Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Женщины, на которых запрещено жениться




Мусульманину запрещается жениться на одной из нижеперечисленных категорий женщин:

1. Жена отца, разведенная или овдовевшая. Во времена джахилийи подобные браки были разрешены. Однако Ислам запретил их, так как жена отца становится для детей заменой матери (мачеха) и данный запрет наложен с целью сохранения чести отца и уважения к нему. Более того, данный запрет является безоговорочным и направлен на укрепление взаимоотношений на основе уважения и достоинства.

2. Мать и бабушки со стороны отца и матери.

3. Дочь, включая внучек со стороны сына и дочери.

4. Сестра, включая сводных сестер по отцу и матери.

5. Тетя со стороны отца, независимо от того, родная она или сводная по отцу или матери.

6. Тетя со стороны матери, независимо от того, родная она или сводная по отцу или матери.

7. Дочь брата, т.е. племянница.

8. Дочь сестры, т.е. племянница.

Все вышеперечисленные категории женщин в Исламе называются «запретными», так как мусульманин никогда и ни при каких условиях не может жениться на них. Мужчину также в отношении этих женщин называют "запретным", т.е. махрам. Вступление в брак с махрам категорически запрещено кому бы то ни было.

Смысл данного запрета следующий:

а) Возникновение полового влечения по отношению к таким близким родственникам, как мать, сестра и дочь, являются инстинктивно чуждым человеческой природе и даже для многих видов животных. Обычно человек воспринимает свою тетю по отцовской и материнской линии как мать, а своего дядю как отца.

б) Если бы шариат не наложил этого запрета, это повлекло бы за собой опасные последствия, поэтому и были преграждены пути, ведущие к возникновению полового влечения между родственниками.

в) С одной стороны, такой порядок поддерживает родственные узы, взаимоуважение и почтение, а с другой, способствует расширению родственного круга за счет вступления мужчины в брак на женщине из другого рода: "…чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами (супругами)" (Коран, 30:21).

г) Родственные чувства любви и привязанности между мужчиной и его близкими родственницами, которые перечислены выше, должны быть крепкими. В результате разводов от межродственных браков создается проблема для сосуществования самых близких друг другу людей, вследствие супружеских неурядиц приведших к разводу родственников.

д) Потомство, рожденное в браках, заключенных между близкими родственниками по крови, как правило, слабое и нездоровое. Более того, если для членов семьи характерны физические и умственные изъяны, то эти изъяны еще более дадут о себе знать у детей, рожденных от подобных браков.

е) Женщина нуждается в ком-либо, отстаивающем ее права и оказывающем ей поддержку в случае возникновения трений с мужем, особенно если отношения между ними становятся натянутыми. Такую поддержку женщина обычно получает от своего близкого родственника, и что же будет, если он окажется ее мужем?

 

Запрет брака на кормилице

9. Мусульманину запрещено вступать в брак с женщиной, которая вскармливала его в младенчестве своей грудью, так как она является его молочной матерью (кормилицей). Благодаря молоку кормилицы формировалась его плоть, а с ним прививались материнские и сыновние чувства. И хотя эти чувства могут угасать со временем, все равно они остаются в подсознании человека и могут время от времени давать о себе знать.

Кормилицей считается та женщина, которая кормила младенца в первые два года его жизни, когда грудное молоко считается основной пищей для ребенка. При этом кормление должно быть произведено не менее 5 раз, в каждом из которых младенец должен насытиться так, чтобы он сам отказывался от груди.

После анализа всех хадисов по данной тематике наиболее оптимальный вариант для объявления женщины кормилицей - это кормление не менее 5 раз.

10. В категорию запретных входят молочные сестры. Дети кормящей чужого ребенка женщины становятся по отношению к этому ребенку молочными сестрами или братьями, а их дяди и тети становятся друг для друга родными. Как говорится в хадисе, "запрещения по молочному родству те же, что и по кровному" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

Как брак с тетками и дочерьми братьев и сестер запрещен по родственным мотивам, так же он запрещен по молочному родству.

 

Некровные родственники

11. В категорию запретных входит и теща. Брак с этой женщиной становится запретным с момента заключения брачного договора с ее дочерью, при этом не имеет значения, имел мужчина с невестой интимную связь или нет. Сам по себе акт вступления в брак предоставляет теще статус, равный статусу матери.

12. В категорию запретных входит и падчерица (дочь жены от предыдущего брака). Мужчина не может жениться на своей падчерице, если он имел половую связь с ее матерью, своей женой.

13. В категорию запретных входит невестка, т.е. жена родного, неприемного сына. Ислам запрещает каноническое усыновление, поскольку это противоречит реальности и действительности, что в свою очередь приводит к запрету того, что разрешено, и разрешению того, что запрещено. Всевышний говорит:

"... и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] - это ваши слова из ваших уст..." (Коран, 33:4).

Под этим имеется в виду, что всего лишь словесное выражение не может изменить реальности, превратить чужого человека в кровного родственника.

В перечисленных трех случаях, которые образуют родство, запрещено вступать в брак во имя сохранения мира и благополучия между некровными родственниками.

 

Женитьба на сестрах

14. В отличие от обычаев периода джахилийи Ислам запретил брать в жены двух сестер одновременно, дабы это не стало причиной разрушения притягивающих друг к другу чувств между сестрами, которые могут появиться в совместном проживании с общим мужем. В Коране налагается запрет на вступление в брак с двумя сестрами, а в дополнение к этому Посланник (Мир ему) говорит: "Мужчина не может одновременно находиться в браке с женщиной и ее тетей (по отцу или матери)" 1. Далее он сказал: "Поступая так, вы разрываете родственные связи" 2.

Если Ислам бережет кровное родство, то как он может допускать его разрыв?!

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ибн Хаббаном.

 

Замужние женщины

15. Если женщина состоит в браке, то ее брак с другим мужчиной недопустим. Она может выйти замуж за другого только при условии выполнения следующих двух условий:

1) Если брак женщины прерван из-за смерти мужа или развода с ним.

2) Если закончился период ожидания (идда), предписанный Аллахом. Для беременной женщины данный период заканчивается с рождением ребенка. Если женщина овдовела, но не беременна, период идда длится четыре месяца и 10 дней, если же она разведена и неизвестно, беременна ли она, идда продолжается в течение трех менструальных циклов. Для женщины, у которой по какой-либо причине отсутствует менструация, идда продолжается три месяца. Идда необходима для того, чтобы очистилась матка женщины, дабы не произошло смешения между прошлым и настоящим браком и было ясно, от кого родится ребенок. Всевышний Аллах говорит:

"Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный День, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах" (Коран, 2:228).

"Те из ваших жен, у которых прекратились месячные, если вы сомневаетесь [по возрасту в их беременности], установленный им срок [до вступления в новый брак] - три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных. Для тех же жен, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени" (Коран, 65:4). "Если же кто-то из вас упокоится и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и 10 дней..." (Коран, 2:234).

Из данных пятнадцати категорий женщин-родственниц, для которых запрещен брак, четырнадцать упомянуты в суре "Ан-Ниса", где Всевышний говорит:

"Не берите в жены тех женщин, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это мерзко, скверно, и отвратителен такой путь. Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы – ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны [вам также] жены ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сестрах, если это не случилось прежде, - воистину, Аллах Прощающий, Милостивый" (Коран, 4:22-23).

 

Многобожницы

16. Запрещается жениться на многобожницах, поклоняющихся различным богам (идолам), как доисламские арабы или подобные им.

Всевышний Аллах говорит:

"Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения…" (Коран, 2:221).

В данном аяте говорится, что мусульманину не дозволено жениться на многобожнице, а мусульманке выходить замуж за многобожника, поскольку между двумя системами вероисповедания лежит огромный непреодолимый разрыв. Одна призывает людей в рай, а другая - в ад. Мусульмане верят в Аллаха, Его посланников и в Судный День, многобожники придают Аллаху сотоварищей, отрицают пророчество и Судный День.

Брак подразумевает гармонию и любовь. Возможно ли сосуществование таких противоположных друг другу людей?

 

Брак с женщиной из людей Писания

В Коране допускается женитьба на людях Писания - иудейках или христианках, поскольку они являются последователями Писания, ниспосланного Господом. Хотя они исказили и изменили его, их вера имеет божественное происхождение, и поэтому для мусульман дозволена их пища и женитьба на их женщинах. Всевышний говорит:

"Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них, если вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами" (Коран, 5:5).

Такая позиция по отношению к другим религиям и народам свидетельствует о терпимости Ислама. Несмотря на то что Ислам осуждает людей Писания за их неверие и заблуждение, он разрешает мусульманам вступать в брак с христианскими и иудейскими женщинами, которые, не меняя своей религии, становятся их супругами, хранительницами их семейного очага, матерями их детей, источниками покоя и соратниками. Вот что говорится в Коране в отношении брака:

"[Другое] из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами" (Коран, 30:21).

Однако необходимо обратить внимание на то, что предпочтение необходимо отдавать мусульманке, соблюдающей свою религию, а не той, что лишь номинально унаследовала Ислам от своих родителей. Пророк (Мир ему) говорит: "Возьми ту, которая религиозна, и преуспеешь" 1.

1. Передано аль-Бухари.

 

Не оставляет сомнения и то, что независимо от того, какова мусульманка, но она все же лучше для мусульманина, чем любая представительница людей Писания. Если у мусульманина закралось хоть малейшее подозрение в том, что жена немусульманка может оказать влияние на веру и мировоззрение его детей, ему необходимо принять меры предосторожности.

Если мусульмане составляют меньшинство в стране (являются диаспорой), мужчинам из мусульманской общины в таком случае следует запретить жениться на немусульманках, поскольку подобные браки могут лишать мужей находящихся в диаспоре мусульманок, что недопустимо. Такого рода ущерб, наносимый для общины, вынуждает приостановить разрешение жениться на представительницах людей Писания1.

1. В последних фетвах Кардави добавил еще один довод против такого брака. Это проблема воспитания детей в немусульманском государстве с женой, принадлежащей к другому вероисповеданию (примечание перев.)

 

Замужество мусульманок на немусульманах

Ни при каких обстоятельствах мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, даже если он из людей Писания. Об этом ясно сказано в Коране:

"Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру" (Коран, 2:221).

Всевышний в отношении мусульманок (переселившихся в Медину) говорит:

"Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных" (Коран, 60:10).

В тексте не делается исключения для людей Писания, и запрет замужества распространяется на всех, кроме мусульман.

Ислам разрешил мусульманину вступать в брак с иудейкой и христианкой, но не позволил этого для мусульманки, объяснив это тем, что мужчина является главой семьи и ответственным за свою жену. И если Ислам гарантирует свободу вероисповедания и обычаев христианским и иудейским женам мусульманина, охраняя их права в соответствии с их верой, то другие религии, как, например, иудаизм и христианство, не гарантируют женщине другой веры свободу вероисповедания и обычаев, не охраняют они и ее прав. Как может в таком случае Ислам рисковать будущим своих дочерей, отдавая их в руки людей, которые не почитают их религии, не проявляют заботу о защите их прав?

Брак между мужчиной и женщиной различного вероисповедания может быть основан только на уважении мужем веры своей жены; в другом случае добрые отношения между ними никогда не возникнут. Мусульманин верит в то, что иудаизм и христианство возникли как Божественное Откровение, хотя со временем они были искажены. Он также верит в то, что Тора явилась откровением Моисею, а Евангелие - Иисусу, и оба они являются выдающимися Посланниками Аллаха. Поэтому христианка или иудейка - жена мусульманина - находится под защитой мужчины, уважающего основы ее веры, ее Писания, ее Пророков, но ни иудей, ни христианин не признают божественного происхождения Ислама, его Священного Писания и Пророка (Мир ему). Как в подобном случае может мусульманка жить с таким мужчиной, ведь ее религия требует от нее соблюдения ряда обязательств и поклонений. Для мусульманки было бы невозможным сохранять в себе уважение к своей вере, если она на каждом шагу будет наталкиваться на препятствия со стороны мужа – главы семейства.

В отношении же к многобожникам Ислам подходит с позиции рациональности. Как можно жениться мусульманину на той, что поклоняется различным божествам или идолам, которые неприемлемы в Исламе? И какая может быть между такими супругами умиротворенность, любовь и взаимопонимание?

 

Прелюбодейки

17. Здесь под прелюбодейками подразумеваются женщины, которые торгуют своим телом (проститутки). Имеется сообщение о том, что Марсад Ибн Абу Марсад спросил разрешение у Пророка (Мир ему) вступить в брак с проституткой по имени Анак, с которой у него были отношения до Ислама. Пророк (Мир ему) не дал ему ответа до тех пор, пока не было ниспослано ему откровение Аллаха:

"Прелюбодей может жениться только на прелюбодейке или же многобожнице. На прелюбодейке может жениться только прелюбодей или многобожник. А верующим это запрещено" (Коран, 24:3).

Пророк (Мир ему) процитировал этот аят Марсаду и сказал: "Не вступай в брак с ней" 1.

1. Эта история передана Абу Даудом, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

 

Всевышний Аллах разрешил мусульманам вступать в брак с целомудренными женщинами - мусульманками или с целомудренными женщинами из людей Писания. Он узаконил брак для мужчин при условии, что они могут "на свои средства найти себе целомудренных женщин [для женитьбы], не распутничая" (Коран, 4:24).

Кто не принимает данного предписания из Священного Писания Аллаха и не считает его обязательным, тот уподобился многобожникам. Кто же признает данное предписание, но, несмотря на это, вступает в этот запретный брак, становится прелюбодеем.

Процитированный выше аят (24:3) идет после аята, в котором предписывается наказание поркой для прелюбодеев:

"И прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них секите сотней плетей" (Коран, 24:2).

Это наказание - физическое, наказание же, упомянутое в Коране (24:3), является общественным порицанием, так как лишение прелюбодеев права вступать в брак с целомудренной женщиной равносильно лишению гражданства, национальности или каких-либо других гражданских прав и привилегий.

После разъяснения значения процитированного выше аята Ибн аль-Кайим продолжает: "Ясно сформулированное предписание Корана - именно то, что требует человеческая природа и целесообразность. Всевышний Аллах запрещает Своему рабу (мусульманину) становиться сводником для своей своенравной жены, для чего Он внушил человеку отвращение и презрение к тем, кто берет на себя роль сводника. Поэтому, когда люди в гневе хотят оскорбить друг друга, они выкрикивают: "муж шлюхи", хотя это выражение не достойно произносить мусульманину".

Причина этого запрета становится ясной, если его рассматривать как преступление, совершенное женщиной против своего мужа и потомства. Она оскверняет постель своего мужа и оскверняет потомственную линию, которую желает сохранить Аллах для обеспечения целостности и гармоничного функционирования общественного механизма, которые Он рассматривает как одно из Своих благодеяний, ниспосланных человечеству. Супружеская измена ведет к искажению и возникновению сомнений относительно линии родства. Таким образом, одним из достоинств шариата является запрет на вступление в брак с проституткой, пока она не покается и не очистится (т.е. до наступления менструации, чтобы убедиться, что она не вынашивает ребенка)1.

1. Ибн Кайим аль-Джаузия. "Аль-Игаса аль-Лахфан", т.1, сс.66-67.

Более того, проститутка - это порочная и опустившаяся женщина. Аллах сотворил брак источником любви и милости между супругами. Как же может порочная женщина быть предметом любви достойного мужчины, ведь партнеры в браке должны быть близки по духу, иметь общую характеристику, если они желают, чтобы между ними возникла и сохранялась настоящая любовь и взаимопонимание. Поскольку порок и добродетель противоположны друг другу, как по своей природе, так и по сути, истинны слова Всевышнего:

"Развратные женщины [предназначены] развратным мужчинам, развратные мужчины - развратным женщинам, добропорядочные женщины - добропорядочным мужчинам и добропорядочные мужчины - добропорядочным женщинам" (Коран, 24:26).

 

Временный брак (мута)

Брак в Исламе - это строгое обязательство, договор, основанный на намерении обоих партнеров жить неразлучно, дабы их совместная жизнь принесла им душевное спокойствие, любовь и милость, о которых упомянуто в Коране. Все это ради того, чтобы люди плодились и размножались для продолжения человеческого рода:

"Аллах одарил вас супругами из вашей среды, дал вам от них детей, внуков..." (Коран, 16:72).

Временный брак (или "мута") заключается между двумя сторонами (мужчиной и женщиной) на определенный период времени для совместного проживания с оговоренной оплатой, что в свою очередь не соответствует тому понятию о браке, о котором было сказано выше. Хотя изначально разрешение Пророка (Мир ему) на такой брак имело место во время путешествий и военных походов, пока не были отрегулированы законодательные механизмы в Исламе, в конце концов на временный брак был наложен полный запрет.

Причина разрешения подобного брака в свое время заключалась в том, что мусульмане переживали период перехода от джахилийи к Исламу. Среди арабов доисламского периода прелюбодеяние было обычным и широко распространенным явлением. С приходом Ислама, когда им было необходимо совершать военные походы, они испытывали сильное напряжение в результате воздержания, будучи вдали от своих жен в течение длительного периода времени. Среди правоверных были и такие, которые были сильны в своей вере, другие же были слабы. Слабые боялись, что они поддадутся соблазну и совершат супружескую измену - большой грех и зло, а сильные в вере были готовы себя кастрировать, как сказано Ибн Масудом: "Мы были в походе с Посланником Аллаха (Мир ему), и с нами не было наших жен, тогда мы спросили Посланника Аллаха (Мир ему): "Можем ли мы кастрировать себя?"1. Он запретил нам делать это, но разрешил заключить брачный договор с женщиной на временной основе, по которому в качестве махр (подарок жениха) ей дарилась одежда"2.

1. Причина данного вопроса заключалась в желании сохранить чистоту души и тела.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Таким образом, временный брак обеспечивал решение дилеммы, которая встала как перед сильными, так и перед слабыми. Это был также шаг к окончательному юридическому оформлению супружества, в котором должны были найти свое осознание и реализацию постоянство, целомудрие, любовь и милосердие, а также расширение круга родственных отношений посредством установления брачных связей.

Мы можем вспомнить, как в Коране поэтапно запрещались алкоголь и ростовщичество, поскольку эти два зла были распространены и имели глубокие корни в джахилийском обществе. Таким же образом Пророк (Мир ему) постепенно вводил запреты на прелюбодейство, первым делом разрешив заключение временных браков как средства избежания прелюбодеяния и супружеских измен, тем самым способствуя укреплению постоянного брака. Затем он полностью запретил временные браки, о чем рассказал Али и многие другие сподвижники. Муслим сообщает об этом в своем сборнике "Сахих", упоминая, что аль-Джухани был вместе с Пророком (Мир ему) в походе на Мекку, где Пророк (Мир ему) дал разрешение на заключение временных браков. Аль-Джухани сказал: "Не успел Посланник Аллаха (Мир ему) выйти из Мекки, как он запретил (временный брак)". Буквально слова Пророка (Мир ему) звучали так: "Аллах запретил это до Дня Воскресения".

Остается вопрос, относится ли временный брак к полному запрету, как в случае с браком на собственной матери и дочери, или он подобен запрету на употребление в пищу мертвечины, крови и свинины, запрет на которые отменяется в случае крайней нужды, а в данном вопросе необходимость связана со страхом совершения греха - прелюбодеяния?

После утверждения механизмов действия исламского шариата сподвижники отнесли временные браки к категории полного запрета. Однако Ибн Аббас придерживался другого мнения, разрешая их в случае крайней нужды. Мужчина спросил его о возможности заключения брака с женщиной на временной основе, и тот разрешил ему это сделать. Услышав это, слуга Ибн Аббаса спросил его: "Не следует ли разрешение в тяжелых условиях, когда женщин мало или что-то вроде этого?" И он ответил: "Да"1.

1. Передано аль-Бухари.

 

Однако позже, когда Ибн Аббас увидел, что люди перестали ограничиваться заключением временных браков исключительно в условиях крайней необходимости, он отменил это правило, изменив свое мнение1.

1. Ибн Кайим аль-Джаузия. "Задуль-Миад", т.4, с.7. Также было передано аль-Байхаки и Муслимом в главе «Никах мута».

 

Многоженство

Ислам - это образ жизни в соответствии и гармонии с природой, он призван решать все стоящие перед людьми проблемы без излишеств и упущений. Эту черту Ислама можно наиболее ясно наблюдать в случае с многоженством. Ислам разрешает мужчине заключать брак более, чем с одной женщиной, чтобы решать наиболее трудноразрешимые проблемы, как личные, так и общественные.

Многие предшествующие Исламу религии и народы разрешали заключать брак с множеством женщин, число которых достигало десятков, а иногда и сотен, без каких-либо условий и ограничений. Ислам же установил определенные ограничения и условия для многоженства. Максимальное количество жен, которое вправе иметь мужчина, - четыре. Когда Гайлан ас-Сакафи принимал Ислам, у него было десять жен. "Выбери из них четыре, а с остальными расстанься" 2, - сказал ему Пророк (Мир ему). Подобным же образом тем, кто имел восемь3 или пять4 жен во времена распространения Ислама, было сказано Пророком (Мир ему) оставить только четырех.

2. Передано аш-Шафии, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Абу Шайбой, ад-Даракутни и аль-Байхаки.

3. Передано Абу Даудом.

4. Передано Ахмадом, ад-Дарими, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом, а также передано составителями "Сунан".

 

Случай с Пророком (Мир ему), который имел (одновременно) девять жен, был исключением из данного предписания. Аллах разрешил ему это, дабы способствовать успешному призыву при его жизни и чтобы его жены удовлетворяли потребность уммы (неся его наследие) после его смерти.

 

Справедливое отношение к женам - непременный атрибут многоженства

Условие, выполнение которого необходимо для разрешения мужчине иметь более одной жены, - его уверенность, что он будет справедлив к своим женам, распределяя еду, напитки, жилье, одежду, а также распределяя время между ними. Тому, у кого отсутствует уверенность в том, что он будет способен справедливо выполнять все эти обязательства, и основываясь на принципах равенства, Всевышний Аллах запретил вступать в брак с несколькими женщинами. Он говорит:

"... если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной..." (Коран, 4:3).

Пророк (Мир ему) сказал: "Тот, у кого две жены, но он не обращается с ними на основе равенства, придет в День Воскресения, таща одну из частей своего тела, которая будет свисать вниз" 1.

1. Передано составителями "Сунан", а также Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.

 

Именно обращение на основе равенства является правом иметь нескольких жен, а не любовь, которую питает к ним муж, потому что равенство в любви находится за пределами человеческих возможностей, а отклонение от равновесия в этом отношении прощается Всевышним Аллахом, который говорит:

"Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонны [к одной], оставляя [другую] заброшенной" (Коран, 4:129).

Именно поэтому Пророк (Мир ему), разделяя вопросы справедливого отношения и любви, устанавливал справедливость в отношении жен, говорил: "О Аллах! Это - мое деление в отношении того, чем я могу управлять. И не ставь предо мной задачу в отношении того, чем управляешь Ты и чем не могу управлять я" 1, имея в виду невозможность управлять своим сердцем и чувствами по отношению к своим женам. Поэтому, когда он собирался в путешествие, он бросал жребий, и та жена, которая вытаскивала жребий, сопровождала его, дабы уберечься от нанесения боли другим женам и для всеобщего удовлетворения2.

1. Передано составителями "Сунан".

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Смысл многоженства

Ислам есть заключительное слово и послание Всевышнего, включающее в себя свод законов, предназначенных для верующих всех народов и на все времена. Эти законы не исключают никого: ведет он оседлый или кочевой образ жизни, живет в теплом или холодном климате, не выделяя какого-то поколения людей или период времени.

Ислам учитывает потребности и интересы всех людей, как отдельных личностей, так и групп. Небезызвестно, что есть много людей, которые очень хотят иметь детей, но жены их бесплодны, хронически больны или имеют другие проблемы. Не будет ли более разумно и лучше для мужа вступить в брак со второй женщиной, которая сможет родить ему детей, сохранив при этом первую жену и предоставив ей все гарантии?

Бывают также случаи, когда сексуальные потребности мужа сильнее, чем у жены, или же она хронически больна, имеет длительные периоды менструации и тому подобное, а супруг ее не может сдерживать в это время свои сексуальные желания. Не целесообразнее ли позволить ему вступить в брак со второй женщиной, вместо того чтобы подвергать себя греху и искать женщину на стороне?

Бывают также времена, когда численность женщин превосходит численность мужчин, например в послевоенный период, когда много мужчин погибает на войне. В подобной ситуации в интересах общества и самой женщины быть ей в семье, пусть и не единственной женой, чем проводить всю жизнь в одиночестве, обделенной благополучием, любовью и защитой, которые дает супружеская жизнь, а также радостью материнства, которая для любой нормальной женщины, является неотъемлемой природной потребностью. Для тех одиноких женщин, которым не суждено стать первыми женами, существует только три возможных варианта:

1. Провести всю жизнь в горьких лишениях.

2. Быть объектом сексуальных вожделений и игрушкой в руках ловеласов.

3. Стать следующей женой мужчины, способного содержать более чем одну жену, и умеющего хорошо обращаться с ними.

Нет сомнения в том, что последний вариант - это правильное решение и излечивающее средство, которое предписано в Исламе:

"И кто вынесет решение лучшее, чем Аллах, для народа, обладающего уверенностью?" (Коран, 5:50).

Позицию Ислама относительно многоженства рассматривают на христианском Западе как враждебную и чуждую. Однако эта враждебность объясняется отнюдь не существованием высоконравственных отношений в западном обществе. Любой мужчина в этом обществе свободен поддерживать связь с любым количеством женщин без ограничения и без какой-либо юридической или моральной ответственности как в отношении самих женщин, так и в отношении детей, которые появляются на свет в результате этой порочной, выходящей за рамки религиозной морали, практики внебрачных связей. А теперь сравните две альтернативы - множественность жен и множественность незаконных связей - и спросите себя, какой же путь благочестивей и достойней?!

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных