Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хамр - недуг, а не лекарство




Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет бескомпромиссную борьбу с хамром, стремясь отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не оставляя даже маленькой щели для его проникновения.

Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям из немусульман, а также смешивать с пищей и питьем.

Остается еще один вопрос, который задают некоторые люди: можно ли хамр применять в качестве лекарства? На этот вопрос ответил Пророк (Мир ему), когда один человек сказал ему, что делал вино в качестве лекарства. Пророк (Мир ему) произнес: "Это не лекарство, а болезнь" 1.

1. Передано Муслимом, Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

Он также сказал: "Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни свое лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным (харам)" 2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Говоря об опьяняющем действии алкоголя, Ибн Масуд говорил: "Аллах не лечит вас тем, что Он вам запретил".1

Неудивительно, что Ислам запрещает лечиться хамром и всем тем, что Он запретил. Как объяснял имам Ибн Кайим,2 запрещение чего-либо означает, что необходимо воздерживаться и отдаляться от этого продукта всевозможными способами. Если брать запретное в качестве лекарства, оно становится желанным и необходимым, а это противоречит предписаниям Законодателя.

Ибн Кайим сказал: "А также, если бы (хамр) был разрешен для лечения, в то время как люди предрасположены к нему, они оправдывали бы свое влечение и наслаждение им тем, что он полезен им, так как избавляет от болезни и излечивает их".

Ибн Кайим обращает внимание на психологическую сторону вопроса, говоря: "Важным моментом для излечения больного является его вера в эффективность данного лекарства и в то, что Аллах даст через него ему Свое благословенное излечение. В сознании мусульманина запретное несовместимо с понятиями пользы и благодати, и он не может воспринимать запретное лекарство. Чем богобоязненнее человек, тем отвратительнее ему это лекарство и эффект для него от его применения будет обратным"3.

1. Передано аль-Бухари, как комментарий к хадису.

2. Ибн Кайим аль-Джаузия. "Задуль Маад", т. З, стр. 115-116.

3. Там же, т. З.

 

Вместе с тем шариат предусматривает исключительные случаи. Допустим, что для спасения жизни человека понадобился хамр либо то, что включает его в состав лекарства, и нет ему замены, хотя я сомневаюсь, что такое может быть. Тогда необходимо, чтобы квалифицированный и богобоязненный врач дал добро на применение этого лекарства, так как шариатские правила предусматривают снисхождение. Однако это разрешение должно быть максимально ограничено: "Если же кто-либо будет вынужден съесть [вышеупомянутое] без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим [предписание], то, воистину, твой Господь – Прощающий, Милосердный!" (Коран, 6:145).

 

НАРКОТИКИ

 

" Хамр - это то, что затуманивает разум". Эти слова, высказанные Умаром Ибн аль-Хаттабом с минбара Пророка (Мир ему), дают определение слову хамр и рассеивают все вопросы и сомнения вокруг его понимания. Все, что перекрывает разум и выводит человека из нормального состояния, является харамом, запрещенным Аллахом и Его Посланником до Судного Дня.

Наркотики, типа гашиша, кокаина, опиума и им подобных, искажают нормальное восприятие окружающего мира, делая близкое - далеким, а далекое – близким. Человек под наркотическим воздействием теряет контроль над собой и находится в иллюзорном мире. Такой человек отключается от всего: самого себя, своей религии и бытия.

Это не только порождает физическую вялость, нервное расстройство и ухудшение здоровья, но и падение духа, морали, воли, чувства долга. В итоге увлечение наркотиками превращает человека в больного члена общества. Более того, склонность к употреблению наркотиков приводит к разрушению семьи и толкает человека на преступление в погоне за приобретением зелья.

В связи с этим вспоминается императив "запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью", исходя из которого у нас не возникает сомнений в запретности того, что порождает физический, психологический, моральный, социальный и экономический вред.

Во все времена мусульманские законоведы единодушно запрещали подобные мерзости. Одним из выдающихся законоведов был Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, сказавший: "Гашиш, независимо от того, вызывает опьянение или нет, запретен... Грешные люди курят его, так как находят, что он вызывает восторг и наслаждение, эффект, подобный опьянению алкоголем. Тогда как вино делает человека, пьющего его, буйным и вздорным, гашиш вызывает вялость и апатию, более того, его курение расстраивает разум и изменяет нрав, вызывает постыдные влечения. Это большее зло, чем пьянство. Наказание за курение гашиша, независимо от того, в малом или большом количестве он употребляется, такое же, как за употребление хамра, восемьдесят или сорок ударов плетью".

Потребляющий гашиш подобен пьющему хамр, и наказание за это равнозначное.

Он продолжает: "Согласно шариатскому правилу, запретные действия, совершаемые с вожделением, такие, как употребление вина или прелюбодеяние, подлежат наказанию. Тогда как за невожделенные запреты, такие, как употребление мертвечины в пищу, полагается осуждение - та'зир 2. Гашиш является вожделением для наркомана, от которого ему трудно отказаться. Запрещающие тексты Корана и сунны относятся как к наркотикам, так и к другим подобным вещам"3.

2. Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые они считают целесообразными, например наложение штрафов или тюремное заключение. Такие виды наказания носят название «та'зир» (перев.).

3. «Фетвы Ибн Таймийи», т. 4, с.262; см. также его труд "Ас-Сийсату-аш-Шарыйа".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных