Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значимость обвинений архиепископа Геннадия




Те несколько случаев, когда Геннадий упоминает в своем письме слово «жидовский», не следует обязательно относить к описанию сути русской «ереси». «Жидовствовать» — рассматривалось почти как синоним фразы «учить ложной доктрине». Такой тип экклезиастичекого мышления был присущ не только русской православной церкви. Один яркий пример того, как некритично использовалось это слово в русской православной церкви, можно найти в полемике между староверами и приверженцами реформ Никона. Когда патриарх Афанасий Константинопольский и патриарх Макарий Антиохийский приехали в Москву по случаю избрания Никона в качестве русского патриарха, они с ужасом обнаружили, что русский народ крестится двумя пальцами[561]. Тотчас Никон был обвинен в распространении антитринитарной ереси армянской церкви: «Ты не налагаешь на себя крестное знамение святой Троицы; вместо того, ты крестишься двумя пальцами и этим самым придерживаешься ереси проклятых армян»[562]. Хотя это обвинение было явно несправедливо[563], все же были предприняты наиболее радикальные шаги, чтобы искоренить эту традицию. Дэниель Аугсбургер, ссылаясь на западные экклезиастические сообщества, отмечает: «Слова "иудействующий", "иудействовать" использовались, правда, очень широко – иногда даже для очень несущественных отклонений от ортодоксии»[564].

И все же даже самые несущественные отклонения от ортодоксии могли вызвать бурную реакцию. Так произошло во время Раскола семнадцатого века. Люди, наполненные чувством благоговейного страха к устоявшимся формам, восприняли эти нововведения с глубокой неприязнью как нечестивую профанацию того, что они считали наиболее святым. Большая часть священства разделяла эти чувства. Многие тысячи русских верующих погибли в гражданской войне, ставшей результатом изменения обряда[565]. Всевозможные обвинения в разрушении фундаментальных основ христианства – включая обвинения в антитринитаризме и поклонении зверю и лжепророку из Откровения – были представлены в этот период[566].

Ссылаясь на методику и способ мышления первых обвинителей, Жмакин пишет:

«Мышление было направлено исключительно в привычное русло традиционного церковного мышления; церковные книги являлись источником не только религиозного и морального учения, но и политических и даже светских знаний. Всякое другое знание считалось бесполезным, и если оно каким‑либо образом отличалось от самого авторитетного, то воспринималось как злое, еретическое, отступническое, происходящее от самого дьявола… Всякое провозглашение свободы, аналитическое мышление или, как оно тогда называлось, воззрение, считалось «проклятым» и еретическим; «воззрение» интерпретировалось даже как источник всякого зла, как второе падение»[567].

Исходя из такого подхода, церковные лидеры пятнадцатого века вряд ли могли постичь внутреннее содержание диссидентского движения. Кажется, практически невозможно для Геннадия и подобных ему людей распознать истинный характер этого движения, а чтобы это сделать, следует обратиться к опытам прошлого. Вдобавок, Геннадий был не способен на богословские дискуссии. Как он сам писал накануне Собора 1490 года, «лучше не включать в дебаты что‑либо, касающееся веры. Собор нуждается не в том, чтобы дискутировать по вопросам веры, а в том, чтобы осудить, повесить и сжечь еретиков»[568].

Хотя слово «жидовствующий» встречается у Геннадия в письме по поводу еретиков, все же сложно определить значение этого факта или даже мотивацию, намерение автора при этом. Более того, термин «жидовствовать» в контексте пятнадцатого столетия является комплексным, как на то указывает Гудзи: «Следует отметить, что слово «жидовствовать» в этот период не несет в себе тот позор, который позднее стал ему приписываться в результате его использования в антисемитских реакционных кругах»[569].

Зимин, ссылаясь на письма Геннадия, написанные до 1490 года, утверждает, что в то время «архиепископ Новгородский был еще далек от той явной фальсификации взглядов еретиков, которую мы находим в трудах Иосифа Волоцкого. Например, Геннадий не делает навязчивых обвинений еретиков в жидовствовании»[570].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных