство заниматься этими работами. И не удивительно, что мы говорим: медицина и арифметика являются фардуль-кифая, так же как основные ремесла и специальности типа земледелия, текстильной промышленности и политики, так же как портные и медработники. Если в обществе отсутствует медработники, это приведет к его гибели. Тот, кто посылает болезнь, посылает излечение и учит, как с ней бороться. Недопустимо обрекать себя на погибель"1.

1. Аль-Газали, "Воскрешение наук о вере", т. 1, с.37.

 

В Коране упоминается много сфер деятельности, которые являются благом, щедротами Аллаха. В отношении Дауда (Мир ему) Всевышний Аллах говорит:

Quot;Мы сделали железо для него ковким [и повелели] «Выкуй кольчуги во весь рост и соблюдай меру в звеньях [кольчуг]" (Коран, 34:10-11). "Мы научили [Дауда] изготовлять кольчуги, чтобы они предохраняли вас в ваших сражениях. А разве вы благодарны [за это]?" (Коран, 21:80).

Он говорит о пророке Сулеймане (Мир ему) следующее:

«Мы заставили для него течь родники расплавленной меди. И часть джиннов работала на него по повелению его Господа. А тому, кто из них ослушается Нашего повеления, Мы дадим вкусить наказание огнем. Они создают для него то, что он пожелает: алтари, изваяния, чаши, огромные, как водоемы, прочно стоящие котлы. (Мы велели) роду Дауда: "Воздавайте [Аллаху] благодарность"» (Коран, 34:12-13).

И Он говорит о пророке Зулькарнайне (Мир ему) и строительстве им высокой плотины:

«Он ответил: "То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне [людской] силой, чтобы я воздвиг между вами и ими преграду. Возите ко мне железные балки"... Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал: "Раздувайте". Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился: "Несите мне расплавленную медь, я вылью ее на расплавленное железо". [С тех пор племена Йаджудж и Маджудж] не могли ни перебраться через преграду, ни пробить в ней брешь» (Коран, 18:95-97).

Аллах напоминает об истории с пророком Нухом (Ноем), построившим корабль, и сравнивает его с горой, бороздящей море:

"Среди Его знамений – плывущие по морю корабли, подобные горам" (Коран, 42:32).

В Коране также говорится о таких специальностях, как охота на наземных животных, ловля морских рыб и животных, а также о ныряльщиках, достающих жемчуг и кораллы и т.п.

Кроме этого в Коране неоднократно подчеркивается ценность железа, о котором ранее не упоминалось ни в одной книге. После того как Аллах сказал о посланных Им Посланниках и Священных Писаниях, Он говорит:

"...Мы ниспослали также [умение плавить] железо, в котором содержится и сильное зло, и польза для людей..." (Коран, 57:25).

Неудивительно, что сура, содержащая этот аят, получила название "Аль-Хадид" (Железо).

Любая профессия или специальность, удовлетворяющая потребности общества или приносящая реальную пользу, рассматривается как нужная, при условии, что человек выполняет ее так, как этого требует вероучение Ислама. Ислам вознес некоторые профессии, которые люди считали недостойными и унизительными, например профессию пастуха. Труд пастуха не ценился и не почитался людьми, однако Пророк (Мир ему) сказал: "Не было послано Аллахом Пророка, который бы не пас овец". Они спросили: "И тебя тоже, о Посланник Аллаха?", и он ответил: "Да, я пас (скот) жителей Мекки за вознаграждение" 1.

1. Передано аль-Бухари.

 

Мухаммад (Мир ему), Посланник Аллаха и последний Пророк, пас овец! Более того, он пас не своих овец, а овец, принадлежащих жителям Мекки, за весьма скудную плату. Он сказал это своим сподвижникам, дабы разъяснить, что честь и хвала относится к труженикам, а не к предающимся роскоши и тунеядцам.

В Коране рассказана история Пророка Мусы (Мир ему), который в течение восьми лет трудился в качестве наемного работника, чтобы добиться руки одной из дочерей старца. Муса был прекрасным работником, и дочь старца оценила его:

«Одна из дочерей сказала: "Отец мой! Найми его: он – лучше других, кого бы ты ни нанял. Он сильный и достойный доверия"» (Коран, 28:26).

Ибн Аббас сказал: "Дауд делал кольчуги и щиты, Адам был земледельцем, Нух был плотником, Идрис - портным, Муса - пастухом"1.

Мусульманин должен наслаждаться своей работой. Ведь каждый Пророк имел специальность. В одном достоверном хадисе говорится: "Никакая еда не может быть лучше, чем та, что произведена собственными руками, и Пророк Дауд ел то, что производил своими руками" 2.

1. Передано аль-Хакимом.

2. Передано аль-Баззаром и другими.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных