ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯЦенностно-смысловая проблемная ситуация – это результат объединения ситуации встречи с необычным и ситуации выбора (И.А. Соловцова). Основанием для этого служит наличие в данных ситуациях ценностно-смыслового противоречия и экзистенциального акта выбора. Типы ценностно-смысловых проблемных ситуаций: Ситуации АНТИНОМИЧНЫЕ Целью применения ситуаций данного типа является развитие ценностно-смыслового компонента духовного воспитания подростка и выстраивание непротиворечивой системы ценностей подростка, помощь в его продвижении к «светлой духовности», поскольку в данном типе ситуации особенно ярко показывается детям амбивалентность окружающего их мира. Содержанием данного типа ситуации выступает ценностно-смысловой парадокс, расширяющий представления подростка о духовных ценностях. Примеры ситуаций данного типа: ситуации встречи с необычным (И.А. Соловцова), социодрама (Н.Е. Щуркова), ситуация «Калоши счастья» (Н.Е. Щуркова). Данные ситуации модифицированы нами следующим образом: акцентировано внимание педагога на амбивалентности мира и духовной жизни подростка. Ситуации встречи с необычным (И.А. Соловцова) в наибольшей мере рассматриваются как ситуации восхождения к ценностям. Учащимся предлагается две противоречивые ситуации (или высказывания), одна из которых четко ориентирована на нравственные нормы, а вторая противоположна ей по содержанию. Пример противоречивых высказываний: А) «Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями» (Ч. Диккенс). Б) «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение» (Е. Лессинг). В) «Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие...» (Франсуа Рене де Шатобриан). Данные ситуации расширяют представления учащихся о ценностях, показывают им амбивалентность мира через «столкновение» ценностей и антиценностей. - Ситуация «Калоши счастья» (Н.Е. Щуркова). Фабула игры. Фея счастья сообщает Фее печали, что у нее есть «калоши счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали возражает: надевший калоши обретет немедленное желание от них избавиться. Ведущий предлагает разрешить спор всем присутствующим. Ход игры. Ведущий предлагает подросткам поочередно выбрать карточку из предложенных, прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея счастья объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласится принять это «счастье». А фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на голову того, кто такое счастье приобретет. Примеры карточек «счастья» и примерные высказываний Феи счастья и Феи печали приведены в таблице. Примеры карточек «счастья»
Во время рефлексии следует развернуть идею амбивалентности мира, сочетания противоречий в одном явлении, тесной связи счастья и несчастья, радости и горя, удовольствия и огорчения. Противоречивость мира всегда держит человека в состоянии разрешения противоречия. Его выбор определяется способностью разрешения этих противоречий. - Легко ли Вам было сделать выбор? - Какой выбор вы сделали? Почему? - Что вы чувствовали во время ситуации? Данные ситуации расширяют представления подростка об амбивалентности мира, а также развивают знания о духовных ценностях. При совершении выбора подросток испытывает определенные трудности, что способствует развитию эмоционального отношения к ценностям. Ситуации РЕФЛЕКСИВНЫЕ. Цель данного типа ситуаций - развитие рефлексивного компонента духовного воспитания подростка. Разрешение противоречий в сфере его отношений с собой, приобретение опыта рефлексии и актуализация способности к самосовершенствованию. Данные ситуации направлены на развитие у учащихся способности осознавать свои проблемы. Содержанием рефлексивных ситуаций выступает ценностно-смысловой парадокс, стимулирующий разрешение экзистенциальных внутренних противоречий подростка между желанием познать себя и потенциальными возможностями к этому. Данное противоречие запускает рефлексивные механизмы подростка, что стимулирует его самопонимание. В современной педагогической практике достаточно широко применяются ситуации данного типа: «Корзина грецких орехов» (Н.Е. Щуркова), ситуация «Добрый ли ты человек», «Волшебный стул» (Н.Е. Щуркова) и др. Модифицированная ситуация Н.Е. Щурковой «Волшебный стул». На «волшебный стул» приглашается один из участников ситуации. Причем подростку предоставляется возможность выбрать стул: «Золотой», чтобы услышать о себе только хорошее, или «Черный», чтобы услышать не позитивные свои качества и поступки, а негативные. Как только учащийся садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства или недостатки. Присутствующие объявляют то, что видят их глаза, в зависимости от цвета выбранного стула. «Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, на него смотрят как бы впервые. «Черный стул» позволяет подростку увидеть себя со стороны, осознать свои проблемы и свои недостатки. В то же время «Золотой стул» помогает подростку обрести уверенность в своих силах, подымает школьника к осознанию себя как носителя достоинств. При проведении данной ситуации преподавателю необходимо следить, чтобы подростки «сидели» не только на «черном стуле», но и на «золотом». При проведении данной ситуации подростки чаще выбирают «Черный стул», что обусловлено возрастными особенностями данного возраста. Учащимся очень важно услышать не только положительные отзывы о себе, такие например, как: «Нина очень добрая и хороший друг», «Полина очень справедливая и всегда отстаивает свое мнение», но и негативные: «Андрей не всегда выполняет свои обещания», «Саша часто перебивает на уроках, не прислушиваясь к чужому мнению». После того, как все учащиеся «прошли» через выбранные ими стулья необходима рефлексия: Что нового о себе вы узнали? Что Вы хотите изменить в себе после того, как услышали мнение своих одноклассников о себе? Какой стул лучше: «Черный» или «Золотой»? Ситуации ЭМПАТИЧЕСКИЕ Цель: развитие эмпатийного компонента духовного воспитания подростка, разрешение противоречий в сфере его отношений с Другим: актуализация потребности в понимании Другого и развитие способностей к ценностно-смысловому диалогу. Содержанием эмпатических ситуаций выступает ценностно-смысловой парадокс, стимулирующий понимание подростком Другого человека, решение которых способствуют приобретению опыта диалогического взаимодействия субъектов. В современной педагогической науке предложены следующие разновидности эмпатических ситуаций: ситуация «Конверт жизненных ситуаций» (Н.Е. Щуркова), игры, ориентированные на получение обратной связи (И.В. Вачков). Представленные ситуации мы модифицировали в направлении усиления ценностно-смыслового аспекта диалогических отношений субъектов ситуации. Ситуация «Дружба как ценность» (Карпова О.С.). Ее содержанием выступают две противоположные точки зрения: 1) Друзей должно быть много: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и 2) «Друзей должно быть мало, но настоящих». Учащимся предлагается принять одну из точек зрения и обосновать ее. После этого подросткам предлагается сделать «ромашку»: «Качества настоящего друга», при этом учитель акцентирует внимание, на том, что главное - это понимание человека и принятие его таким, какой он есть. На следующей фазе ситуации учащимся предлагается потренироваться понимать друг друга. Для этого воспитанники меняются ролями и рассказывают о друге (однокласснике) от первого лица. В процессе «перенесения-себя-на-место-Другого» подростком приобретается опыт понимания и принятия другого человека как индивидуальности. На фазе рефлексии подросткам предлагается ответить на вопросы: Легко ли вам было перевоплотиться в другого человека? Почему? Как вы считаете, что такое настоящая дружба? Какое из высказываний, предложенных в начале урока, вам стало ближе? Почему? Ситуации САМОРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ Цель ситуаций данного типа- развитие самореализационного компонента духовного воспитания, побуждение к совершению духовного поступка, развитие способностей к самосовершенствованию. Содержанием данной ситуации выступает ценностно-смысловой парадокс, стимулирующий развитие способностей к духовному самосовершенствованию, совершение духовного и нравственного поступка. На настоящий момент используются следующие самореализационные ситуации: «Встреча со сказкой», ситуация «Шанс и выбор» (Н.Е. Щуркова), ситуация «Последствия» (Н.Е. Щуркова), ситуация «Поступок». В связи с особенностью духовного развития подростка данные ситуации были нами модернизированы в следующих направлениях: акцентируется внимание подростка на смысловом содержании поступка, на его последствиях для духовного развития человека. Ситуация «Мой поступок» (Карпова О.С.), ее содержанием выступает проблема смыслового наполнения своего поступка. Подросткам предлагается на одном листочке сформулировать поступок, которым он гордится, на другом - поступок, за который ему стыдно. В две корзины складываются «поступки», в одну - «хорошие», в другую - «плохие». Подростки по очереди вытягивают карточки с поступками и определяют их смысл, отвечая на вопрос «Мне кажется, моему однокласснику стыдно за этот поступок, так как...» или «Мне кажется, мой одноклассник гордится поступком, потому что...». Данная ситуация актуализирует способность подростка к рефлексии, анализу своих и чужих поступков, выявлению их смысла. В «хорошем» поступке учащиеся увидят ценностное наполнение, в «плохом» - антиценностное. Примеры сочинений-эссе подростков: «Я бы никогда не хотела бы, чтобы люди знали мой поступок. Когда я нашла кошелек и не нашла его хозяина, я забрала его себе. А еще когда мама узнала, что я курила. Я горжусь тем, что помогла женщине, которой стало плохо. Горжусь тем, что спасла щенка» (Кристина Б., 9 кл.). Печ. по дисс. КАРПОВА Ольга Сергеевна. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подрстков. Дисс. на соиск. уч.степ. канд. пед.наук, Волгоград, 2011. Ситуация «Шанс и выбор» (Н.Е. Щуркова) В качестве содержания ситуации выступает высказывание В. Франкла: «Быть человеком означает постоянно сталкиваться с ситуацией, которая одновременно и шанс, и выбор», которое показывает амбивалентость мира. Ход ситуации: Из корзины подростки поочередно вынимают карточки с описанной ситуацией, определяют, какой именно шанс посылает им жизнь, и принимают решение, использовать ли этот шанс, сделать ли соответствующий шансу выбор. Взявшему карточку и прочитавшему текст предлагается произнести: «Я вижу, что ситуация предоставляет мне шанс проявить..., и я... выбираю (не выбираю) этот шанс». Приведем примерные тексты, обозначающие предоставление человеку шанса быть человеком: Посреди улицы стоит в одиночестве малыш... Во время урока кто-то обидел учительницу... У меня есть деньги. На углу продают первые весенние цветы... Из сумки впереди идущего что-то падает... Я пообещал маме вернуться домой в восемь вечера... На этапе рефлексии возможен вывод: жизнь предоставляет шанс быть достойным человеком, но такой же шанс быть низким человеком значит, все решать будет выбор, который делает человек. Данная ситуация имеет огромные возможности в духовном воспитании подростка, поскольку побуждает его совершать осознанный ценностный выбор. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|