Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На что допустимо смотреть у мужчин или женщин




Из вышеприведенного ясно, что женщина может смотреть на тело мужчины, кроме тех его частей, которые признаны как аурат (от пупка до колена), но при условии, что в ее взгляде не будет присутствовать вожделения и опасности для соблазна. Посланник Аллаха (Мир ему) разрешил Айше смотреть на абиссинцев, которые метали копья во дворе мечети Пророка, она наблюдала за их занятием до тех пор, пока ей это не показалось достаточным, и она удалилась1.

Подобным же образом мужчине разрешено смотреть на женское лицо и кисти рук, если это не вызывает вожделения и соблазна.

Айша рассказывала, что ее сестра Асма однажды пришла к Пророку (Мир ему) в тонкой и прозрачной одежде, через которую просматривалось ее тело. Пророк (Мир ему) отвернул свой взор и сказал ей: "Асма! Когда женщина достигает половой зрелости, ничего у нее не должно быть видно, кроме этого и этого" 2, и он показал на свое лицо и кисти рук.

1. Передали аль-Бухари и Муслим.

2. Передал Абу Дауд.

Несмотря на то что хадис относится к слабым, его подтверждают достоверные хадисы, в которых разрешается видеть лицо и кисти рук у женщин.

 

Резюме: обычный взгляд на какую-либо часть тела мужчины или женщины, не являющуюся ауратом, допустим в тех случаях, когда он не является повторяющимся и пристальным, так как в противном случае он подразумевает вожделение и провоцирует соблазн.

Благодаря своей благосклонности Ислам прощает человеку, который по ошибке взглянул на запретное. Джарир Ибн Абдулла рассказывал: "Я спросил Посланника Аллаха (Мир ему) о случайном взгляде. Он ответил: "Отврати свой взгляд" 1 в том смысле, что не надо устремлять свой взгляд вновь.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, Муслимом и ат-Тирмизи.

 

Что может показывать женщина из того, что ее красит

Мы разъяснили тему об опускании взора мужчинами и женщинами по отношению друг к другу, о чем сказано в двух вышеприведенных аятах. Во втором аяте также содержатся и другие божественные предписания.

а) Всевышний говорит:

"Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны" (Коран, 24:31).

К прикрасам женщин относится все, что их красит. Будь это лицо, волосы и другие привлекательные части тела, а также наряды, бижутерия и косметика. В этом аяте Всевышний Аллах предписывает женщинам не выставлять напоказ своих прикрас, "за исключением тех, которые видны".

Существуют некоторые расхождения во мнениях среди ученых в понимании формулировки "тех, которые видны". То ли здесь имеется в виду, что стало видно непреднамеренно, например раскрылось в результате дуновения ветра, то ли это те места, что не относятся к аурату.

Большинство законоведов раннего периода принимают последнее толкование. В комментарии Ибн Аббаса слова "тех, которые видны" отнесены к сурьме и кольцу. Так же и у Анаса.

Для того чтобы увидеть разрешенные для показа подкрашенные сурьмой глаза и надетые кольца, необходимо, чтобы были открыты лицо и кисти рук, как об этом заявляют Саид Ибн Джубейр, Ата и аль-Авзаи. Айша, Катада и другие добавляют к этому показ браслетов в качестве украшений. Подобное толкование подразумевает, что может быть открыта также и часть руки. Правда, разные правоведы по-разному определили, какую часть руки допустимо показывать.

Однако другие законоведы, такие, как Абдулла Ибн Масуд и ан-Нахаи, ограничивают понятие "тех, которые видны" только верхней одеждой, так как ее невозможно скрыть. Предпочтительней все же ограничить понятие "тех, которые видны" лицом и кистями рук, всем тем, что имеется на них, например кольцо или сурьма (не допуская при этом излишеств), чтобы все это соответствовало тому, что передали сподвижники и последователи1.

Однако современная косметика, используемая сегодня женщинами для щек, губ, ногтей и т. д., относится к недопустимым излишествам, которые возможно использовать исключительно у себя дома.

1. Данного мнения придерживаются ат-Табари, аль-Куртуби, аз-Замахшари, ар-Рази и др. толкователи Корана. Об этом можно прочитать в их тафсирах суры «Ан-Нур».

 

Сегодня мы видим, как широко женщины используют косметику, чтобы привлекать внимание мужчин, что само по себе является запретным (харам).

Подразумевать верхнюю одежду под словами "тех, которые видны" неприемлемо, так как то, что естественно, не требует разрешения, и то же касается раскрывшейся от дуновения ветра одежды (произошедшей по не зависящей от нее причине).

Разрешение оголять лицо и кисти рук связано с тем, что не надо стеснять женщин. Особенно это касается тех моментов, когда им приходится выполнять какую-либо работу, например вдове, вынужденной подрабатывать, чтобы прокормить свою семью, или в нуждающейся семье жене, которая вынуждена помогать мужу в его работе и т.д. В таких ситуациях покрытое лицо и кисти рук создают большое неудобство для женщины.

Аль-Куртуби говорит: "Поскольку лицо и кисти рук в обыденной жизни и в ритуальных поклонениях, таких, как намаз и хадж, открыты, то становится понятным, что исключение "тех, которые видны" относится к ним (лицу и кистям рук). Свидетельством этого служит сообщение Абу Дауда, переданное со слов Айши, которая сказала, что Асма, дочь Абу Бакра, как-то раз пришла к Пророку (Мир ему), одетая в прозрачное одеяние. Пророк (Мир ему), как уже говорилось, отвернулся от нее и сказал: "Асма! Когда женщина достигает половой зрелости, ничего у нее не должно быть видно, кроме этого и этого" 2, и он показал на свое лицо и кисти рук.

Из слов Всевышнего: "Скажи верующим мужчинам, что им следует опускать свои взоры" - становится ясно, что лица женщин, живших во времена Пророка (Мир ему), не были прикрыты. Если бы все тело, включая лицо, было прикрыто, не имело бы смысла предписывать им опускать свой взор, так как не на что было бы смотреть.

Во избежание падения нравов, которое мы наблюдаем сегодня, мусульманка должна стараться скрывать свои украшения и, по возможности, лицо, особенно если она красива.

б) Всевышний Аллах говорит:

"Пусть они покрывают [головными] покрывалами вырез на груди" (Коран, 24:31).

Мусульманка обязана укрывать свою голову, грудь и шею от посторонних глаз.

в) Всевышний Аллах говорит:

"И не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, отцов..." (Коран, 24:31).

Данное предписание запрещает верующим женщинам открывать свои красоты (уши, волосы, шею, голень) перед посторонними мужчинами, перед которыми дозволено обнажать только лицо и кисти рук ("тех, которые видны").

Определены двенадцать категорий людей, на которых не распространяется данный запрет:

1. "Своих мужей". Муж и жена могут видеть друг у друга все, что они пожелают. В хадисе говорится: "Скрывай свою наготу (аурат) от всех, кроме своей жены".

2. "Своих отцов", включая деда по отцовской и материнской линии.

3. "Отцов своих мужей (свёкров)", поскольку они стали отцами и для жен.

4. "Своих сыновей", а также внуков, как от сыновей, так и от дочерей.

5. "Сыновей своих мужей", что необходимо для полноценного общения, поскольку она считается их матерью.

6. "Своих братьев", включая сводных по отцу и матери.

7. "Сыновей своих братьев", поскольку категорически запрещен брак между мужчиной и его тетей со стороны отца.

8. "Сыновей своих сестер", поскольку категорически запрещен брак между мужчиной и его тетей со стороны матери.

9. "Своим женщинам", здесь имеется в виду женщины – родственницы и мусульманки. К немусульманке - тот же вердикт, что и к постороннему мужчине.

10. "Своим невольникам" - это относится к слугам-рабам, поскольку Ислам рассматривает их в качестве членов семьи. Некоторые ученые ограничивают данное разрешение только по отношению к слугам женского пола.

11. "Слугам из мужчин, у которых нет вожделения" - это относится к наемным людям или прислуге, которые в силу физических или умственных причин лишены полового влечения.

12. "Детям, которые не ведают о женской наготе", - это маленькие дети, которые не осознают полового влечения. Но после осознания, даже без половой зрелости, на них также налагается запрет.

В этом аяте не упомянуты дяди со стороны отца и матери, потому что они традиционно имеют тот же статус, что и отец. В хадисе говорится: "Дядя подобен его отцу" 1.

1. Передано Муслимом.

 

Аурат женщины

Из вышеизложенного мы знаем, что все, что не разрешено показывать женщине, является ее ауратом, который она должна прикрывать, так как его обнажение является харамом.

Следовательно, для всех посторонних мужчин и для немусульманок все тело женщины, кроме лица и кистей рук, считается ауратом. Ар-Рази говорит, что Ислам разрешил женщине открывать те части тела, а именно кисти рук и лицо, которые необходимо открыть для выполнения ежедневных дел; однако Ислам предписывает скрывать то, в обнажении чего нет необходимости. Вместе с тем женщине прощаются случайные обнажения ее тела или же обнажения, вызванные необходимостью. Это доказательство мудрости и гибкости Ислама. Ар-Рази также говорит, что, поскольку открытие лица и кистей рук является необходимостью, у законоведов нет иного выхода, кроме как согласиться с тем, что лицо и кисти рук не являются ауратом. Что касается стопы, то в ее обнажении нет необходимости и нет греха, хотя имеются разночтения: является стопа ауратом или нет?1

Что касается перечисленных выше в аяте суры "Ан-Нур" двенадцати категорий людей, то женщине разрешено обнажать перед ними свои волосы, уши, шею, руки и голень (о которых в аяте говорится как о красе). Другие части ее тела, такие, как спина, живот, ляжки и срамные места, не обнажаются ни перед кем, кроме как перед своим мужем.

Приведенное выше толкование аята точнее, чем то, которое утверждают некоторые ученые, считая, что аурат женщины, по отношению к махраму находится между пупком и коленом. Однако, разъясняя данный аят, другие ученые утверждают, что аурат женщины по отношению к махраму - это то, что у нее обычно закрыто во время домашней работы, т.е. то, что открывается при исполнении ею домашней работы, может видеть махрам.

1. Фахруд-Дин ар-Рази. "Тафсир", т.20, с.205-206.

 

Для этого Всевышний Аллах предписывает верующим женщинам покрываться в просторные одеяния, дабы отличаться от неверующих и порочных женщин. Всевышний предписал Своему Пророку (Мир ему) довести до всей уммы Свое божественное послание:

"О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала (джальбаб). Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям" (Коран, 33:59). Джальбаб – просторная верхняя одежда.

В период джахилийи некоторые женщины выходили из дому в одежде, обнажавшей их привлекательные части тела, в частности верхнюю часть груди, шею и волосы. Потому и был ниспослан аят, предписавший верующей женщине одеваться в полностью закрывающую тело одежду (джальбаб), дабы защитить целомудрие мусульманок от окружавших их непристойных людей.

Из этого аята следует, что причиной данного предписания явился не страх перед неприличным поведением женщины или недоверие к ней, как утверждают некоторые, а обеспокоенность за ее честь, на которую посягают блудники и беспутные. Ведь женщина, которая обнажает части своего тела, идет соблазнительной походкой, говорит зазывающим тоном, тем самым привлекает к себе мужчин. Именно это подчеркивает аят Корана:

"... не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно..." (Коран, 33:32).

Поэтому Ислам настаивает на том, чтобы мусульманские женщины покрывались и оберегались. Тут не может быть никаких уступок, за исключением престарелых женщин. Всевышний Аллах говорит:

"Не запретно престарелым женщинам, неспособным к деторождению, снимать [покрывало или плащ при чужих мужчинах], если они при этом не показывают своей красы. Скромно воздерживаться от этого [все же] лучше для них. А Аллах - Слышащий, Знающий" (Коран, 24:60).

 

Слова "престарелым женщинам" относятся к тем, кто переступил черту детородного возраста, не расположены к браку или половой близости. Аллах облегчил их положение тем, что они могли снять верхнюю одежду. Однако при условии, "… если они при этом не показывают своей красы", т.е. не с целью показа своей красы, а для облегчения и удобства. Несмотря на это разрешение, для них все же предпочтительнее и лучше скромно воздержаться от этого, дабы быть более полноценными и далекими от сомнительного: "Скромно воздерживаться от этого [все же] лучше для них".

 

Посещение женщиной общественных бань

Заботой Ислама является и то, что он предписывает покрывать аурат. Посланник Аллаха (Мир ему) предостерегал женщин от посещения общественных бань и обнажения своего тела перед другими женщинами, дабы ее тело не стало темой для обсуждения среди людей.

Подобным же образом Пророк (Мир ему) предостерегал мужчин появляться в обществе людей без прикрытого аурата. Джабир передает, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Всякий верующий в Аллаха и Судный День не должен входить в общественную баню, не прикрыв аурат, и всякий верующий в Аллаха и Судный День не должен позволять своей супруге входить в общественную баню" 1.

1. Аль-Мунзари сообщает в своей книге "Ат-Таргиб", что это было передано ан-Насаи и ат-Тирмизи, которые отнесли данную информацию к достоверной.

 

Айша сказала: "Вначале Посланник Аллаха (Мир ему) запретил людям ходить в общественные бани, а затем разрешил мужчинам посещать их, имея при себе нижнее белье (прикрывающее аурат)" 1.

1. Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

 

Исключение из данного запрета сделано для женщин, страдающих болезнями, а также рожениц. Абдулла Ибн Амр передал слова Пророка (Мир ему) в отношении общественных бань: "Мужчина не должен входить туда без нижнего белья. И запрещается (входить туда) женщинам, кроме больных и рожениц" 2.

2. Передали Ибн Маджа и Абу Дауд. Один из рассказчиков - Абдур-рахман Ибн Зийад Ибн Анам аль-Ифрики.

 

Цепочка передачи хадиса слабая, но он согласуется с правилами шариата, предоставляющими уступки для больных в исполнении ритуальных поклонений и других обязанностей. В этом отношении действует хорошо известный принцип, что все запрещенное в целях предосторожности становится разрешенным в случае нужды и необходимости. Данная посылка согласуется также с хадисом, рассказанным аль-Хакимом со слов Абдуллы Ибн Аббаса, который передал слова Пророка (Мир ему): "Остерегайтесь мест, называемых баней". Тогда его спросили: "О, Посланник Аллаха! Там устраняют грязь и лечатся больные". На это он ответил: "Тот, кто входит (в баню), должен покрыться (аурат)" 3.

3. Передал аль-Хаким.

 

Если женщина входит в общественную баню без уважительной причины или необходимости, она совершает харам. По этому поводу Абу аль-Мулих аль-Хузали передает, что однажды женщины из Хумса или Шама пришли к Айше, и она сказала им: "Вы из мест, где женщины посещают общественные бани? Я слышала, как сказал Посланник Аллаха (Мир ему): "Женщина, снимающая свои одеяния (т.е. обнажающая себя) за пределами дома своего мужа, обесчещивает себя перед Господом" 1.

1. В таком виде передали ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и аль-Хаким, которые относили эту информацию к правдивой («Ат-Таргиб»).

 

А Умм Салама рассказывала, что Пророк (Мир ему) сказал: "Если какая-либо женщина снимет одеяние (обнажит свое тело) за пределами своего дома, то Аллах сорвет с нее Свое покрывало" 1.

1. Передано Ахмадом, ат-Табарани и аль-Хакимом.

 

Ислам занимает такую жесткую позицию в отношении посещения женщинами общественных бань, несмотря на то, что они являются закрытыми помещениями за четырьмя стенами, где находятся исключительно женщины. Можно представить, что будет с теми, кто демонстрирует свою наготу на пляжах каждому проходящему. Несомненно, эти женщины разорвали все покрывала, связывавшие их с Милостивым, а их мужчины являются соучастниками в этом грехе, так как они отвечают за них. Если бы они только знали, что творят!

 

Запрещено выставляться на показ (табаррудж)

Мусульманка отличается от неверующих и невежественных женщин прежде всего своими морально-нравственными качествами: бережливостью, скромностью, целомудренностью и стыдливостью.

Невежественной же женщине присуще демонстрировать себя и соблазнять других.

Под табарруджем подразумевается выставление себя напоказ для чужих глаз. Замахшари говорил: "В действительности же табаррудж - это демонстрация того, что должно быть прикрытым". Т. е. он подразумевает то, что женщина обнажает свои части тела, чтобы продемонстрировать мужчинам свои украшения и красоты. Замахшари говорит о целенаправленном желании показать свои красоты, которые должны быть укрыты от посторонних глаз. К тому, что должно быть сокрыто, относится ее тело или кокетливая походка, а также украшения, которые надевают женщины.

О разнообразии способов демонстрации женщиной своей красы известно еще издревле. Комментируя аят (касающийся жен Пророка): "Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилийи..." (Коран, 33:33), Муджахид отмечает: "Женщины джахилийи любили прогуливаться среди мужчин". Катада говорит: "Они обычно ходили в обольстительной и привлекательной манере", а Мукатиль утверждает: "Табарруджем считается небрежно накинутый на голову платок, а также демонстрация своих ожерелий, серег и браслетов".

Это все относится к эпохе джахилийи: нахождение женщин в кругу посторонних мужчин, обольщающая походка, небрежное ношение платка и все то, что показывало бы прелести женского тела и ее украшения. Однако современное общество по всем показателям табарруджа обогнало период джахилийи, так что по сравнению с нашими современницами они (женщины периода джахилийи) являлись образцом целомудрия и достоинства!

 

Нормы поведения мусульманской женщины

Мусульманка должна соответствовать следующим требованиям исламского поведения:

а) Опускать взор: разумеется, наиболее ценное украшение женщины - это стеснение, а наилучшим показателем стеснения является ее опущенный взор, как говорит Всевышний:

"И скажи верующим женщинам, что им следует опускать свой взор..." (Коран, 24:31).

б) Женщинам следует быть осторожными там, где они могут соприкасаться с мужчинами, как, например, в кинотеатре, в учебных заведениях, транспорте и т.д. Муакаль Ибн Ясар рассказывал, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Для вас будет лучше, если вам в голову вонзят железную иглу, нежели чем притронуться к женщине (незаконно)" 1.

1. Аль-Мунзари сообщает, что этот хадис передали ат-Табарани и аль-Байхаки.

 

в) Женская одежда должна соответствовать исламским нормам, которые включают в себя следующие требования:

1. Одежда должна покрывать все тело, за исключением того, о чем сказано в Коране "тех, которые видны", и это согласно разъяснениям означает лицо и кисти рук.

2. Одежда не должна быть прозрачной и облегающей тело. Пророк (Мир ему) сообщает нам: "Среди обитательниц ада - покрытые обнаженные женщины, обольщающие и обольщенные, они не попадут в рай и даже не почувствуют его благоухания".

Слова "покрытые обнаженные женщины" означают, что одеяние их - просвечивающееся и облегающее тело. Однажды женщины из Бану Тамима, одетые в прозрачные тонкие одеяния, пришли к Айше. Она заметила: "Если вы верующие, то эта одежда не для вас". В другом случае она встретила невесту, одетую в тонкое и прозрачное головное покрывало, и произнесла: "Одевающаяся так женщина не верит текстам суры "Ан-Нур"1.

1. Сура 24, которая, так же как и сура 33, содержит большое количество предписаний, касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной и их одежды.

 

3. Одежда не должна облегать тело настолько, чтобы просматривались его формы, даже если одежда при этом непрозрачна. Это больше относится к стилям и фасонам одежды современной западной цивилизации, модельеры которой соревнуются друг с другом в создании женской одежды, подчеркивающей линии груди, талии, бедра, другими словами, одежды, которая способствует появлению вожделения у мужчин. Женщины, носящие подобные одежды, также попадают под определение "покрытые обнаженные женщины", поскольку такая одежда провоцирует вожделение больше, чем прозрачная.

4. Женщина не должна носить то, что носят мужчины, как, например, брюки, что сегодня распространено. Пророк (Мир ему) проклял женщин, которые походят на мужчин, и мужчин, походящих на женщин, тем самым запретив женщинам носить мужскую одежду, и наоборот.

5. В выборе одежды женщина должна отличаться от иудеек, христианок и язычниц, поскольку Ислам требует от мусульман не походить на других. Мусульманин должен отличаться от немусульман по многим аспектам жизни. Как сказал Пророк (Мир ему), "кто подражает какому-либо народу, тот сам является одним из них".

 

г) Мусульманка в своих действиях и общении ведет себя достойно и правдиво, не допуская кокетства, присущего легкомысленным женщинам. Всевышний говорит:

"Не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно" (Коран, 33:32).

д) Мусульманка не должна привлекать внимание мужчин, применяя благовония и звон своих украшений, пусть даже скрытых под одеянием. Аллах говорит:

"...и пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения..." (Коран, 24:31).

Женщины периода джахилийи обычно пристукивали ногами о землю, проходя мимо мужчин, с тем чтобы привлечь их внимание к себе звоном браслетов на своих лодыжках. Нам уже известно, что это запрещено Кораном, так как такое действие женщин имеет своей целью соблазнить мужчин, при помощи своих украшений. То же самое предписано в отношении ярких цветов и благовоний, предназначенных для привлечения внимания посторонних мужчин.

В хадисе говорится, что "женщина, которая, надушившись, проходит мимо собрания, является прелюбодейкой" 1.

 

1. Аль-Мунзари сообщает: «Это передано Абу Даудом и ат-Тирмизи, которые считают сказанное правдивым и хорошим. Это также было передано ан-Насаи, Ибн Хузаймой и Ибн Хаббаном следующим образом: "Любая женщина, которая, надушившись, проходит мимо людей и ее запах достигает их, является прелюбодейкой". Это также передал аль-Хаким и сказал: "Передано со слов правдивых рассказчиков"».

 

Из всего этого не следует, что Ислам требует, как это утверждают некоторые, чтобы роль женщины в обществе до самой ее смерти сводилась лишь к выполнению домашней работы. Напротив, она может ходить в мечеть, получать образование, то есть заниматься религиозными и мирскими делами, не выходя за рамки, предписанные Исламом, как это было во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними (период, считающийся показательным в истории Ислама). Среди женщин того времени были такие, которые принимали участие в битвах, а некоторые сражались бок о бок с самим Пророком, затем под руководством халифа и военачальников. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал своей жене Сауде: "Аллах разрешил вам выходить для выполнения своих дел" 1.

Он также сказал: "Если женщина (или девушка) спрашивает разрешения пойти в мечеть, то не отказывайте ей в этом" 2. В другом хадисе: "Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха" 3.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Бухари со слов Умара.

3. Передано Муслимом.

 

Некоторые очень категоричные ученые придерживаются мнения, что женщине не позволено смотреть на какую-либо из частей тела постороннего мужчины. Они основывают свои суждения на хадисе, сообщенном ат-Тирмизи со слов Набхана, раба Умм Саламы, что Пророк сказал своим женам Умм Саламе и Маймуне прикрыться, когда вошел Ибн Умм Мактум. "Но он слеп", - сказали они. Пророк же ответил: "Неужели и вы тоже слепы? Неужели же вы его не видите?". Однако этот хадис не относится к достоверным, так как пересказы Набхана не относятся к достоверным источникам. Даже если хадис правдив, он лишь показывает, что Пророк отстаивал очень жесткую позицию в отношении своих жен, поскольку их исключительный статус требовал с их стороны большей воздержанности. Абу Дауд и другие ученые представили комментарий по поводу исключительного статуса жен Пророка. В любом случае значение следующего достоверного хадиса остается неоспоримым: Пророк сказал Фатиме бинт Каис провести идда 2 (после смерти ее мужа) в доме Умм Шарик. Но позже он, передумав, говорил ей: "В этом доме часто собираются мои сподвижники, поэтому останься у Ибн Умм Мактума, поскольку он слеп. И если ты не будешь прикрытой, то он не увидит тебя" 1.

1. Аль-Куртуби. "Тафсир", т.11, с.228.

2. Идда – период времени для женщины (после развода или смерти мужа), в который она не может выйти замуж за другого.

 

Обслуживание женщиной гостей своего мужа

Женщина может прислуживать гостям своего мужа в его присутствии при условии, что она в своих одеждах, манерах и словах будет строго придерживаться исламских правил, хотя гости будут видеть ее, а она их; и в этом нет греха до тех пор, пока нет опасности соблазна для какой-либо из сторон.

Аль-Бухари, Муслим и другие сообщили со слов Сахля Ибн Саада аль-Ансари следующее: Абу Усаид ас-Саиди пригласил Пророка и его сподвижников на свою свадьбу. Приготовленная еда была подана его женой, Умм Усаид. Ночью она вымочила несколько фиников в молоке, налитом в каменный сосуд. Когда Пророк (Мир ему) окончил трапезу, она взбила финики в пюре и принесла ему.

Шейх-уль-ислам Ибн Хаджар, комментируя этот хадис, сказал: "Из данного хадиса мы заключаем, что женщине разрешено прислуживать своему мужу и тем, кого он пригласил, также и мужу разрешено прислуживать жене. Ясно, что ее прислуживание гостям допускается только тогда, когда нет повода для соблазна и если она соответствующим образом одета. Но если ее одежда не соответствует предписанным нормам, ее появление перед мужчинами будет рассматриваться как харам".

 

Сексуальные извращения являются тяжким грехом

Необходимо осознавать, что, регулируя сексуальные отношения, Ислам запретил не только незаконные сексуальные связи и все пути, ведущие к ним, но также и однополые сексуальные отклонения, называемые как «деяние народа Лота» или гомосексуализм. Эти извращенные действа противны природе человека, ведут к деградации мужского начала и преступлению в отношении прав женщин.

Распространение подобной практики разврата в обществе нарушает его естественную гармонию. А тот, кто занимается этим, становится рабом своей похоти, лишая себя нравственности и достойного образа жизни. История людей, рассказанная Пророком Лутом (Лотом), переданная в Коране, может служить доказательством греховности этого деяния. Народ, к которому принадлежал Лут, практиковал такого рода извращения, избегая естественных, чистых, законных отношений с женщинами, его представители прибегали к такого рода грязному и порочному занятию. Поэтому их Пророк Лут (Мир ему) сказал им:

"Неужели вы будете восходить [на ложе] к мужчинам из числа обитателей миров (т.е. смертных), пренебрегая вашими женами, которых создал Господь для вас? Да, вы – преступные люди" (Коран, 26:165-166).

Извращения этих людей выражались в их деградации, отсутствии благоразумия, падении нравов, что отражено в аятах Корана, где Аллах послал к Луту в качестве гостей Своих ангелов, дабы запечатлеть деяния его народа и наказать людей. В Коране так передается эта история:

Когда Наши посланцы пришли к Луту, он огорчился из-за них, силы покинули его [от страха], и он сказал: "Вот и настал тяжкий день". К Луту прибежали люди его племени, которые уже давно творили непотребные дела. Лут сказал: "О мой народ! Берите моих дочерей: они для вас чище [чем мужчины]. Бойтесь же Аллаха и не позорьте меня перед моими гостями. Неужели среди вас нет благоразумного мужа?" Они сказали: "Нам вовсе не надобны твои дочери. И ты прекрасно знаешь, чего мы хотим". [Лут] сказал: "О, если бы у меня была сила против вас! Или же у меня была бы [для спасения] от вас мощная опора!" [Посланцы] сказали: "О Лут! Мы – посланцы Господа твоего, а они не смогут навредить тебе..."» (Коран, 11:77-81).

Исламские правоведы придерживались различных точек зрения относительно наказания за такого рода извращения. Одни предлагали наказывать за них как за прелюбодеяние, другие - рубить мечом, третьи - сжигать на огне. Подобные наказания могут показаться жестокими, но такой подход ученых продиктован желанием поддержания нравственной чистоты общества и очищения его от всяческих извращений, ведущих к гибели это общество.

 

Мастурбация

Острая нужда снять сексуальную напряженность толкает молодых людей к совершению мастурбации.

Большинство ученых рассматривают ее как харам. В подтверждение этого имам Малик приводит следующий аят:

"Которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, не порицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают через дозволенное" (Коран, 23:5-7).

Имам Малик утверждает, что мастурбирующий является тем, "кто возжелал сверх того". Одновременно имеются сведения, что имам Ахмад Ибн Ханбал рассматривал сперму как естественное выделение организма и допускал ее испускание так же, как и испускание крови. Того же мнения придерживается и Ибн Хазм. Однако ученые ханбалиты допускают мастурбацию лишь при двух условиях: во-первых, если есть страх совершения прелюбодеяния; во-вторых, если нет возможности вступить в брак.

Можно допустить точку зрения имама Ахмада, если имеет место сексуальное возбуждение, которое может привести к совершению харама. Например, молодой человек, находящийся на учебе вдали от родины, столкнется со многими соблазнами, от которых он может не удержаться. И дабы удержать себя от прелюбодеяния, он может прибегнуть к подобному способу снятия напряжения, но при условии, что он не будет злоупотреблять им и это не войдет у него в привычку.

Однако лучше прибегнуть к наставлениям Пророка (Мир ему), где он обращается к мусульманской молодежи, которая не может вступить в брак, с призывом держать чаще пост, который воспитывает волю и терпение, а также прививает богобоязненность. Посланник Аллаха говорит: "Молодежь! Кто может из вас жениться, то пусть женится, это потупляет взоры и сохраняет целомудрие. А кто не может, пусть постится, в этом для вас выход" 1.

1. Передано аль-Бухари.

 

 

БРАК

 

Нет монашества в Исламе

С одной стороны, в Исламе запрещены незаконные интимные отношения, то есть прелюбодеяние и все, что может привести к его совершению, а с другой стороны, не допускается подавление сексуальных потребностей человека (безбрачие или кастрация). Выходом из этого положения является предписание Всевышнего вступать в законный брак.

Если мусульманин имеет возможность вступить в брак, ему непозволительно уклоняться от этого, уединяться и отказываться от мирской жизни, даже если причиной такого поведения будет посвящение себя служению и поклонению Аллаху.

Пророк (Мир ему) замечал склонность к монашеству среди некоторых из своих сподвижников, на что он немедленно реагировал, объявляя такое поведение отклонением от исламских норм и отказом от его Сунны. Таким образом, Мухаммад (Мир ему) избавил мусульман от христианской идеи безбрачия. Абу Кулаба рассказывал, что некоторые из сподвижников Пророка (Мир ему) решили отстраниться от мирских дел, чтобы монашествовать. На это Пророк (Мир ему) жестко заявил: "Были погублены те, кто был до вас, за переусердствование. Они хотели лишений, и Аллах ниспослал им лишения, а оставшиеся из них находятся в монастырях и храмах. Вы же поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему никого в сотоварищи. Совершайте хадж и умру, будьте праведными, и Он поведет вас прямым путем" 3.

3. Передано Абдур-раззаком, Ибн Джариром и Ибн аль-Мунзаром.

 

Абу Кулаба пояснил, что для этих людей был ниспослан следующий аят:

"О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!" (Коран, 5:87).

Муджахид передает, что некоторые сподвижники, включая Усмана Ибн Мазуна и Абдуллу Ибн Умара, намеревались дать обет безбрачия и кастрировать себя, на что был ниспослан выше приведенный аят и тот, что следует за ним"1.

1. Ибн Джарир. "Тафсир".

 

Аль-Бухари и другие передают, что группа сподвижников пришла к женам Пророка (Мир ему) и спросила их о том, как поклоняется Пророк (Мир ему). Выслушав женщин, они сочли это малым (т.е. им показалось, что он поклоняется меньше них). Они удивились: "Тогда кто мы, если Посланник Аллаха (Мир ему) - тот, у кого прощены прошлые и будущие грехи?" Один из них заявил: "Что касается меня, то я пощусь, не разговляясь!" Другой сказал: "А я простаиваю всю ночь в молитвах без сна!". Третий сказал: "А я отказался от женщин, приняв обет безбрачия!". Когда Пророк (Мир ему) узнал об этом, то он разъяснил им их заблуждения, сказав: "Я - тот среди вас, кто знает и боится Аллаха более всех, но я совершаю пост и разговенье, выстаиваю ночной намаз и сплю, а также нахожусь в браке. А кто отвергает мою сунну, тот не со мной".

Саад Ибн Абу Ваккас сказал: "Посланник Аллаха (Мир ему) отверг безбрачие Усмана Ибн Мазуна. В противном случае мы бы кастрировали себя"1.

Обращаясь с призывом ко всей молодежи, Пророк (Мир ему) сказал: "Молодежь! Кто может из вас жениться, то пусть женится, это потупляет взоры и сохраняет целомудрие" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано аль-Бухари.

 

Поэтому некоторые ученые говорят, что законный брак обязателен для каждого мусульманина, который в состоянии жениться. Другие же ученые считают, что женитьба нужна, дабы сохранить себя от греха.

Не подобает мусульманину уклоняться от вступления в брак из страха перед нищетой или предстоящей ответственностью. Ему следует приложить все возможные усилия, чтобы содержать семью, и надо уповать при этом на милость Аллаха, поскольку Он обещал свою помощь супругам, вступившим в брак с целью сохранения своего целомудрия и чистоты. Всевышний Аллах сказал:

"Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин из рабов ваших и рабынь. Если они бедны, Аллах обеспечит их Своей щедростью..." (Коран, 24:32).

Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Для трех категорий людей Аллах посылает свою милость: для того, кто вступает в брак из желания жить целомудренной жизнью; для раба, стремящегося откупиться у своего хозяина, чтобы получить свободу; и для того, кто сражается на пути Аллаха" 1.

1. Передано Ахмадом, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджой и аль-Хакимом.

 

Когда разрешается смотреть на сватаемую девушку

Вознамерившийся жениться мусульманин до своего сватовства может видеться со своей избранницей, чтобы иметь о ней представление и дабы не жениться с закрытыми глазами, что может привести к пагубным последствиям.

Глаз является посланником, проникающим в сердце, а встречающиеся взгляды проникают в сердца, привязывая души.

Муслим передает, что Абу Хурайра сказал: «Я был с Пророком (Мир ему), когда к нему подошел человек и сообщил, что он собирается жениться на женщине из Медины». Пророк спросил его: "А ты видел ее?" - "Нет", - ответил он. "Тогда иди и взгляни на нее, мединцев можно охарактеризовать по глазам", - сказал Пророк.

Аль-Мугира Ибн Шуаба сказал, что он вознамерился посвататься к одной девушке и сообщил об этом Посланнику Аллаха (Мир ему), который сказал ему: "Посмотри на нее, (чтобы выяснить) может ли возникнуть любовь между вами". Он пришел к ее родителям и сообщил им слова Пророка (Мир ему). Они выразили свое неудовольствие на это. Но этот разговор услышала сама девушка, которая находилась в своей комнате. И она сказала: "Если Пророк (Мир ему) сказал, чтобы ты взглянул на меня, тогда смотри". И аль-Мугира сказал: "Увидев ее, я женился на ней"2.

2. Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и ад-Дарими.

 

Пророк (Мир ему) не определил ни для аль-Мугиры, ни для других, что они могут видеть у девушки. Некоторые ученые считают, что взгляд должен ограничиваться лицом и кистями рук. Однако для того, чтобы увидеть лицо и кисти рук женщины, необязательно свататься к ней. И все же для сватающегося человека должны быть какие-то исключения для того, чтобы он мог увидеть больше. Пророк (Мир ему) говорит: "Если кто-либо из вас сватается к девушке и у него есть возможность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней, то пусть сделает это (увидит)" 1.

Одни ученые по этому вопросу придерживаются крайне либеральных взглядов, а другие максимально ограничивают возможности того, кто сватается, поэтому лучше было бы придерживаться умеренной середины. Некоторые нынешние исследователи считают, что сватающийся может видеть свою избранницу в той одежде, в которой она обычно появляется перед отцом, братом или каким-либо из махрамов. Они говорят: "В контексте вышеприведенного хадиса сватающийся может сопровождать свою избранницу вместе с ее отцом или с одним из махрамов, когда она посещает родственников или общественные места, но при этом она должна быть в соответствующем одеянии (хиджабе). Это нужно для того, чтобы он мог познакомиться с ее мышлением, вкусом и особенностями. Как говорится в хадисе, "у него есть возможность увидеть у нее то, что побуждает его жениться на ней" 3.

1. Передано Абу Даудом.

3. Аль-Бахи аль-Хули. "Женщина дома и в обществе".

 

Если намерение жениться носит искренний характер, то человек может смотреть на избранницу независимо от того, знает она и ее семья об этом или нет. Джабир Ибн Абдулла сказал в отношении своей жены следующее: "(До женитьбы) я укрывался за деревом, чтобы посмотреть на нее".

Из хадиса об аль-Мугире нам известно, что, несмотря на существующие традиции, отец не может отказать жениху, который с искренним намерением сватается к его дочери, увидеть ее. Традиции должны подводиться под шариат, а не наоборот.

В то же время нельзя допускать отцу девушки на выданье и ее жениху по своему усмотрению расширять свои полномочия. Например, под предлогом сватовства без махрама посещать увеселительные мероприятия, игровые и торговые центры, то есть вести себя так, как сегодня ведут себя любители западных ценностей.

Крайность в любую из сторон неприемлема Исламом.

 

Запретное сватовство

Недопустимо, чтобы мусульманин сватался к разведенной или вдове, у которой не истек период идда, поскольку этот период является частью предыдущего брака и не может быть нарушен. Мужчина может намекнуть о своем желании жениться на ней, но при этом не объявлять об этом публично. Всевышний сказал:

"Нет на вас греха, если вы намекнете вдовам [о желании] посвататься к ним" (Коран, 2:235).

Мусульманину запрещается делать предложение девушке, которая к этому времени уже посватана за другого. Тот, предложение которого уже принято, обретает право, которое должно охраняться из соображений этики и взаимопонимания. Однако если первый проситель отменит договоренность или же передаст свое разрешение второму, то в этом не будет ничего предосудительного.

Муслим сообщил, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Верующий - брат другому верующему. Поэтому недопустимо верующему набавлять цену, когда его брат делает покупку или же делать предложение девушке, уже сосватанной другим".

Аль-Бухари сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: "Мужчина не может делать предложение женщине, посватанной за другого, пока тот не отменит эту договоренность или не даст своего согласия".

 

 

Согласие на вступление в брак

Решение относительно вступления в брак является правом девушки, и ни ее отец, ни опекун не имеют права принуждать ее выйти замуж против ее воли. Пророк (Мир ему) сказал: "Женщина, бывшая в браке, обладает большими правами, чем ее опекун. У девушки же требуется ее согласие, ее молчание также означает согласие" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Девушка пришла к Пророку (Мир ему) и сообщила ему о том, что отец выдает ее замуж за двоюродного брата против ее желания, и Пророк (Мир ему) разрешил ей самой сделать выбор. Тогда она сказала: "Я согласна с решением своего отца, но я хотела показать другим, что в таких делах решает не отец". Отец не имеет права откладывать женитьбу своей дочери, если предложение исходит от благочестивого, религиозного и достойного человека. Пророк (Мир ему) сказал: "Три вещи не следует откладывать: намаз, когда приходит его время; погребение, когда прибыла похоронная процессия; и брак вдовы, когда нашелся достойный мужчина" 1. Далее он говорил: "Если тот, кто удовлетворяет вас своей религиозностью и характером, просит руки вашей дочери, уступите его просьбе. Если вы этого не сделаете, то будут посеяны искушение и большие пороки на земле" 2.

 

1. Передано ат-Тирмизи.

2. Передано ат-Тирмизи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных