Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Завершение монгольского периода 3 страница




[148] Кирилло-мефодиевский сборник. М., 1865. С. 95-105.

[149] C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 14.

[150] О. Кралик, "Повесть временных лет и легенда Кристиана о св. Вячеславе и Людмиле Труды отдела древней русской литературы, т. 19, Москва: 1963, с. 200.

[151] Липовский. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

[152] Проримски настроенный константинопольский патриарх Игнатий, сменивший Фотия в 867 г., был ярым сторонником триязычия (т.е. использования всего трех языков в Церкви: еврейского, греческого, и латинского). Да и основная масса византийского духовенства тоже относилась с большой осторожностью к введению богослужения на национальных языках.

[153] Который в монашестве принял имя Кирилл.

[154] Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских // Избранные жития святых (III–IX). М.: Молодая гвардия, 1992. С. 400.

[155] Там же. С. 400. Действительно, многие еретические течения в то время переходили на местный язык. Буданов. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/index.html

[156] Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 146. Краткий обзор распространения христианства у этих народов и появления Св. Писания на родном языке см. в Мецгер Брюс М. Ранние переводы Нового Завета: Их источники, передача, ограничения. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2002.

[157] Буданов. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/index.html.

[158] Иванов. Византийское миссионерство. С.317–318.

[159] Там же.

[160] Липовский. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

[161] Там же.

[162] R. W. Seton-Watson, A History of the Czechs and Slovaks (Archon Books, Hamden, Connecticut, 1965). Сетон-Уатсон также сообщает о плохом отношении к Мефодию в тюрьме (с. 13).

[163] Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 58-59.

[164] Там же. С. 63.

[165] Оппозиция идеям Кирилла и Мефодия исходила не только от германцев, но находила почву и в самой Моравии. "Святополк, племянник Ростислава, похоже уже являлся номинальным христианином, однако это мало сказывалось на его жизни и даже на внешнем богопоклонении; он встал в жесткую оппозицию апостолам славян" C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 11.

[166] Сказание о начале славянской письменности. М.: 1981, с. 196.

[167] См. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 196.

[168] Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 51.

[169] Как повествуют нам Жития, «устроя училища для славянских отроков, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе» Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. С. 402.

[170] Там же. С. 70-71.

[171] Филист, с. 75.

[172] Marvin Kantor, The Origins of Christianity in Bohemia (Northwestern University Press, Evanston, Illinois, 1990), 4.

[173] Там же, 7.

[174] Там же, 13.

[175] Там же, 14.

[176] Турилов, Флоря. С. 402.

[177] Турилов, Флоря. С. 452.

[178] Греков Б. Д. Первый труд по истории России. Ист. журн. 1943. Кн. 11-12. С. 59.

[179] Повесть временных лет. Ч. 1. М., 1950. С. 218.

[180] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 68-69.

[181] Алексеев. Текстология славянской Библии. С. 146.

[182] Житие Константина. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 78. Формирование глаголицы делят на два этапа. Первый этап можно отнести к 855 г. — по словам черноризца Храбра это точная дата составления глаголицы. Начало же второго этапа связано с путешествием Константина в Хазарию, о котором сказано: «Нашел же здесь [в Херсонесе] Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив его со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их».

[183] См. Лось И. Глаголица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронная версия.

[184] Флоря Б.Н. Кирилл и Мефодий // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. Электронная версия.

[185] Лось. Глаголица. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[186] Согласно Житию, слова первой главы Евангелия от Иоанна — «Искони бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» — были первыми словами, переведенными на славянский язык. См. Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. С. 400.

[187] Как справедливо замечают А.А. Турилов и Б.Н. Флоря, «Перевод, выполненный по инициативе христианского миссионера, но не привлекший к себе внимания, вряд ли имел бы шансы сохраниться…» (Турилов А.А., Флоря Б.Н. Христианская литература у славян в середине X — середине XI в. и межславянские культурные связи // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения; Отв. ред. Б.Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 399).

[188] Алексеев. С. 146–153

[189] Историческое обозрение богослужебных книг грекороссийской церкви. Киев, 1836. С. 97-150.

[190] Frederick C. Conybeare, Russian Dissenters (NY: Russell and Russell, 1962), 263.

[191] Кузьмин А. Г. Принятие христианства на Руси. Вопрос научного атеизма. М., 1980. Вып. 25. С. 34-35. По его мнению, есть серьезные основания предполагать, что христианство распространилось среди русского народа именно в русле кирилло-мефодиевской традиции. Позднее она была вытеснена византийской версией, которая в ходе углубления процесса феодализации стала более выгодной господствующему классу.

[192] Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч.I. СПб.,1868. С.166.

[193] Кузьмин А.Г. Указ.соч. С.26; Лурье В.М. Чаша Соломона - Чаша Ездры.// Славяне и их соседи. Вып.5. М.,1994. С.11,19

[194] ПСРЛ. Т.1 М.,1962. Стлб.28

[195] Голубинский Е.Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. М.,1885. С.62; Никольский Н.К. К вопросу о сочинениях, приписываемых Константину Философу.//Известия по русскому языку и словесности. Л.,1928. Т.1. Кн.2. С.145.

[196] Dimitri Obolensky, The Legacy of SS Cyril and Methodius, pp. 23-30 in The Legacy of St. Vladimir, ed. J. Breck, J. Meyendorff, and E. Silk (St. Vladimir's Seminary Press, Crestwood, NY, 1990), 28.

[197] Там же, с. 28-29.

[198] Все историки отмечают толерантность чешской нации. О моравских братьях всегда шла молва как об искренних христианах, обладавших более чем теоретическими познаниями. Сам основатель Методистской церкви Джон Уэсли духовно прозрел благодаря моравским братьям.

[199] Малколм Ламберт, разбирая предысторию гуситского движения в Богемии, говорит о длительном обозримом периоде религиозного диссидентства, характерном для Моравии.

[200] Бодянский О. М. Кирилл и Мефодий. Собрание памятников до деятельных святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся. М., 1862. С. 25.

[201] Никольский Н. К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928, С. 415.

[202] Бодянский О.М., 26.

[203] Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С.36.

[204] Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928, 415.

 

[205] Лурье В. М. Чаша Соломона - Чаша Ездры.// Славяне и их соседи. Вып.5. М., 1994, 18. Подобные же тенденции можно заметить и на Балканах. К примеру, в последней трети X в. в Западной Болгарии появляется целый ряд деятелей, противостоявших византийской экспансии, с характерными библейскими именами (Аарон, Давид, Моисей, Самуил). Подобного рода факт отражает использование ветхозаветного материала в кирилло-мефодиевской традиции, равно как и стремление славянского государства утвердить свою независимость от Константинополя.

[206] Из истории русской культуры.Т. 1. В. Я.Петрухин. Языки русской культуры. М., 2000. С. 277-288

[207] Там же. С. 280.

[208] Там же. Ссылка на: Успенский 1994а, Толстой 1998. Т. 2. С. 30.

[209] Никольский Н. К. О древнерусском христианстве. Русская мысль. М., СПб., 1913. Кн. 6. С. 12.

[210] Вот как, к примеру, описывают жизнь раннего киевского аскета Феодосия современные исследователи: «Все свое время Феодосий проводил в “трудах” и бдении. Никогда не радел о своей плоти. Спал только сидя на стуле. Рясу носил худую, из колючей шерсти. По ночам, когда налетали комары, выходил из “печерки” и, обнажившись до пояса, прял лен, пока тело его не было “покръвенно”. Над ним смеялись “мнози несъмысльнии”, однако он терпеливо сносил укоризны и досаждения, помня о “великой награде” на небесах».

Замалеев А. Ф. Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С. 32.

[211] Там же. С. 33.

[212] Там же. С. 35. Геллер также отмечает, что то на протяжении 200 лет Византия не желала канонизировать Владимира, помня его независимую политику. Геллер М.Я. История Российской империи. Т.1. С.26.

[213] Повесть временных лет. Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. М., 1950. Ч. 1. С. 285.

[214] Со временем проповедь о милосердии уходила на второй план, а использование насильственных методов оправдывалось и подтверждалось византийским законодательством. По признанию уже современных иерархов византийское законодательство принесло в нашу страну карательные жестокости вместо существовавшего прежде на Руси наказание деньгами.

Материалы Международной церковно-исторической конференции, посвященной 1000-летию Руси (Киев, 21-28 июля 1986 г.). Богословские труды. М., 1986. Сб. 28. С. 10.

[215] «Книги законные», содержащие в себе в древнерусском переводе византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные, изданные А. Павловым. СПб., 1885. С. 22-23.

См. также: Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М., 1988. С. 258-264.

[216] Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 500.

[217] Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси.// Древняя Русь и славяне. М.,1973, 205.

[218] Литаврин Г. Г. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983. С. 71.

[219] C. Edmand Maurice, Bohemia (T. Fisher Unwin LTD, London: Adelphi Terrace, 1896), с. 10.

[220] Volume III, page 153.

[221] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 23

[222] Newman, A.H. A Manual of Church History, Vol. I, p. 381.

[223] Интересно отметить, что период возрастания Кирилла и Мефодия как раз совпадает со вторым иконоборческим периодом (813-842).

[224] Материалы Международной церковно-исторической конференции, посвященной 1000-летию Руси (Киев, 21-28 июля 1986 г.). Богословские труды. М., 1986. Сб. 28. С. 40.

[225] (Responsa Nicolai Papж I and Con-Consulta Bulgarorum, Responsum 10, found in Mansi, Sacrorum Concilorum Nova et Amplissima Collectio, Vol. 15; p. 406; also Hefele, Conciliengeshicte, Vol. 4, sec. 478).

[226] Hefele, 4 346-352, sec. 478.

[227] Говоря об обогащении славянской культуры европейской цивилизацией, мы не имеем в виду исключительно экономическую и политическую сторону дела, так как заявлять об общей отсталости славян во всех сферах жизни было бы несправедливо, равно как и сказать, что Византия легко справлялась с соседствующими с ней вражескими племенами.

[228] Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988. С. 109.

[229] Ведение христианства на Руси. Под. Ред. А. Д. Сухова. М., 1987. С. 87-89.

[230] Материалы для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855. С. 27.

[231] Эта автономия и право на избрание архиепископа болгарской национальности сохранялось в Болгарской церкви до 1056 г., даже после того как Болгария пала под натиском Византии в 1019 г.

[232] Дринов М. Южные славяне и Византия в X в. М., 1876. С. 65—66.

[233] В конце Х в. Болгария, наполовину захваченная Византией, испытывала могучий интеллектуальный подъем. Причем, не меняя официально православного вероисповедания, принятого в 865 г., болгары сильно отошли от Византии по мировоззрению. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 2003. стр. 54.

[234] Этому есть множество подтверждений. Главные из них мы находим в филологии. Богослужебные книги Русской православной церкви очень близки к языку, употреблявшемуся в Болгарии в X в. Несмотря на многовековые трансформации, болгарская речь по-прежнему сохраняет многие сходные с церковнославянским языком черты. Выбор болгарского языка обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в силу близости к Восточной империи и регулярного общения ее населения с болгарами население Болгарии обладало к тому времени одним из самых развитых славянских наречий. Во-вторых, выбор болгарского языка Кириллом и Мефодием объясняется еще и тем, что они знали его более других, так как в Солуни и ее окрестностях основным языком был славяно-болгарский.

[235] Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб.,1908. С. 75.

[236] Присeлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 40.

[237] Архив: N10, июль-август 2000: Аналитические исследования в исторической науке.

[238] Погодин М. П. Нестор, историко-критическое рассуждение о начале русских летописей. М., 1839. С. 96.

[239] Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Из истории русской культуры: В 2-х т. Т. 1: Древняя Русь. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 592–593.

[240] Stredowsky J.G. Sacrae Moraviae historia sive vita ss. Cyrili et Methudii. Solisbacum, 1710.] Stredowsky J.G. Sacrae Moraviae… Цит. По Филин Н.В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. http://histline.narod.ru «Летопись Я.А. Коменского» и предание о Елье Моровлине.

[241] Флоровский А.В. Русское летописание и Я.А. Коменский: [Начальная история Моравии и генеалогия рода Жеротина в недошедшем до нас трактате Я.А. Коменского] // Летописи и хроники. М., 1974. с.312-316.

[242] Татищев В. В. История Российская. М.; Л., 1967. Т.1. С. 38; ПСРЛ. М., 1965. Т. IX. C. 57.

[243] Макарий. История русской церкви. СПб., 1868. Т.1. С. 172.

[244] Леонид А. Архиепископия первой юстинианы. Охридская церковь и ее влияние на южных славян. М., 1867. С. 35.

[245] Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. Зап. историко-филологический фак. Санкт-Петербургского ун-та. 1913. Вып. 15. Ч. 116. С. 34-36.

[246] Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 16.

[247] Это ясно видно из надгробного камня, поставленного Самуилом на могиле от­ца, матери и брата Давида в 992—993 гг. См. Прокип. Б. Постанак jедне словенске царевине… Глас Српске Кральевске Академиje. II, 46. С.224.

[248] Степенная, Никоновская.

[249] Дополнительная IX статья Новгородской 1-й летописи.

[250] Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003. С. 29-30.

[251] Шахматов А. А. Разыскания о древнерусских летописных сводах. СПб., 1908. С.58.

[252] Мы знаем это в отношении 1018 г. из свидетельства Титмара Мерзебургского и в отношении 1020—1026 гг. из сказаний о святых братьях Борисе и Глебе.

[253] Прокип Б. Први охридски архиепископ Иован. Глас српске Кральевске Академиje. 1911. II, 52. С.285.

[254] Голубинский Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С. 40-41.

[255] Это можно обосновать тем, что болгары имели доступ к военным тайнам Киева и не раз его подводили, предупреждая о предстоящих набегах Руси. Так в 941 и 944 гг. летопись сообщает о походе Игоря на Царьград и о том, что «болгары послали весть царю, что идут русские на Царьград» Повесть временных лет. Под редакцией В.П. Андриановой-Перетц. М.: 1950. Ч.1. С. 229-231.

[256] Дм. Рыбаков. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории. www.pravoslavie.ru /archive/

[257] Мильков В. В. Источники философской мысли древней Руси. Проблемы исследования истории философии народов СССР: Тез. Докл. к Всесоюзн. Конф. «Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии». М., 1986. С.29-31.

[258] N. A. Weber C. E., art. Cathari, Vol. III, p. 435

[259] В двенадцатом столетии Кулин — бан, то есть правитель Боснии, вместе с десятью тысячами своих подданных принял исповедание веры катар. Но еще и раньше катары находились в Боснии на твердой почве. Папа Иннокентий III, Гонорий III и Грегорий IX безуспешно пытались подавить «боснийскую ересь».

[260] К 1637 году в Трансильвании насчитывалось еще между 15 и 20 тысяч субботствующих христиан. Dr. Samuel Kohn, Chief Rabbi of Budapest Hungary. The work is DIE SABBATHARIER IN SIEBENBURGEN Ihre Geshichte, Literatur, und Dogmatik, Budapest, Verlag von Singer & Wolfer, 1894; Leipzig, Verlag von Franz Wagner.

Согласно этому источнику, трансильванские христиане субботики принимали лишь крещение взрослых путем полного погружения в воду, не ели библейски нечистой пищи. Они также полагали, что со Вторым приходом Иисуса Христа воскреснут праведные мертвые и наступит Тысячелетнее царство мира. По прошествии этого периода последует воскрешение и возмездие нечестивым. Практический аспект подчеркиваемый членами этого движения была чистая жизнь. Богословским аспектом было спасение по благодати, через смерть Иисуса Христа.

[261] Г.М.Филист. Стр.44.

[262] Рыбаков Б. Начальные века русской истории», Христианство и Русь, сборник статей, серия Советское религиоведение, №2., стр.13

[263] Шафаревич И. Р. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. С-Пб, - 2002. http://book-case.kroupnov.ru/pages/library/3000/part_05.htm

[264] Филист, стр.44-45.

[265] La Rentree Glorieuse, 5. См. William Jones, History of Waldensians A. Duncan, Glasgow, 1812), 252-263.

[266] William Stephen Gilly, 6.

[267] Франциск был рожден в Ассизи в Умбрии около 1181 года. Он умер 3 октября 1226 года.

[268] Jones's Church History, vol. ii. chap. v. sect. 4.

[269] Muston, op.cit., Vol II, Appendix, page 421.

[270] Adam Blair, History of the Waldenses, in 2 vols., v. I (London, Longman, 18??), 9-12.

[271] For a modern edition of the "Book of the Elect" see Biller, "Aspects," pp. 264-70; cf. Dollinger, Beitrage, ii, 352-5.

[272] См: The Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont and of the Albigenses, by Peter Allix, two volumes, originally published in 1690 and 1692. The other books are: An Inquiry into the History and Theology of the Ancient Vallenses and Albigenses, by George Stanley Faber, 1838; The History of the Evangelical Churches of the Valleys of Piedmont, by Samuel Morland, 1658; and History of the Waldenses, by J.A. Wylie, 1870.

[273] Eccl. Researches, chap. x. p. 304; Usher's De Christianar. Eccl. success et stat. cap. 7.

[274] History of the Vaudois by Bresse. p. 126.

[275] Dr. Peter Heylyn History of the Sabbath, London 1636, Part 2, para. 5, pp. 73-74.

[276] Heylyn, op. cit., 1612

[277] Там же, часть 2, para 5, pp. 73-74

[278] Mansi, 13, 851.

[279] Вообще субботство в Средние века не было редкостью не только на Востоке, но и на Западе. Дэвид Маршалл пишет: “Соблюдению субботы большинством шотландцев сопутствует их отказ признать над собою власть Папа Римского в духовных вопросах. Кельтское христианство шло своим, независимым от Рима путем.

[280] Robinson, Eccl. Researches, chap. x. pp. 305, 306.

[281] Elliott, Horae Apocalypticae, vol. ii. p. 342.

[282] Eccl. Hist., Cent 12, Part 2, Ch. 5, Sec. 14, p. 127: as quoted by Dugger and Dodd, emphasis retained.

[283] General Hist. Bapt. Denom. vol. ii. p. 414, ed. 1813.

[284] H.C. Lea, History of the Inquisition of the Middle Ages, 3 vols. (London, 1888), ii, pp. 582f.

[285] Gillett, E.H., The Life and Times of John Huss, or the Bohemian Reformation of the Fifteenth Century, Boston, 1864, ii, 64.

[286] Повесть временных лет, часть 1, с. 218.

[287] Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. С. 86.

[288] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 51–52. Примечательно, что здесь автор обращает внимание на собственно место Руси в рамках моравской миссии Кирилла и Мефодия, тогда как большинство исследователей обычно заводят речь о Руси в связи с проникновением кирилло-мефодиевского письменного наследия на Русь.

[289] Иванов С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? / Рос. академия наук, Ин-т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 156.

[290] Там же. С. 150.

[291] Ahrweiler H. L’idéologie politique de l’Empire Byzantin (Paris, 1975), 44. Цит. по: Иванов С.А. Византийская религиозная миссия VIII–XI вв. с точки зрения византийцев // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения; Отв. ред. Б.Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 24.

[292] Иванов. Византийская религиозная миссия VIII–XI вв. с точки зрения византийцев. С. 24.

[293] Иванов. Византийское миссионерство. С. 150.

[294] Липовский А.П. Христианство у славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Электронная версия.

[295] Буданов М.А. К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси // Международный исторический журнал. № 10. 2000. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part2/index.html.

[296] Шахматов А.А., цит. По Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. С. 87.

[297] ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.151.

[298] ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.153.

[299] ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.154.

[300] Г.М.Филист. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск «Беларусь». 1988. С. 132.

[301] Повесть временных лет. Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. М., 1950. Ч. 1. С. 302.

[302] Филист пишет о том, что изначально на Руси «религия проникала прежде всего в знатные дома князей, купцов, дружинников, где, возможно еще в девятом веке появились домашние церкви». Эта традиция, утвердившаяся на славянской территории, была чужда Византии. Филист Г.М. Введение христианства на Руси. – Мн.: Беларусь. 1988. – 254 с.

[303] Естественно, что при таком малом размере церквей ее руководитель должен был еще каким-то образом зарабатывать себе на жизнь. Неудивительно, поэтому, что в русской диссидентской традиции с самого начала ключевую роль играют "простцы" и низшее духовенство.

[304] Причина, по которой первый на Руси епископ размещался не в Киеве, а в Белгороде, до конца не ясна. Можно предположить, что Владимир не пожелал держать в одном городе как центр политической, так и церковной власти.

[305] Одних епископов в Византии насчитывалось одновременно около 6000. От монахов, которые были "желудком" Византии, переваривающим ее съестные припасы и ничего не дающим взамен, стенала вся страна. Клириков было такое множество, что они вполне ощущали на себе значение слова "безработица".

[306] До нас дошло более 50 списков «Слова…» Иллариона – русских и южнославянских. Это означает, что проповедь читали и переписывали. Однако впервые издано оно было в 1844 г. А.В. Горским. Однако и позже с текстом его был знаком лишь узкий круг специалистов. Наиболее удачным, на наш взгляд, является издание текста первоисточника (и единственный подстрочник) в реконструкции Л.П. Жуковской и перевод В.Я. Дерягина. Илларион, Слово о Законе и Благодати, - М.: Столица, Скрипторий, 1994.

[307] Ярослав не пал духом, тут же установил опасные для Византии отношения с Венгрией, Польшей, Германской империей. Поэтому византийское правительство вскоре после одержанной над войском Владимира победы вынуждено было пойти на попятный, прилагая энергичные усилия к новому сближению с Русью. Около 1046 года был подписан союзный русско – византийский договор в дальнейшем скрепленный браком любимого сына Ярослава Всеволода с дочерью императора Константина 1Х Мономаха Марией.

[308] Миссиология. Библейский, исторический, культурный, стратегический аспекты: Учебное пособие / Пер. с англ; Под ред. А. Чацкого и Д. Овертона. – М.: Духовное возрождение, 2001. – Стр. 183.

«Речь Иллариона представляет не только первую попытку создания концепции русской истории в связи со всемирно-историческим процессом, но и помещает ее в контекст Священной истории. «Слово» от начала до конца выглядит как миссионерский трактат…. Илларион интерпретирует всю мировую историю с позиций спасенного язычника, обеспокоенного судьбой своего народа, а также он обосновывает его миссионерскую ответственность (там же).

[309] В частности, Г. П. Федотова изумляло, что в творениях Кирилла Туровского множество "пространных выпадов против народа израильского. Ярко изображается жестоковыйность Израиля... это — не второстепенная, а главная тема большинства проповедей Кирилла. Подчеркивание этого приводит нас в замешательство, но мы помним о наличии той же склонности у Климента Смолятича. Это же мы увидим и у Илариона".

[310] В. Кожинов. История Руси и русского Слова http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_12.htm

[311] Шафаревич И. Р. «Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России». С-Пб, - 2002. http://book-case.kroupnov.ru/pages/library/3000/part_05.htm

[312] Шафаревич И. Р. «Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России». С-Пб, - 2002. http://book-case.kroupnov.ru/pages/library/3000/part_05.htm

[313] Одним из их представителей был древнерусский книжник Лука Жидята: «Поучение к братии». Главное место в «Поучении» Луки Жидяты занимают не религиозные, а этико-социальные темы. Отличительной чертой «Поучений является его преимущественная ориентированность на ветхозаветные регламентации». Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси 11-16 в.в. Л., 1987. – Стр. 26-27.

[314] Замалеев, стр. 26. «Ефрем был учеником первого новгородского епископа Иоакима, который благословил его занять по себе святительское место. Но карьера грека не состоялась из-за вмешательства Ярослава; епископом стал Лука Жидята. Лишь после смерти великого князя Ефрем добился назначения из Византии на киевскую митрополию» И осудил своего старого соперника, он «упрочивал на Руси византийское влияние, подорванное политикой Ярослава Мудрого. С этой целью он заново освятил церковь св. Софии, признав недействительной «службу» митрополита Илариона, возведенного киевским князем без санкции константинопольского патриархата».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных