Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Павликане или богомилы




Благодаря некоторым новооткрытым манускриптам многие современные исследователи представляют богомилов как наиболее прогрессивное движение в болгарском обществе в средние века, стоявшее в оппозиции официальным догмам государственой церкви. Слово богомил возможно происходит из «Бог, милуй» или «Богу мил». Так это движение именовалось в Болгарии. До своего прихода туда эти люди именовались «павликанами». Н. А. Вебер описывает богомилов в качестве нео–манихейской секты (C. E., art. Bogomils, Vol. II, p. 612). Богомилы придерживались учения о том, что и сатана, и Христос имели творческую силу, находящуюся под контролем воли Божьей. Они учили о том, что Бог Отец имел человеческий облик, но был бестелесен. Сынами Божьими являлись Сатанел (или Азазел), который сидел по правую сторону от Бога, и Иисус, или Михаил. Сатана был наделен творческой силой, но он восстал. Вместе с последовавшими за ним ангелами он был низвержен с неба. Сатана принялся творить второе небо и землю и сформировал человека из земли и воды. Сатана не мог вложить живой дух в человека. Таким образом, Отец даровал жизнь человеку по их просьбе.

С момента обольщения Евы сатана потерял свою творческую силу, но все еще руководил планетой. Бог послал другого Сына, Иисуса, чтобы принять человеческую форму через Марию. Таким образом, сатана был осужден через действия Христа. Сатанел потерял божественное имя, или «Эль–статус», и, таким образом, стал известен как сатана. Таков, в целом, традиционный взгляд на богословие этого религиозного движения.

Большая часть источников по богомилам происходит, однако, из лагеря их противников, поэтому наверное невозможно вполне объективно судить об их действительных взглядах. Однако в одном можно быть уверенным — богомилы рассматривали все события земной истории в контексте духовной борьбы между двумя противоборствующими силами — силами добра и зла. Это чрезвычайно важный установочный момент в их мировоззрении. Болгария, находясь под влиянием идей богомилов (одно время слово «болгарин» ассоциировало с еретиком), никогда не приняла крайности их дуалистической позиции (если таковые в действительности были), но, по всей видимости, соглашалась с общей картиной великой вселенской борьбы, представленной богомилами. Как общественное движение, при своей простой сути, богомильство имело широкую популярность. Оно предлагало ответы на многие сложные вопросы, которые ставит жизнь.

В 1891 армянским ученым Фредериком Корнволлисом Конибеэром (1856–1924) была открыта книга павликиан, озаглавленная как «Ключ к истине». Ее опубликовали в 1898 г. Впервые павликианам, или богомилам, было дано право голоса.

Павликианские церкви, как явствует из этого источника, являются церквями апостольского происхождения. Они развились в первом веке по Р. Х. на территории Армении. Согласно собственной традиции, павликане являлись последователями апостола Фомы. Вполне вероятно, что монтанисты, новатиане и донатисты трансформировались в павликиан. Шафф в своей «Истории христианской церкви» (том 2, стр. 92) утверждает, что «несмотря на такую сильную оппозицию, секта новатиан…умножалась в разных провинциях запада и востока вплоть до 6 века. Во Фригии они (новатиане) объединились с остатками монтанистов. Остатки донатистов, как мы узнаем из писем Григория I, увековечили себя в седьмом столетии»[220]. В своей классической работе «Подъем и падение Римской империи» Гиббон отмечает, что вера павликиан проистекала из первого столетия и была ветвью антиохийского христианства.

Гуннар Уэстин в книге «Свободная церковь сквозь века» утверждает следующее: «Довольно сложно убедиться в корректности осторожного утверждения Гарнака, выражающего мнение о том, что последователи Маркиона называли себя павликианами. Если же это на самом деле так, тогда павликианское движение восьмого века следует считать логическим продолжением более ранних движений, таких как маркионизм или даже монтанизм»[221].

Павликианство был сплоченным движением в середине 7 века в Армениаконе. Это христианское движение в восточной части Малой Азии, окруженное мифами и легендами, брало свое название предположительно от имени своего лидера Павла Армянина, появившегося между 688 и 718 гг. Ряд исследователей полагает, что такое название возникло от их сильного акцента на посланиях апостола Павла и использования ими павловых имен для своих лидеров. Павел Армянин создал для общины твердое основание, придав своему движению национальную окраску и принадлежность со своей религиозной идеологией на Византийской территории. Павликиане представляли собой преимущественно сельское движение, которое обрело столь массовый характер, что способствовало изменению в политической и социальной структуре Византийской империи.

Открытие их книги «Ключ истины» пролило значительно больше положительного света на этих людей, чем это сделали все другие открытия тысячелетия. Согласно их собственным свидетельствам, павликиане претендовали на происхождение их движения от Христа и апостолов; они принимали Библию в качестве единственного мерила веры; признавали только крещение полным погружением в воду; отрицали преосуществление даров евхаристии; отрицали обрядовость; отвергали эпитимью как бесполезную и даже вредную вещь; не имели иерархии или штата священства; верили в Троицу; отрицали любое поклонение изображениям, и верили в святую жизнь по заповедям Божиим.

Но не только крестьяне становились павликанцами. Византийский император Лев, происходивший из Изаврских гор, был армянином. Ньюман утверждает: «Лев был по сути павликианцем, и также фактом является то, что его преемник, Константин Копроним (741–775), был чистым павликианцем»[222]. Хотя и сомнительно, что Лев был в самом деле павликианцем, но он определенно придерживался некоторых павликианских мнений. Сам император Лев Исавр называл павликиан монтанистами, подразумевая тем самым тесную связь между этими движениями. Он переселил огромное количество павликан во Фракию. Причина этому не ясна, хотя можно предположить, что император попытался обеспечить себе некоторую помощь от павликиан, приблизив их к своей столице.

Наибольшее влияние павликиан просматривается в их распространении по восточной Европе. Первые павликиане–эмигранты осели во Фракии около 775 года. Фракия – область, в состав которой входит часть Македонии (сегодняшняя Греция), европейская часть Турции и южная Болгария. Во время иконоборческого периода павликианскими проповедниками была совершена большая миссионерская работа.[223] Павликиане проповедовали по всей Малой Азии, в Болгарии и даже в Боснии на западе. Во время жестоких преследования в 9 веке (после поражения иконоборческого движения) многие павликиане бежали из Византии на Балканы, где организовали множество поселений. Во Фракии в ходе гонений около 20.000 павликиан было убито. Как было упомянуто ранее, в 970 г. большое число их осело в южной Болгарии. Это не могло не оказать влияния на болгарское христианство, а также опосредованное влияние и на русское христианство. Тесные отношения Болгарской церкви с Русью в IX‑X вв. были настолько очевидны, что даже желающие доказать исключительно византийский фактор в распространении христианства на Руси вынуждены косвенным образом признавать их значимость. Митрополит Минский и Белорусский Филарет пишет: «Нельзя не обратить внимание, какое серьезное значение для просвещения нашего Отечества имела письменность соседней Болгарии… Именно оттуда… на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература»[224].

Распространение среди русских людей традиции почитания субботнего дня также может быть связано с субботством болгар. Некоторые исследователи предполагают, что болгарские христиане приняли традицию почитания субботы от павликан. И хотя нет убедительных доказательств в пользу того, что болгарские павликане были субботствующими, вопрос о субботе действительно стоял серьезно в Болгарии девятого века. «Болгария в свой ранний христианский период была научена, что никаких дел не должно делать в субботу».[225]

Богарис, правящий принц Болгарии, задавал папе Николаю I ряд вопросов, связанных с соблюдением субботы. В ответ на вопросы 6 и 10 папа в частности ответил:

“6- Купаться позволительно в воскресенье. 10 – Нужно покоиться от трудов в воскресение, а не в субботний день.”[226]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных