Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ




Цен­ностно-смысловая проблемная ситуация – это результат объединения ситуации встречи с необычным и ситуации выбора (И.А. Соловцова). Основанием для этого служит наличие в данных ситуациях ценностно-смыслового противоречия и экзистен­циального акта выбора.

Типы ценностно-смысловых проблемных ситуаций:
амбивалентные, рефлексивные, эмпатические и самореализационные.

Ситуации АНТИНОМИЧНЫЕ

Целью применения ситуаций данного типа является развитие ценностно-смыслового компонента духовного воспитания подростка и выстраивание не­противоречивой системы ценностей подростка, помощь в его продвижении к «светлой духовности», поскольку в данном типе ситуации особенно ярко пока­зывается детям амбивалентность окружающего их мира.

Содержанием данного типа ситуации выступает ценностно-смысловой па­радокс, расширяющий представления подростка о духовных ценностях. Примеры ситуаций данного типа: ситуации встречи с необычным (И.А. Соловцова), социодрама (Н.Е. Щуркова), ситуация «Калоши счастья» (Н.Е. Щуркова). Данные ситуации модифицированы нами следующим образом: акцентировано внимание педагога на амбивалентности мира и духовной жизни подростка.

Ситуации встречи с необычным (И.А. Соловцова) в наибольшей мере рас­сматриваются как ситуации восхождения к ценностям. Учащимся предлагается две противоречивые ситуации (или высказывания), одна из которых четко ори­ентирована на нравственные нормы, а вторая противоположна ей по содержа­нию.

Пример противоречивых высказываний:

А) «Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями» (Ч. Диккенс).

Б) «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекрасней­шие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъ­яснимое отвращение» (Е. Лессинг).

В) «Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие...» (Франсуа Рене де Шатобриан).

Данные ситуации расширяют представления учащихся о ценностях, пока­зывают им амбивалентность мира через «столкновение» ценностей и антицен­ностей.

- Ситуация «Калоши счастья» (Н.Е. Щуркова).

Фабула игры. Фея счастья сообщает Фее печали, что у нее есть «калоши счастья» и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея печали возражает: надевший калоши обретет немедленное желание от них изба­виться. Ведущий предлагает разрешить спор всем присутствующим.

Ход игры. Ведущий предлагает подросткам поочередно выбрать карточку из предложенных, прочитать, какое «счастье» ему досталось. Тут же Фея сча­стья объявляет, какие блага ожидают играющего, если он согласится принять это «счастье». А фея печали торопится объявить, сколько неприятностей падет на голову того, кто такое счастье приобретет. Примеры карточек «счастья» и примерные высказываний Феи счастья и Феи печали приведены в таблице.

Примеры карточек «счастья»
и примерные высказываний Феи счастья иФеи печали для ситуации «Калоши счастья»:

Высказывание Фея счастья Фея печали  
Ты станешь очень бо­гатым Это счастье, т.к. тебе будет дос­тупно все, что бы ты ни пожелал, ты сможешь не работать, а позна­вать окружающий мир, путешест­вовать. Ты не будешь одинок, во­круг тебя всегда будут люди. Это печально, ты постоянно будешь нервничать и пережи­вать, бояться потерять деньги, ты будешь думать о том, что любят не тебя, а твое состоя­ние.  
У тебя появился но­вый друг, умный и интересный собесед­ник Это счастье сулит тебе богатое общение, минуты радости в жиз­ни, общее интересное дело Это печально, тебе придется всегда быть вторым, чувство­вать себя в чем-то ущербным  
Ты займешь руково­дящую должность Это счастье, ты реализуешь себя в профессии, ты сможешь изменить в лучшую сторону, твоего мнения будут прислушиваться. Это печально, так как тобой и твоими связями будут поль­зоваться твои друзья и со временем ты останешься один:  
Ты будешь читать чужие мысли Это счастье, потому что ты смо­жешь понимать поступки других людей, ты точно будешь знать, что о тебе думают Это печально, так как тебе станет не интересно жить, для тебя не будет никаких загадок и все люди будут предсказуе­мыми.  
Ты станешь самым добрым Это счастье совершать добрые по­ступки, помогать другим. И тебе придут на помощь в трудную ми­нуту, ты будешь чувствовать себя нужным другим Это печально, так как тобой будут все пользоваться, ты будешь всем помогать, жерт­вуя собой.
Ты будешь всегда прав Это счастье, тебя не будут крити­ковать и обсуждать, твоя само­оценка не будет заниженной. Это несчастье, так как через некоторое время выльется в самодурство
Ты станешь самым умным Это счастье, тебя будут уважать и ценить, просить твоего совета, ты добьешься всего, чего хочешь в любой сфере. Это печально, так как вокруг тебя будут менее умные и ты останешься один, тебе нес кем даже будет поговорить
Тебе подарят собаку Это счастье, так как у тебя поя­вится верный друг, который тебя никогда не предаст. Он каждый день будет тебя встречать и радо­ваться просто твоему присутст­вию рядом Это грустно, так как тебе придется за ней ухаживать, гулять с ней несмотря на снег или дождь
Тебе будет всегда со­путствовать удача Это счастье, тебе будет везти во всем, даже если что-то против те­бя. Ты не встретишь преград на своем пути и жизнь будет безмя­тежной и безоблачной Это печально, так как у тебя не будет преград в жизни, по­этому ты будешь слабым и не интересным
Ты будешь самым че­стным Это счастье, так как тебе не надо будет ничего скрывать и бояться случайно проговориться. Ты бу­дешь чувствовать себя всегда уве­ренно и гордиться собой. Это печально, так как окру­жающие тебя люди будут этим пользоваться

Во время рефлексии следует развернуть идею амбивалентности мира, соче­тания противоречий в одном явлении, тесной связи счастья и несчастья, радо­сти и горя, удовольствия и огорчения. Противоречивость мира всегда держит человека в состоянии разрешения противоречия. Его выбор определяется спо­собностью разрешения этих противоречий.

- Легко ли Вам было сделать выбор?

- Какой выбор вы сделали? Почему?

- Что вы чувствовали во время ситуации?

Данные ситуации расширяют представления подростка об амбивалентности мира, а также развивают знания о духовных ценностях. При совершении выбо­ра подросток испытывает определенные трудности, что способствует развитию эмоционального отношения к ценностям.

Ситуации РЕФЛЕКСИВНЫЕ.

Цель данного типа ситуаций - развитие рефлексивного компонента ду­ховного воспитания подростка. Разрешение противоречий в сфере его отноше­ний с собой, приобретение опыта рефлексии и актуализация способности к са­мосовершенствованию. Данные ситуации направлены на развитие у учащихся способности осознавать свои проблемы.

Содержанием рефлексивных ситуаций выступает ценностно-смысловой парадокс, стимулирующий разрешение экзистенциальных внутренних противо­речий подростка между желанием познать себя и потенциальными возможно­стями к этому. Данное противоречие запускает рефлексивные механизмы под­ростка, что стимулирует его самопонимание.

В современной педагогической практике достаточно широко применяются ситуации данного типа: «Корзина грецких орехов» (Н.Е. Щуркова), ситуация «Добрый ли ты человек», «Волшебный стул» (Н.Е. Щуркова) и др.

Модифицированная ситуация Н.Е. Щурковой «Волшебный стул». На «волшебный стул» приглашается один из участников ситуации. Причем подростку предоставляется возможность выбрать стул: «Золотой», чтобы ус­лышать о себе только хорошее, или «Черный», чтобы услышать не позитивные

свои качества и поступки, а негативные. Как только учащийся садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства или недостатки. При­сутствующие объявляют то, что видят их глаза, в зависимости от цвета выбран­ного стула.

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, на него смотрят как бы впервые. «Черный стул» позволяет подростку увидеть себя со стороны, осознать свои проблемы и свои недостатки. В то же время «Золотой стул» по­могает подростку обрести уверенность в своих силах, подымает школьника к осознанию себя как носителя достоинств. При проведении данной ситуации преподавателю необходимо следить, чтобы подростки «сидели» не только на «черном стуле», но и на «золотом».

При проведении данной ситуации подростки чаще выбирают «Черный стул», что обу­словлено возрастными особенностями данного возраста. Учащимся очень важно услы­шать не только положительные отзывы о себе, такие например, как: «Нина очень добрая и хороший друг», «Полина очень справедливая и всегда отстаивает свое мнение», но и нега­тивные: «Андрей не всегда выполняет свои обещания», «Саша часто перебивает на уроках, не прислушиваясь к чужому мнению».

После того, как все учащиеся «прошли» через выбранные ими стулья необ­ходима рефлексия: Что нового о себе вы узнали? Что Вы хотите изменить в себе после того, как услышали мнение своих одноклассников о себе? Какой стул лучше: «Черный» или «Золотой»?

Ситуации ЭМПАТИЧЕСКИЕ

Цель: развитие эмпатийного компонента духовного воспитания подростка, разрешение противоречий в сфере его отношений с Другим: актуализация по­требности в понимании Другого и развитие способностей к ценностно-смысловому диалогу.

Содержанием эмпатических ситуаций выступает ценностно-смысловой па­радокс, стимулирующий понимание подростком Другого человека, решение которых способствуют приобретению опыта диалогического взаимодействия субъектов.

В современной педагогической науке предложены следующие разновидно­сти эмпатических ситуаций: ситуация «Конверт жизненных ситуаций» (Н.Е. Щуркова), игры, ориентированные на получение обратной связи (И.В. Вачков). Представленные ситуации мы модифицировали в направлении усиления ценностно-смыслового аспекта диалогических отношений субъектов ситуации.

Ситуация «Дружба как ценность» (Карпова О.С.). Ее содержанием вы­ступают две противоположные точки зрения: 1) Друзей должно быть много: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и 2) «Друзей должно быть мало, но настоящих». Учащимся предлагается принять одну из точек зрения и обосно­вать ее. После этого подросткам предлагается сделать «ромашку»: «Качества настоящего друга», при этом учитель акцентирует внимание, на том, что глав­ное - это понимание человека и принятие его таким, какой он есть.

На следующей фазе ситуации учащимся предлагается потренироваться по­нимать друг друга. Для этого воспитанники меняются ролями и рассказывают о друге (однокласснике) от первого лица. В процессе «перенесения-себя-на-место-Другого» подростком приобретается опыт понимания и принятия друго­го человека как индивидуальности.

На фазе рефлексии подросткам предлагается ответить на вопросы: Легко ли вам было перевоплотиться в другого человека? Почему? Как вы считаете, что такое настоящая дружба? Какое из высказываний, предложенных в начале урока, вам стало ближе? Почему?


Ситуации САМОРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ

Цель ситуаций данного типа- развитие самореализационного компонента духовного воспитания, побуждение к совершению духовного поступка, разви­тие способностей к самосовершенствованию.

Содержанием данной ситуации выступает ценностно-смысловой парадокс, стимулирующий развитие способностей к духовному самосовершенствованию, совершение духовного и нравственного поступка.

На настоящий момент используются следующие самореализационные си­туации: «Встреча со сказкой», ситуация «Шанс и выбор» (Н.Е. Щуркова), си­туация «Последствия» (Н.Е. Щуркова), ситуация «Поступок». В связи с осо­бенностью духовного развития подростка данные ситуации были нами модер­низированы в следующих направлениях: акцентируется внимание подростка на смысловом содержании поступка, на его последствиях для духовного развития человека.

Ситуация «Мой поступок» (Карпова О.С.), ее содержанием вы­ступает проблема смыслового наполнения своего поступка.

Подросткам предлагается на одном листочке сформулировать поступок, ко­торым он гордится, на другом - поступок, за который ему стыдно. В две корзи­ны складываются «поступки», в одну - «хорошие», в другую - «плохие».

Подростки по очереди вытягивают карточки с поступками и определяют их смысл, отвечая на вопрос «Мне кажется, моему однокласснику стыдно за этот поступок, так как...» или «Мне кажется, мой одноклассник гордится поступ­ком, потому что...».

Данная ситуация актуализирует способность подростка к рефлексии, анали­зу своих и чужих поступков, выявлению их смысла. В «хорошем» поступке учащиеся увидят ценностное наполнение, в «плохом» - антиценностное.

Примеры сочинений-эссе подростков:

«Я бы никогда не хотела бы, чтобы люди знали мой поступок. Когда я нашла кошелек и не нашла его хозяина, я забрала его себе. А еще когда мама узнала, что я курила. Я горжусь тем, что помогла женщине, которой стало плохо. Горжусь тем, что спасла щенка» (Кристи­на Б., 9 кл.).

Печ. по дисс. КАРПОВА Ольга Сергеевна. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подрстков. Дисс. на соиск. уч.степ. канд. пед.наук, Волгоград, 2011.

Ситуация «Шанс и выбор» (Н.Е. Щуркова)

В качестве содержания ситуации выступает высказывание В. Франкла: «Быть человеком означает постоянно сталкиваться с ситуацией, которая одно­временно и шанс, и выбор», которое показывает амбивалентость мира.

Ход ситуации: Из корзины подростки поочередно вынимают карточки с описанной ситуацией, определяют, какой именно шанс посылает им жизнь, и принимают решение, использовать ли этот шанс, сделать ли соответствующий шансу выбор.

Взявшему карточку и прочитавшему текст предлагается произнести: «Я ви­жу, что ситуация предоставляет мне шанс проявить..., и я... выбираю (не вы­бираю) этот шанс».

Приведем примерные тексты, обозначающие предоставление человеку шан­са быть человеком:

Посреди улицы стоит в одиночестве малыш...

Во время урока кто-то обидел учительницу...

У меня есть деньги. На углу продают первые весенние цветы...

Из сумки впереди идущего что-то падает...

Я пообещал маме вернуться домой в восемь вечера...

На этапе рефлексии возможен вывод: жизнь предоставляет шанс быть дос­тойным человеком, но такой же шанс быть низким человеком значит, все ре­шать будет выбор, который делает человек.

Данная ситуация имеет огромные возможности в духовном воспитании подростка, поскольку побуждает его совершать осознанный ценностный выбор.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных