Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАВИЛА ЗАКАЛЫВАНИЯ1 ЖИВОТНЫХ




1. Закалывание – араб. закят – букв. очищение, это означает также сделать мясо ритуально чистым, разрешенным.

Все морские животные разрешены

В зависимости от среды обитания животные подразделяются на два вида: морские и наземные. К морским животным относится любая живность, обитающая в водной среде. И независимо от того, выловлено ли это животное из воды мертвым или живым, маленькая это рыба или кит, носит ли оно имя морской собаки или свиньи, поймано оно мусульманином или кем-либо другим, – все они разрешены к употреблению в пищу. Всевышний Аллах разрешил без каких-либо ограничений питаться морской живностью и без закалывания. Человек волен вылавливать эту живность любым способом, но так, чтобы при этом минимизировать ее страдания. Напоминая нам о Своих щедростях, Всевышний Аллах говорит:

"Он – тот, кто сделал покорным [вам] море, чтобы вы обрели для питания свежее мясо" (Коран, 16:14). "Дозволено вам ловить морскую тварь и еду ее [морскую], то же и путникам..." (Коран, 5:96).

Всевышний ничего не упускает:

"А Господь твой не забывает [ни о чем]!" (Коран, 19:64).

 

Запретные в пищу наземные животные

Что касается наземных животных, Аллах запретил употреблять в пищу только свинину, а также мертвечину, кровь и мясо заколотых без упоминания имени Аллаха животных. Эти запрещения ясно выражены в тексте Корана, которые включают, как уже было сказано, четыре вида и десять подвидов.

Одновременно Коран говорит о Посланнике Аллаха (Мир ему):

"Он велит им творить добрые дела и запрещает мерзости" (Коран, 7:157).

Под мерзостью подразумевается то, что не соответствует общепринятым нормам приличия, хотя для кого-то это может статься нормальным. Примером тому может служить запрет Пророка в день Хайбара приема в пищу мяса домашних ослов1. Другой пример приведен в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, когда Пророк "запретил есть мясо любых хищников, имеющих клыки, и хищных птиц, имеющих когти". Хищные животные и птицы – те, что нападают на других животных и питаются ими, такие, как лев, леопард, тигр, волк, ястреб, сокол и им подобные.

Согласно правовой школе Ибн Аббаса, запретными животными являются только четыре вида, упомянутые в Коране. Возможно, он считает, что под запрещением Пророка есть хищников имеется в виду не харам, а макрух. Мог он и не знать об этом хадисе. Ибн Аббас сказал: "Люди времен джахилийи ели одни виды пищи и исключали другие, считая их нечистыми. Затем Аллах послал Своего Пророка и Книгу, определил, что дозволено, а что запретно. Поэтому то, что Он разрешил, - это халял, а то, что Он запретил, - это харам, то, о чем Он умолчал, - разрешено". После этого Ибн Аббас процитировал Коран:

"Скажи [,Мухаммад]: "В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также [мясо] запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха" (Коран, 6:145) 2.

 

1. Передано аль-Бухари. Было также сказано, что запрет есть мясо ослов был временным и вызван необходимостью, поскольку ослы были нужны для верховой езды. Это подобно ситуации, в которой из-за недостатка мяса правительство может запретить забой телят, чтобы дать возможность им вырасти и т.д.

2. Приводится Абу Даудом как высказывание Ибн Аббаса.

 

На основе этого аята Ибн Аббас считает, что мясо домашнего осла разрешено употреблять в пищу. Имам Малик соглашается с ним в этом вопросе, а хищных животных считает скорее отвратительными (макрух), чем запретными (харам).

Законоведы сходятся во взглядах относительно того, что, если заколоть животное (по предписанию), которое запрещено к употреблению в пищу, его мясо не становится дозволенным (халял), хотя разрешается использовать его шкуру без выделки.

 

Требования, предъявляемые к закалыванию домашних животных

Наземные животные, являющиеся разрешенной пищей, подразделяются на два вида. Первый включает домашних животных (на которых не ведется охота), таких, как верблюды, коровы, козы, куры и другая домашняя птица. Ко второму виду относятся неприрученные дикие животные. Для того чтобы мясо первого вида стало разрешенным (халял), необходимо, чтобы они были забиты по предписанию шариата.

 

Условия закалывания по шариату

Согласно шариату, закалывание (очищение) мяса животных требует, чтобы были соблюдены следующие условия:

1. Животное следует закалывать острым предметом (хорошо отточенным), способным вызвать отток крови путем перерезания кровеносных сосудов, будь то каменный или деревянный предмет. Ади Ибн Хатим ат-Таи рассказывал, что он спросил Пророка (Мир ему): "О Пророк Аллаха, мы ходим на охоту, и иногда у нас нет с собой ножа. Мы можем найти острый камень, деревянную палку или трость". Пророк (Мир ему) ответил: "Требуется пустить кровь с помощью того предмета, который у вас имеется, и с упоминанием имени Аллаха" 1.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой, аль-Хакимом и Ибн Хайаном.

 

2. Забивание должно осуществляться путем перерезания горла животного или пронзанием верхней части груди (у верблюдов) для его умерщвления. Лучший способ - это перерезать дыхательное горло, глотку и две яремные вены1.

Однако бывают случаи, когда домашнее животное падает в колодец вниз головой так, что невозможно к нему подступиться, либо животное убегает или становится неуправляемым, в таких случаях поступают, как на охоте, где животное пронзается острым предметом в любое место, чтобы вытекла кровь.

Рафи ибн Хадидж рассказывал: "Мы с Пророком (Мир ему) были в пути и увидели, как от людей убегал верблюд, а у них не было лошади (чтобы догнать его). Один человек пустил стрелу, а затем поймал верблюда, на что Пророк (Мир ему) сказал: "Некоторые домашние животные становятся дикими, так поступайте с ними, как с дикими животными" 2.

---------------------------------

1. Некоторые законоведы приводили и другие аргументы, но мы опустили их, поскольку не нашли текстов, в которых они были бы четко сформулированы. Методы закалывания животных издревле известны всем людям, и углубляться, вдаваться в детали этого вопроса не соответствует Исламу, стремящемуся к облегчению понимания законов жизни и простоте. Чем больше деталей эти законоведы стараются перечислить, тем больше возникает путаницы. Например, они рассуждают, следует ли перерезать все четыре части: дыхательное горло, глотку и две яремные вены или лишь некоторые из них? Должен ли нож быть направлен вниз или вверх? Может ли быть поднята рука до того, как закалывание будет закончено, или нет? И т.д., без конца, и каждый взаимоисключающий ответ на эти вопросы найдет поддержку среди некоторых законоведов.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

3. При закалывании может упоминаться только имя Аллаха, и все законоведы единодушны в этом.

Арабы во времена джахилийи старались задобрить своих богов и идолов, принося им в жертву свой скот с упоминанием их имен, либо клали животное на жертвенный алтарь.

Уже упоминалось правило:

"Вам запрещено... то, что заколото без упоминания имени Аллаха… и то, что заколото на [языческих] жертвенниках" (Коран, 5:3).

4. Имя Аллаха должно быть произнесено во время закалывания животного. Это становится ясно из насов. Всевышний Аллах говорит:

"Ешьте то, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамение" (Коран, 6:118). Также Он сказал: "Не ешьте того, что [было забито] без упоминания над ним имени Аллаха, ибо такой поступок - грех..." (Коран, 6:121).

Посланник Аллаха (Мир ему) произнес: "Если кровь потекла (из животного) и имя Аллаха было упомянуто над ним, то ешьте"1.

1. Передано аль-Бухари и другими.

 

Это условие в дальнейшем подкрепляется другими достоверными хадисами, утверждающими, что имя Аллаха должно быть помянуто во время охоты, перед тем как стрела выпущена или охотничья собака пущена по следу. Этот вопрос обсуждается в другом разделе.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что имя Аллаха должно быть упомянуто, однако нет необходимости произносить Его во время закалывания животного. Будет достаточным упомянуть Его во время еды, поскольку в этом случае не будет считаться, что оно съедено без упоминания имени Аллаха над ним. У аль-Бухари мы находим слова Айши, которая сказала: "Некоторые люди, недавно принявшие Ислам, спросили Пророка (Мир ему): "Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, упоминали ли они имя Аллаха над ним или нет. Можно есть его или нет?" Пророк (Мир ему) ответил: "Упомяните имя Аллаха (над ним) и ешьте".

 

Смысл закалывания и как этот смысл обосновывается

Смысл закалывания (по шариату) заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом; при этом необходимо использовать острый прибор для перерезания горла, так как это считается наиболее оптимальным способом умерщвления животного. Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинит животному большую боль и ведет к его удушению.

Пророк (Мир ему) предписывал остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение: "Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение" 1.

1. Передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса.

 

В другом хадисе, рассказанном Ибн Умаром, Пророк (Мир ему) сказал: "Совершая закалывание, доводите его до конца" 2.

2. Передано Ибн Маджой.

 

Ибн Аббас передал, что Пророк (Мир ему), увидев человека, точащего нож перед уложенным для закалывания бараном, сказал ему: "Ты хочешь, чтобы он умирал несколько раз? Почему ты не наточил нож перед тем, как уложить его?" 1.

1. Передано аль-Хакимом, который охарактеризовал его как "достоверный" в соответствии с критерием аль-Бухари.

 

Однажды Умар увидел мужчину, волочившего за ноги барана, предназначенного для закалывания. Он сказал: "Несчастный! Веди его на смерть наилучшим образом"2.

2. Передано Абдур-раззаком.

 

Следовательно, основной смысл закалывания состоит в том, чтобы по-доброму обращаться с бессловесным животным и избавить его от излишних страданий, насколько это возможно.

В эпоху джахилийи практиковалось отрезание горбов у живых верблюдов и курдюков живых баранов для еды. Чтобы положить конец этому варварству, Пророк (Мир ему) запретил есть любую часть тела животного, отрезанную подобным образом, говоря: "Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной" 3.

 

3. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи и аль-Хакимом.

 

Смысл в упоминании имени Аллаха

Упоминание имени Аллаха имеет двойное значение, которое мы должны хорошо понимать. Во-первых, эта практика противоположна тому, что делали идолопоклонники и люди периода джахилийи, которые упоминали имена несуществующих божеств во время закалывания животных. Если многобожник упоминает имя ложного божества, как может верующий не упомянуть имени своего Господа?! Во-вторых, эти животные, как и люди, - творения Аллаха, и, как и людям, им дарована жизнь и душа. Тогда каким образом человек может распоряжаться ими и лишать их души, не получив разрешения от общего Создателя, Которому принадлежит все, что на Земле?

Упоминание имени Аллаха во время закалывания животного - факт признания этого божественного разрешения. Тот, кто закалывает животное, как бы говорит: "Этот мой поступок - не акт вторжения в природу и не насилие над этим животным, но во имя Аллаха я закалываю его, во имя Аллаха я охочусь, и во имя Аллаха я принимаю пищу".

 

Закалывание животных людьми Писания – иудеями и христианами

Мы увидели, как Ислам строго относится к вопросам закалывания, в отличие от того, что многобожники Аравии и другие языческие народы превратили жертвоприношение в акт поклонения, или, скорее, в неотъемлемую часть их вероубеждения и основ религии. Закалывание жертвы на алтаре или с упоминанием имен божеств стало актом поклонения. Ислам отменил эти языческие обряды и предписал, чтобы ничье имя, кроме имени Аллаха, не упоминалось во время закалывания. Всевышний запретил использовать то, что было принесено в жертву на алтаре или предназначалось не для Него.

И хотя люди Писания в своей изначальной основе были монотеистами, впоследствии они заимствовали языческие убеждения у своих новообращенных последователей, которые не смогли полностью отказаться от своих недавних языческих представлений. По этой причине некоторые мусульмане стали считать, что их взаимоотношения с людьми Писания должны быть аналогичны взаимоотношениям с язычниками. Однако Всевышний Аллах дозволил принимать пищу людей Писания, подобно тому как разрешил жениться на их женщинах. В суре "Аль-Маида" – одной из последних по времени ниспослания - Всевышний сказал:

"Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища - им" (Коран, 5:5).

Этот аят означает, что с этого дня разрешены вам блага, но не бахира, не саиба, не василя, не хами. И поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе изначальной дозволенности, т.е. Аллах не запретил ее вам, соответственно, вы можете есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же как и они могут это делать.

Ислам строг в отношении язычников Аравии и благосклонен к людям Писания, поскольку они ближе к уверовавшим (во Всевышнего), признают Божественное Откровение, пророчество и другие основные принципы религии. Ислам разрешает нам их пищу, жениться на их женщинах и предписывает добрососедское сосуществование с ними. Возможно, что взаимодействие с мусульманами в исламской среде даст им возможность ближе познакомиться с Исламом, а также с традицией и морально-нравственным кодексом мусульман. Это в свою очередь может привести их к пониманию того, что Ислам в действительности является их религией, но с более высоким уровнем духовности, более совершенным законом, свободным от нововведений, лжи и элементов язычества.

Изречение "пища людей Писания" применимо для всех видов пищи, как мясных, так и растительных. Все разрешено (халял) нам, кроме того, на что есть конкретный запрет, как, например, на мертвечину, излившуюся кровь и мясо свиньи. Это запрещено для нас независимо от того, находится эта пища у людей Писания или мусульман.

 

Осталось разъяснить некоторые темы, которые важны для мусульман:

 

Животные, заколотые в честь храмов и религиозных праздников

Если мусульманин не услышал от людей Писания во время закалывания ими животного произнесения имени, помимо Аллаха, например, Иисуса или Узайра, то это мясо является разрешенным (халял). В случае если он услышал, что было упомянуто не имя Аллаха, то, по утверждению одних законодателей, мясо такого животного запрещено, так как было предназначено не для Аллаха. Другие законоведы считают, что пища людей Писания была разрешена нам Аллахом, Который более сведущ в том, что они говорят, закалывая животное.

Абу ад-Дарда спросили о ягненке, заколотом для церкви Св. Георгия и подаренном ей. Абу ад-Дарда ответил: "Прости, Господи! Разве это не люди Писания, чья пища разрешена нам, а наша им?" И он разрешил есть эту пищу1.

----------------

1. Передано ат-Табари.

 

Имама Малика спросили о том, можно ли есть мясо животных, заколотых людьми Писания для своих праздников и храмов. Он ответил: «Я считаю это нежелательным (макрух), но не запретным (харам). Нежелательным, потому что я опасаюсь, что при закалывании не было упомянуто имени Всевышнего, но не запретным, так как предписание "не было упомянуто имени Аллаха" не связано с людьми Писания. А это предписание относится к язычникам, которые закалывают животных для своих божеств, чтобы быть ближе к ним, а не для употребления их в пищу. Что же касается людей Писания, то они закалывают, чтобы питаться этим. Ведь Всевышний говорит: "Пища людей Писания [дозволена] вам, а ваша пища - им" (Коран, 5:5)»1.

--------------

1. Эта фетва – убедительное доказательство мудрости имама Малика, его набожности, благочестия и осторожности в религиозных размышлениях. Он не спешил запрещать что-либо, как это сегодня делают некоторые, и ограничился своим выводом о том, что нежелательно. Как мы видим, в своей попытке объединить два противоположных смысла: "то, что предназначено не для Аллаха", и разрешение есть "пищу людей Писания" - он совместил эти два текста так, что не осталось и вопроса о каком-либо противоречии.

 

Мясо животных, убитых током или другим подобным способом

Следующая тема разговора: обязательно ли способ закалывания, применяемый людьми Писания, должен совпадать с мусульманским способом, который совершается в области горла путем использования острого предмета?

Большинство законоведов считают это обязательным условием. Однако группа ученых – маликитов вынесла решение (фетву), что способ закалывания животных людьми Писания не обязательно должен совпадать с мусульманским.

Известный ученый и судья (кади) Ибн аль-Араби, комментируя аят суры "Аль-Маида" "Пища людей Писания [дозволена] вам, а ваша пища - им", пишет: "Это неоспоримое доказательство в пользу того, что пища людей Писания и дичь, добытая ими на охоте, входит в разряд благ, дозволенных нам Аллахом. И это – безусловное, абсолютное дозволение. Всевышний Аллах повторяет это разрешение только для того, чтобы отвести сомнения и убрать препятствия от опасных последствий, следствием которых являются излишне растянутые рассуждения и возражения. Меня спросили: можно ли употреблять в пищу или приобретать в качестве пищи мясо курицы, убитую христианином, который свернул ей шею? И я ответил: ее дозволяется употреблять в пищу. Ведь эта курятина представляет собой его пищу и пищу его священников и монахов. И хотя у нас такой способ забоя неприемлем, Аллах дозволил нам их пищу без каких-либо условий. Все, что они считают дозволенным в своей религии, дозволено и для нас, исключая запрещенное Аллахом. Наши ученые правоведы сказали: нам дозволено вступать с их женщинами в брачные сношения, и как же после этого не употреблять в пищу мясо заколотых ими животных, ведь трапеза менее значима в вопросах дозволенности и запрета, чем брачные сношения".

Такое решение вынес Ибн аль-Араби. В другом месте он пишет: "То, что они употребляют в пищу без соблюдения правил закалывания, например путем удавления, размозжения головы (т.е. без намерения заколоть животное) и в виде мертвечины, является запретным". Между двумя высказываниями Ибн аль-Араби нет противоречий, а их смысл сводится к следующему: мясо животных, заколотых правильно, согласно их точке зрения, является для нас дозволенным, даже если такой способ закалывания считается у нас неверным. Если же закалывание животного было произведено, согласно их точке зрения, неправильно, то его мясо становится запретным также и для нас. Общее же для всех понимание закалывания заключается в намерении умертвить животное с целью употребления его в пищу. Таково мнение группы ученых-маликитов.

В свете сказанного мы можем вынести решение относительно импортируемого мяса людей Писания, например курятины или законсервированной говядины, т.е. животных, убитых током и подобными способами. Если они считают такой способ закалывания дозволенным, то эта пища дозволена и для нас в соответствии с общим смыслом аята Корана. Что касается импортируемого мяса из коммунистических стран, то употреблять его в пишу для нас запрещено, так как коммунисты, не являющиеся людьми Писания, отрицают все религии, не признают существования Всевышнего и пророческих миссий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных