Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОНСПЕКТЫ КЛАССНЫХ ЧАСОВ




Печ. по дисс. КАРПОВА Ольга Сергеевна. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подрстков. Дисс. на соиск. уч.степ. канд. пед.наук, Волгоград, 2011.

 

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование понимание амбивалентности мира»

Тема «Что такое ценность?»

Цель: познакомить учащихся с духовными ценностями, расширение пред­ставлений о категории ценность.

Введение: «Мы зачастую говорим «Ваше мнение ценное для меня», «Ты мне подарил ценный подарок» и т.п. Однако, редко когда задумываемся, что же та­кое ценность, в ее философском содержании. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на поставленный вопрос»

Учащимся предлагаются противоречивые высказывания на тему духовных ценностей.

Противоречия: «Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, под­нимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, которая приковывает челове­ка к земле свинцовыми цепями» (Ч. Диккенс)

«Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъясни­мое отвращение». (Г. Лессинг).

«Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие...» (Фран­суа Рене де Шатобриан).

Взаимодействие: Каждое высказывание необходимо обсудить с учащи­мися, выявить в них ценностное и антиценностное содержание, акцентировав внимание, что представленные ценности именно духовные.

Рефлексия: - Что такое ценность?

- Какие ценности есть у вас?

- С какими духовными ценностями вы сегодня познакомились?

 

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование понимание амбивалентности мира»

Тема «Красота внутренняя или внешняя?»

- Цель: расширение представлений об амбивалентности мира, стимулирова­ние развития ценностных умений.

- Введение: А.М. Горького «Красавица»: «Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины.

- Чем же она обратила внимание? Женщина очень красива.

- Люди в очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражён­ный красотой женщины, шепнул своему соседу: «Заговорите с нею. Мне хочет­ся видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. То­гда она, эта женщина... будет вдвойне хороша. Но женщина заговорила сама. «Вот как жарко сёдни! Взопрела я». И все очарование сразу исчезло. Красота пропала!»

- Учащимся предлагается ответить на вопрос: действительно хороша эта женщина? Почему?

- Противоречие: А если это так, то что есть красота. И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или, огонь, мерцающий в сосуде? (Н.Заболоцкий).

- Рефлексия: - Какого мнения придерживаетесь вы в стихотворении Заболоцкого? Почему?.

- - Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри?

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование разрешения внутренних противоречий»

Тема «Кто Я?»

Цель: актуализация у подростков рефлексии.

Введение: в качестве введения в классный час выступает стихотворение В. Хлебникова:

Люди - удивительные звезды,

Дальние и ближние миры.

Люди обладают звездным свойством,

Сдерживать сиянье до поры,

А потом сиять с такою силой!

Что тому причиною? Как знать?

Самым удивительным светилом

Человека надо бы назвать.

Противоречие: «В любом человеке есть все человеческое: самое лучшее и самое худшее» (Л.Лавель).

Взаимодействие: Учащимся предлагается обсудить высказывание Лавеля, выявить в себе «лучшие» и «худшие» качества.

Рефлексия: - ответьте, почти не задумываясь шесть раз на вопрос «Кто я?»

- легко ли было сформулировать своих качества? Почему?

- Как вы думаете, можно ли исправить все «самое худшее в себе»?

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование разрешения внутренних противоречий»

Тема: «Мое отношение к себе»

Цель: Стимулировать развитие рефлексии, актуализация своих проблем в оценки своих возможностей.

Введение: каждый день мы встречаемся с людьми совершенно замечатель­ными, но настолько неуверенными в себе, что это самым негативным образом сказывается на их поведении и отношении с другими людьми. А что влияет на самооценку? И как проявляется неадекватная самооценка в жизни человека?

Противоречие: «Если всё время думать: "я - гений", в конце концов станешь гением» (Сальвадор Дали) и «Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя» (Спиноза).

Взаимодействие: найти выход из противоречия поможет притча:

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две доче­ри. Старшая — красавица, а младшая — не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал пра­вильный выбор — женись.

— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

— Ты что, с ума сошёл? Она же такая... не очень.

— Это моё решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она сто­ит десяти коров. Я согласен.

— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая... не очень.

— Я хочу жениться именно на ней.

— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, ре­шил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.

Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.

— Как живёшь?

— Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

— Вот, познакомься. Это моя жена.

— Как? Ты что, женился ещё раз?

— Нет, это всё та же женщина.

— Но как это произошло, что она так изменилась?

— А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была... не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Рефлексия: - какого высказывания вы придерживаетесь?

– Объясните смысл выказывания С. Дали и Спинозы.

— Назовите факторы, влияющие на самооценку.

— Как проявляется низкая или высокая самооценка?

– Что для вас хуже - иметь низкую или высокую самооценку?

– Узнаем какая самооценка у вас. (Предлагается методика Дембо-Рубенштейна на выявление уровня самооценки).


Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование разрешения противоречий во взаимоотношениях»

Тема «Общение и общительность?»

Цель: стимулировать понимание подростком Другого человека.

Введение: «человек - это узел связи. Единственная и настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения (А. Сент-Экзюпери).

Противоречие: «Тот, кто воображает, что может обойтись без других лю­дей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше» (Ф. Ларошфуко).

Взаимодействие: Учитель предлагает подросткам обсудить противоречие и выбрать для себя, то, которое ему ближе. Объяснить почему.

Преподаватель акцентирует внимание на том, что важнейшим средством общений является понимание Другого и предлагает подросткам игру «если бы я был». Подросток выбирает себе какую-нибудь вещь (солнышко, книгу, веник, лампу) и погружается в ее мир, воображает ее характер. От лица этой вещи подросток должен рассказать о том, что ее окружает, как она живет, что чувст­вует, о ее заботах и т.д. На следующем этапе подростку предлагается выбрать вместо вещей - живые существа (котенок, собака, волк, динозавр, водитель трамвая, учитель и т.п.). Третий этап заключается в том, что подросток должен от имени любой вещи или живого существа рассказать о себе. Как они бы мог­ли его видеть и воспринимать.

Рефлексия - Легко ли было вам перевоплощаться? Почему?

- Согласны ли вы с тем, что в основе общения лежит понимание? Почему?

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование разрешения противоречий во взаимоотношениях»

Тема: «Сочувствие - разве это стыдно?»

Цель: актуализация потребности в понимании Другого, развитие эмпатии.

Введение; Сочувствие - это одна из форм проявления человеколюбия, вы­ражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказание моральной поддержки его устремлением и готовности содействовать их осуществлению. Способность к сочувствию является одним из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств человека.

Противоречие: попробуй разрешить данные ниже ситуации с позиции со­чувствия.

- Мама любит смотреть по телевизору художественные фильмы, а сегодня по другой программе - моя любимая телепередача...

- Впервые друг забыл поздравить меня с днем рождения. Скоро приближается и его праздник...,

- В день зарплаты мы с мамой пошли покупать давно обещанную гитару. Но на витрине мама увидела туфли, о которых давно мечтала...

- У меня болел палец на ноге. В автобусе было много народу. При сильном толчке незнакомый парень наступил мне на больной палец...

Мы с друзьями собирались на воскресную прогулку за город. Все пригото­вили заранее: снаряжение, вкусную еду, продумали развлечения. Я даже ночью плохо спал, предвкушая радостный день. Но утором мама сказала, что плохо себя чувствует и ей тревожно оставаться одной...

Рефлексия: - легко ли вам сочувствовать другому человеку?

- Вспомните, случай, когда вы проявили сочувствие. Какие эмоции вы при этом испытывали?

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование самосовершенствования»

Тема: «Какой выбор сделать?»

Цель: стимулирование ценностного выбора подростка, активизация осмыс­ления совершенных поступков.

Введение: В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими силами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команде, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан - это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет 9ам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он - единственный, кто знает, как вести отступление.

Противоречия заключаются в обсуждаемых вопросах:

Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? Почему?

Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это означает послать его на смерть? Почему?

Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероят­но, не вернутся обратно благополучно? Почему?

Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наи­лучший ход? Почему?

Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязатель­ство идти? Почему?

Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь? Почему это важно? Как это применить к тому, что должен сделать капитан?

Рефлексия: Продумывая вновь дилемму, что бы вы сказали, какова самая ответственная вещь для капитана? Почему?

Конспекты классных часов на этапе
«Стимулирование самосовершенствования»

Тема: «Что есть моя жизнь?»

Цель: стимулирование самосовершенствования

Введение: Жизнь - это взаимодействие с окружающим миром. Сначала мы воображаем желанную жизнь, затем выстраиваем жизнь, подобно имеющемуся образу. Образ жизни - это абстрагированная картина, включающая три компо­нента: ценности жизни и ценностные отношения, проживаемые человеком; сис­тему видов деятельности человека как способ его взаимодействия с миром; об­ретённый смысл жизни. Эти три компонента образуют разные типы жизни в особом сочетании и взаимной связи.

Противоречие: Что тебе свойственно - «Глядеть на жизнь через розовые очки» или «Глядеть на жизнь через черные очки».

Рефлексия: - Какое из суждений касается тебя? (- я проживаю жизнь; я строю свою жизнь; я приспосабливаюсь к жизни; я выживаю в этой жизни; я переделываю жизнь, мне посланную судьбой; я пока не живу, а мечтаю о жиз­ни).

ОБЩИЙ ВЫВОД

Комплексное применение четырех типов ценностно-смысловой проблемной ситуации способствует гармонизации духовной жизни подростка.

Логика протекания ценностно-смысловой проблемной ситуации определя­ется ее структурой и предполагает логически взаимосвязанные определение це­лей, содержания, форм и методов, способов организации взаимодействия, спо­собов оценки результата. Наиболее эффективной является логика применения ценностно-смысловой проблемной ситуации, представ­ляющая собой последовательную реализацию в совместной деятельности педа­гога и воспитанника пяти фаз: введение в ситуацию, предъявление ценностно-смыслового противоречия, решение проблемы, презентация результатов реше­ния проблем, рефлексия.

Введение в ситуацию. Целью данной фазы выступает эмоциональный на­строй воспитуемых. Личный пример из жизни преподавателя позволяет построить доверитель­ные отношения с подростка, акцентировать внимание на том, что у каждого че­ловека есть проблемы, в том числе и у учителя. Все это позволяет подросткам откровенно участвовать в ситуации, не бояться высказать свои истинные чувст­ва.

Предъявление ценностно-смыслового противоречия через столкновение ценностей стимулирует присвоение духовных ценностей. В зависимости от уровня духовного развития подростка преподаватель осуществляет отбор про­тиворечий.

Фаза решения проблемы включает в себя последовательность шагов раз­решения ценностно-смыслового противоречия. При реализации данной фазы ценностно-смысловой проблемной ситуации подростку предлагается алгоритм решения проблем. Так, Л.И. Маленкова (2007, с. 197) предлагает учащимся следующий алго­ритм выхода из противоречий:

1. Определить, вычленить имеющееся противоречие (между... и...).

2. Задать вопросы, поставить проблемы.

3. Установить причину возникновения противоречия.

4. Выделить четко две стороны противоречия - положительную и отрица­тельную, осознать пользу и вред данного явления.

5. Составить программу (план) своей деятельности, направленной на разре­шение противоречия.

6. Выбрать подходящее средство.

7. Составить для себя правила самоорганизации, саморегуляции, самоанали­за и самоконтроля.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных