ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды деятельности, с которыми борется Ислам
Существуют запрещенные Исламом виды деятельности, которые наносят вред обществу, его вере, морали, чести и нравственности.
Проституция Проституция узаконена во многих странах Запада, где выдаются лицензии, дающие право ее обладателям вести такого рода деятельность наряду с другими профессиями. Ислам полностью осуждает и отвергает подобную практику и запрещает любой женщине, свободной или несвободной, зарабатывать своим телом. Во время джахилийи некоторые владельцы рабынь ежедневно взимали с них дань, не заботясь о том, каким образом те зарабатывали деньги. Большинство рабынь вынуждено было прибегать к проституции, а иные хозяева принуждали их заниматься этим ремеслом, чтобы получать от этого прибыль. Ислам навсегда освободил своих сыновей и дочерей от подобной позорной ноши. Всевышний Аллах сказал: "Своих невольниц, если они склонны к целомудрию, не принуждайте предаваться распутству ради приобретения мирских благ" (Коран, 24:33). Ибн Аббас рассказывал, что Абдулла Ибн Убай (известный мунафик Медины) пришел к Пророку (Мир ему), приведя с собой одну из самых привлекательных своих невольниц по имени Муаза, и произнес: "О Посланник Аллаха! Она принадлежит к (таким-то) сиротам. Не позволишь ли ты ей совершать прелюбодеяние с тем, чтобы они (эти сироты) что-то имели от этого?" - "Нет", - ответил Пророк (Мир ему) 1. 1. Фахруд-дин ар-Рази. "Тафсир", т.23, с.320.
Так Посланник Аллаха (Мир ему) запретил эту скверную профессию, независимо от того, на что будет расходоваться заработок от нее. При этом отвергаются любые ссылки на нужду, отчаяние или высокие цели, и все это важно потому, что мусульманское общество не должно быть запачкано этой мерзостью.
Танцы и стриптиз Подобным же образом Ислам не приемлет стриптиз, а также другие виды деятельности, побуждающие к похоти, например непристойное пение, бесстыдные актерские сцены и другие аналогичные забавы, которые называют сегодня "искусством" и относят к прогрессивным явлениям. Ислам запрещает любой вид интимных отношений вне брака, а также любое слово и дело, приводящее к запретным отношениям. Это - одна из основных заповедей Корана, запрещающая прелюбодеяние (по араб. «зина»). "Не приближайтесь к зина, ибо оно – мерзость и мерзкий путь" (Коран, 17:32). Смысл этой фразы в том, что запрещено не только само прелюбодеяние, но и все то, что приближает к нему. Все, о чем шла речь выше, например непристойные песни и танцы, представляют собой "приближение к прелюбодеянию"; подобные действия провоцируют похоть, что толкает человека к греху. Разве не зло то, что они творят?!
Профессия ваятеля статуй Ранее мы отмечали, что Ислам запрещает приобретать статуи и тем более их изготавливать. Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который говорил: «Я был с Ибн Аббасом, когда к нему подошел человек и сказал: "О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими собственными руками, ваяя эти образы!" Ибн Аббас ответил ему: "Мне не остается ничего, кроме как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (Мир ему): "Кто изваяет образ, подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в него духа, но он никогда не сможет этого сделать". Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: "Горе тебе, если ты ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души"»1. То же самое относится к созданию идолов и им подобных. 1. Передано аль-Бухари.
Что касается живописи и фотографии, мы ранее отмечали, что дух шариата склонен к их разрешению или, максимум, к их неодобрению. Но они будут являться запретными, если на них (на фотографии или на живописном полотне) изображен непристойный вид женщины или показаны интимные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. То же самое касается возвеличивающих изображений, как, например, образы ангелов, пророков и других.
Производство алкоголя и наркотиков Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками (хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом участие, является проклятым, по словам Посланника Аллаха (Мир ему). Это же относится и к наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам запрещает работать в любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо отношение ко всему тому, что относится к хараму.
Коммерческая трудовая деятельность Ислам в Коране и хадисах Пророка (Мир ему) настоятельно призывает заниматься торговлей, а также с этой целью совершать поездки и путешествия, что обозначено в Коране, как "поиск милости Аллаха". Всевышний сравнивает путешествующих торговцев с теми, кто сражается на Его пути. Он говорит: "... некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха..." (Коран, 73:20). Аллах в Коране поощряет людей к торговле местной и международной, с использованием морских путей, которые и сегодня остаются важнейшим международным транспортным средством. По поводу поощрения в использовании морского пароходства для торговли Всевышний говорит: "Ты видишь также корабли, бороздящие моря, чтобы вы могли добиваться Его милости: быть может, вы будете благодарны" (Коран, 35:12). В других аятах Он описывает ветры, ассоциируя их с движением кораблей: "Из Его знамений – то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, дабы вы вкусили Его милостей, дабы плавали корабли по Его воле, дабы вы жаждали Его щедрот. Тогда, быть может, вы будете благодарны" (Коран, 30:46). Коран неоднократно подчеркивает милость Аллаха по отношению к людям и обращает внимание на ее благодать для человека. Так что Коран доказывает через знамения Аллаха мощь и мудрость, заключенную в кораблях, каждого "…корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами… " (Коран, 2:164). "Среди Его знамений – плывущие по морю корабли, подобные горам" (Коран, 42:32). Аллах упрочил позицию жителей Мекки, превратив их город в процветающий торговый центр Аравийского полуострова: "Но разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, к которому привозят всевозможные плоды, ниспосланные Нами?" (Коран, 28:57). Подтверждением тому служит мольба Ибрахима: "Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, - быть может, они возблагодарят [Тебя]" (Коран, 14:37). Аллах упрочил позицию курайшитов, предоставив им возможность совершать две торговые поездки в год. Зимой они направлялись в Йемен, а летом в Шам. Они были в безопасности во время своих поездок, так как являлись хранителями Дома Аллаха (Каабы). Поклоняясь Единому Аллаху, Господину Дома и дарителю этой милости, они благодарили его за эту милость: "Ради единения племени курайш, единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Сирию], пусть они (т.е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма, который накормил их при голоде и избавил от страха" (Коран, 106). Ислам предоставил мусульманам возможность развивать международную торговлю, ежегодно собирая их у Своего Запретного Дома: "... они прибывали к тебе [в Мекку] и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений, дабы удостовериться в том, что полезно для них, славить имя Аллаха…" (Коран, 22:27-28). Безусловно, одним из важных благ является торговля. Аль-Бухари сообщает, что мусульман смущало занятие торговлей во время хаджа из-за боязни, что это может скомпрометировать искренность их намерений или же чистоту их молитв. На это был ниспослан конкретный аят, говорящий: "Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от вашего Господа..." (Коран, 2:198). Коран одобряет тех, кто регулярно посещает мечети, прославляя своего Господа и днем и вечером, это "… мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят …" (Коран, 24:37). С точки зрения Ислама, истинные верующие - не те, что восседают в мечетях, дервишских обителях и монастырях. Истинные верующие - это деловые люди (бизнесмены), которых их мирские дела не отвращают от религиозных предписаний. Выше мы привели некоторые отрывки из Корана по поводу торговли. Что же касается Пророка Ислама, то он всячески поощрял торговлю, предписывая для нее свои правила, которые отражены в его словах, делах и установлениях. Из его мудрых изречений мы знаем следующие слова: "Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с шахидами (павшими на пути Аллаха) в День Воскресения" 1. "Честный и заслуживающий доверия торговец будет вместе с Пророками, праведниками и шахидами" 2. 1. Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом, которые отнесли это высказывание к достоверным. 2. Передано аль-Хакимом и ат-Тирмизи.
Не удивительно, что Пророк (Мир ему) приравнивал честного торговца к борцам и шахидам на пути Аллаха. Жизненный опыт подтверждает, что джихад бывает не только на поле брани, но и в сфере экономики. Было обещано, что Аллах возвысит торговцев и они получат высокое вознаграждение в будущей жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом - победителем над своей страстью, такой достоин звания муджахеда (борца на пути Аллаха). Особенностью торговли является и то, что занимающийся ею погружен в подсчеты своего капитала и прибыли, так что даже во времена Пророка при чтении им пятничной проповеди народ, сидевший перед ним, услышав о прибывшем торговом караване, кинулся к нему, оставив Пророка (Мир ему). По поводу этого Всевышний Аллах предостерег людей: «Но они, едва представится им [случай] заняться торговлей или предаться развлечениям, поспешно устремляются к этим занятиям, оставляя тебя стоять [на возвышении для чтения проповедей]. Скажи [,Мухаммад]: "То, что у Аллаха, лучше забав и торговли, и Аллах – наилучший из тех, кто дает удел"» (Коран, 62:11). Поэтому тот, кто в водовороте коммерческой деятельности сможет остаться на ясной и твердой позиции пред Аллахом с трепетом в своем сердце и с Его именем на устах, заслуживает того, чтобы оказаться среди тех, кого облагодетельствует Аллах, подобно пророкам, праведникам и шахидам. У нас достаточно много примеров участия Пророка в торговой сфере. Помимо того, что он занимался укреплением духовности, основывая первую мечеть в Медине, чтобы она стала местом для поклонения, распространения знаний, призыва к поклонению и центром государства, он обращал внимание и на экономику. Он образовал чисто исламский рынок вместо рынка Бани Кайнука, который был под управлением иудеев. Пророк (Мир ему) лично разъяснил и обучил людей, как следует вести дела, чтобы исключить обман, обвешивание, спекуляцию и тому подобное. Подробней об этом можно прочитать в разделе "Деловые взаимоотношения" (глава IV). Среди сподвижников Посланника Аллаха (Мир ему) мы можем встретить искусных торговцев, ремесленников, земледельцев, а также представителей других специальностей и профессий. Сподвижники находились вокруг него, когда к нему являлся Праведный Дух с Божьей волей и ниспосылал божественные откровения, и он разъяснял им эти небесные послания. Все искренне любили Пророка и жаждали того, чтобы не разлучаться с ним ни на миг. В то же время мы видим, что каждый сподвижник был занят своим делом. Кто-то отправлялся в торговую поездку, а кто-то сажал пальмы и возделывал свои поля. В случае если кто-либо что-то упустил из передаваемых Посланником знаний, то он спрашивал о сказанном своих братьев, так как присутствовавший должен был довести эти знания до отсутствовавшего. Большинство сподвижников из Медины (ансары) были земледельцами и выращивали финиковые пальмы, а переселенцы (мухаджиры) из Мекки были предпринимателями и занимались торговлей. Например, Абдур-рахман Ибн Ауф, мухаджир, и Саид Ибн ар-Рабиа, ансар, по наставлению Пророка стали братьями по вере после того, как мусульмане Мекки прибыли в Медину. Саид предложил Абдур-рахману половину своей собственности, один из двух своих домов и попросил его выбрать одну из своих двух жен, с которой Саид готов был развестись для своего брата. Эта благородная жертва была с благодарностью отклонена под благородным предлогом: "Пусть Аллах благословит твое имущество и семью, - сказал Абдур-рахман Саиду. – Я не нуждаюсь в них. Скажи только, где у вас более оживленная торговля". "На базаре Бану Кайнука", - сказал Саид. Абдур-рахман направился на базар, прихватив с собой сыр и масло для продажи. Он продолжал свою коммерческую деятельность до тех пор, пока не стал одним из самых богатых мусульман, и до конца своей жизни прожил в огромном достатке. Торговец Абу Бакр ас-Сиддик даже в день избрания его халифом решил направиться на базар. Умар так говорил о себе: "Шум базаров (торговля) отвлекал меня от слушанья хадисов Пророка (Мир ему)". Усман также занимался торговлей, как и многие другие.
Запретные виды торговли Ислам запрещает только ту торговлю, что связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией и всем тем, что порицаемо в Исламе. Сделки считаются запретными (харам), если они связаны с алкогольными напитками, наркотиками, свининой, идолами, статуями и прочим, потребление и использование которых запрещено в Исламе. Любой доход от таких сделок является мерзостью, и пристанищем плоти, которая вскормлена такими доходами, будет ад. Честность и порядочность в торговле запретным не спасет этих людей, так как они торгуют тем, против чего выступает Ислам. Разрешено торговать золотом и шелком, предназначенным для женщин, но не для мужчин. Торговцы, ведущие разрешенную торговлю, должны всегда быть начеку, чтобы в День Воскресения не оказаться среди нечестивцев. "А грешники, воистину, будут в аду" (Коран, 82:14). Однажды, когда Пророк (Мир ему) направился в мечеть, он увидел нескольких торгующих людей и обратился к ним: "Торговцы!". Они подняли головы и посмотрели на него. Тогда он сказал: "Торговцы найдут свое место среди нечестивых в День Воскресения, за исключением тех, кто был богобоязненным, честным и правдивым" 1. Василя Ибн аль-Аска сказал: "Мы были коммерсантами. К нам выходил Пророк (Мир ему) и говорил: "Торговцы, остерегайтесь лжи" 2. Таким образом он предостерегал торговцев от лжи, у которой бывает печальный конец. Ложь является нечестием, ведущим в ад. Пророк (Мир ему) предостерегал от частых клятв, в особенности если они содержали ложь, говоря: "На троих в День Воскресения Аллах не будет обращать внимание и оправдывать их, и уготовано для них мучительное наказание. Один из них тот, кто продает товар благодаря ложным клятвам" 3. Абу Саид рассказывал: "Один араб с овцой проходил мимо меня, и я спросил: "Не продашь ли ты ее за три дирхама?" Он ответил: "Клянусь Аллахом, нет!" Однако он ее продал. Я рассказывал об этом Посланнику Аллаха (Мир ему), который сказал: "Он продал свою будущую жизнь за мирскую" 4. 1. Передано ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом. 2. Передано ат-Табарани. 3. Передано Муслимом и другими. 4. Передано Ибн Хаббаном.
Остерегайтесь обмана, так как обманщику не место в исламской умме. Остерегайтесь обвешивания. «Горе тем, которые обвешивают». Остерегайтесь монополизации товара, иначе лишитесь благословения Аллаха и Его Посланника (Мир ему). Остерегайтесь ростовщичества, дабы не погубил вас Аллах за это. Как сказано в хадисе, "осознанное использование дирхама [,полученного] от ростовщичества, хуже, чем совершение тридцати шести прелюбодеяний" 1. 1. Передано Ахмадом.
Более детально мы поговорим об этом в разделе "Деловые взаимоотношения".
Труд по специальности Мусульманин должен зарабатывать за счет своего труда. Где бы он ни работал, будь то государственное учреждение, организация или у частного лица, он должен соответствовать своей квалификации, чтобы достойно выполнять свою работу. Недопустимо, чтобы мусульманин нанимался на работу без соответствующей квалификации, особенно когда это касается области управления и правосудия. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал именно о таких мусульманах: "Горе правителям, руководителям и доверенным лицам! В День Воскресения некоторые из них скорее пожелают быть подвешенными между небесами и землей, чем нести на себе ношу, взваленную при жизни" 2. 2. Передано Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.
Абу Зарр рассказывал: «Я спросил: "Посланник Аллаха! Не назначишь ли ты меня (на должность)?" Пророк (Мир ему) похлопал меня по плечу и сказал: "Абу Зарр, ты слаб, чтобы тебе доверить это. И в День Воскресения это будет причиной сожаления и позора для многих, кроме тех, кто берется по праву за дело (кому это по плечу) и способен выполнить его"»1. Пророк (Мир ему) говорил: "Есть три категории судей, одна из которых найдет место в раю, две же других - в аду. Тот, кто найдет место в раю, - это человек, судящий по праву (знающий свое дело). Тот же, кто знал правду, но выносил неверные решения, или же тот, кто выносил решения, пребывая в невежестве (то есть неквалифицированно), найдут место в аду" 2. Мусульманин не должен стремиться занять высокую должность, даже если он соответствует этому месту. Тот, кто рассматривает высокую должность как средство для достижения власти над другими, - раб этой должности, и тот, кто стремится к земной славе, не получит небесного благословения. Абдур-рахман Ибн Самара рассказывал: «Посланник Аллаха (Мир ему) сказал мне: "Абдур-рахман, не спрашивай разрешения на наместничество, потому что, если ты назначен на пост без твоей на то просьбы, к тебе придет помощь, а если ты назначен по твоей просьбе, ты будешь нести свои обязанности и ответственность в одиночестве"»3. Анас рассказывал, что Пророк (Мир ему) сказал: "Тот, кто ищет место судьи, прося ходатайства других, предоставлен самому себе, а тому, кто вынужденно занял эту должность, Аллах пошлет ангела с тем, чтобы показывать ему путь" 4. 1. Передано Муслимом. 2. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой. 3. Передано аль-Бухари и Муслимом. 4. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.
Однако если человеку известно, что, кроме него, больше некому сделать определенную работу, и если в данной ситуации, отказавшись выполнить ее, он тем самым нанесет ущерб общественным интересам, - ему следует согласиться на эту должность. В Коране рассказана история о Правдивом Йусуфе (Мир ему), где он предложил правителю: "Назначь меня [смотрителем] над хранилищами [твоей] земли, ибо я - умелый хранитель" (Коран, 12:55). Такова этика Ислама, касающаяся поступления на различные должности.
Запретные виды профессий Из всего вышесказанного относительно разрешенных видов деятельности нужно иметь в виду, что эти действия не должны быть направлены во вред мусульманам. Недопустимо, чтобы мусульманин, будучи солдатом или офицером, служил в армии, воюющей против мусульман, или работал в любой организации, на предприятии или в учреждении, имеющем антиисламскую и антимусульманскую направленность. Подобно сказанному выше, любой вид деятельности, способствующий несправедливости или хараму, является запретным. К таковым видам деятельности относится работа в ростовщических организациях, в местах продажи алкоголя и тому подобное. Никто, занимаясь такой работой, не избежит греха, ссылаясь на непрямую причастность к запретному (хараму). Как было сказано ранее, основным принципом Ислама является следующее: любая деятельность, способствующая возникновению и распространению харама, сама по себе является харамом. По этой причине Пророк (Мир ему) проклял того, кто составляет документ на ссуду под процент, и того, кто свидетельствует этот факт, и также того, кто расходует полученный процент. Проклял он и тех, кто производит и разливает вино, так же как и пьющих. Однако если человека крайняя необходимость вынуждает из-за отсутствия источника существования выполнять такую работу, то в этом случае она допускается при условии, что параллельно человек ищет разрешенный вид деятельности, пока Аллах не дарует ему достойный труд. Мусульманин должен стараться избегать сомнительных мест, где он может зарабатывать внушительную плату, но где будут нарушены его убеждения и где он отступит от своих религиозных правил. Пророк (Мир ему) сказал: "Оставьте сомнительное и обратитесь к тому, что не дает вам повода для сомнения"1. Он также говорил: "Человек не достигнет степени богобоязненности до тех пор, пока он не будет остерегаться безвредного из-за боязни, что оно может оказаться вредным" 2. 1. Передано Ахмадом, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и Ибн Хаббаном. 2. Передано ат-Тирмизи.
Общие правила по трудовой деятельности Общее правило гласит, что Ислам не разрешает своим последователям зарабатывать средства любым путем, каким они пожелают. Ислам проводит разграничение между законным и незаконным заработком на основе критериев всеобщего благополучия. Таким образом, любая деятельность, при совершении которой доходы и прибыли одного человека оборачиваются потерями и убытком для другого, является незаконной, а любая взаимовыгодная и справедливая деятельность является законной. Об этом Всевышний говорит: "О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам. Мы ввергнем в адский огонь того, кто будет поступать так, [как было сказано], по злому умыслу и склонности к насилию" (Коран, 4:29). Этот аят закладывает два условия для совершения сделки. Первое: сделка должна происходить на основе взаимного согласия сторон. Второе: выгода одной стороны не должна оборачиваться убытками для другой. Разъясняя значение выражения "не убивайте друг друга", ученые дают два варианта его толкования, каждый из которых в целом применим в данном случае. Первый вариант - "не убивайте друг друга", второй вариант - "не убивайте сами себя своими собственными руками". В любом случае человек, причиняющий страдания другому ради достижения собственной выгоды, подобен пускающему себе кровь, т. е. он делает то, что приведет его в конце концов к гибели. Воровство, взяточничество, азартные игры, обман, мошенничество, ростовщичество и многое другое, среди чего что-то может делаться по взаимному согласию, не отвечают второму условию, которое подразумевается в словах Всевышнего Аллаха: "И не убивайте друг друга"1. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. См. книгу Абуль Аля аль-Маудуди "Экономические принципы", стр.152.
ГЛАВА III ХАЛЯЛ И ХАРАМ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК И В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|