Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архиепископ Геннадий и обвинения в жидовстве




Первые обвинения в жидовстве исходили от Геннадия, архиепископа Новгородского и «открывателя» движения русских диссидентов. В частности, послание Геннадия епископу Прохору Сарскому (1487) является одним из первых сохранившихся документов, написанных против «еретиков»[175]. Данное письмо включало фактически все обвинения архиепископа Геннадия против субботников, а также давало намеки на «жидовский» характер этого движения.

В этом послании Гонозов жалуется на еретиков, «хулою возносящихся на Господа нашего Иисуса Христа и обезчестивших образ пречистыя владычица нашея богородица новгородскых еретиков жидовская мудрствующих»[176]. Это, возможно, самое первое упоминание термина «жидовствующие» в связи с новгородскими диссидентами. За этим следовали обвинения в марселлианизме и мессалианизме.

Архиепископ Геннадий в том же документе утверждал, что еретики «молились по–жидовски» и что он посылает тетрадь с Псалмами жидовствующих митрополиту.

Другая фраза, касающаяся «жидовства» в данном письме, относится к тем еретикам, которые соблюдают Десять Заповедей. Тем самым они, якобы, «смущают народ».

В заключение, Геннадий, конкретизируя разногласие раскольников по поводу даты Второго пришествия Христа, еще раз сравнивает их с иудеями.

Отрицание икон

Архиепископ Геннадий в письме Прохору описывает еретиков как «бесславящих нашего Господа Иисуса Христа и оскверняющих образ нашей пречистой Матери Божьей»[177]. Этого обвинения нет в письме Геннадия Иосифу. Схожее обвинение встречается также и в письме Геннадия Нифонту Суздальскому[178]. Оно описывает природу этого «осквернения». Геннадий поощряет Нифонта быть ревностным «ради Христа и Его пречистой Матери» против еретиков, которые «бесчестят христианство — привязывают кресты к воронам. Многие видели сие: летит ворон и несет деревянный крест»[179]. Таким образом, первое обвинение в «осквернении христианства» ассоциируется с иконоборчеством субботников.

Несмотря на то, что Геннадий много раз упоминал, что еретики оскверняли иконы, его письмо епископу Нифонту Суздальскому (январь 1488) содержит описание только одного действия святотатства, засвидетельствованного лично им. Геннадий сообщает о месте, названии иконы, а также о предполагаемом нанесенном этой иконе ущербе: в Новгородской церкви Спаса–на–Ильинке он увидел икону, названную Преображение с Деянием, поврежденную, как он утверждает, еретиками. Во время пребывания в этой церкви Геннадий заметил «богохульство» как в образе, так и в циничной надписи, обнаруженной в нижнем правом углу этой иконы.

Геннадий пишет: «Стоит Василий Кесарийский и отрезает руки и ноги нашего Спасителя. Здесь также надпись: обрезание нашего Господа Иисуса Христа»[180]. Геннадий определяет этот странный и, с его точки зрения, богохульный образ как кощунственный акт, совершенный по отношению к иконе. Он делает вывод, что икона была обезображена жидовствующими еретиками.

На самом деле, икона не была обезображена: это уникальное изображение являлось изначально работой православного иконописца[181].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных