ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯКлассификация.
Расстройства мышления подразделяются
I. ПО ФОРМЕ:
1. Замедленное мышление по темпу 2. Ускоренное мышление
3. Обстоятельное мышление по характеру 4. Разорванное мышление
II. ПО СОДЕРЖАНИЮ:
1.Навязчивые мысли 2. Сверхценные идеи 3. Бредовые идеи
I. Расстройства мышления по форме:
1. Замедленное мышление характеризуется тем, что течение мыслительных процессов замедленно. Свойственна бедность ассоциаций. Пациент медленно отвечает на вопросы, дает односложные ответы после больших пауз. Встречается при депрессии. 2. Ускоренное мышление характеризуется обилием ассоциаций, но они поверхностны. Пациент быстро переходит от одной мысли к другой, но в этом переходе всегда можно уловить логическую связь. Встречается при маниакальном состоянии. 3. Обстоятельное мышление. Мысль застревает на малозначительных деталях в ущерб сути повествования. Встречается: а) При эпилепсии. Пример тому – проза Фёдора Михайловича Достоевского, который страдал эпилептической болезнью. б) Посттравматические состояния (после перенесенных черепно-мозговых травм). 4. Разорванное мышление. Сорваны внутрисмыловые связи. При грубой патологии речь производит впечатление бессмысленной. Характерно только для шизофрении, при других заболеваниях не встречается.
II. Расстройства мышления по содержанию:
1. Навязчивые мысли – такие чуждые личности мысли, которые как бы привносятся извне, вторгаются в поток сознания больного. Больной понимает ненужность мыслей, но избавиться от них не может. Навязчивые мысли часто сочетаются с навязчивыми страхами – фобиями. Примеры: * клаустрофобия – боязнь закрытых пространств * агорафобия – боязнь открытых пространств (площадей, улиц) * канцерофобия – боязнь заболеть раком * СПИДофобия – боязнь заболеть СПИДом * сифилофобия – боязнь заболеть сифилисом * танатофобия – страх внезапно умереть Навязчивые мысли встречаются при неврозах. Описан невроз навязчивых состояний, при котором клиническая картина складывается из навязчивых мыслей и страхов. Навязчивыми могут становиться различные стремления: считать ненужные предметы, например окна домов, проезжающие автомобили, дорожные столбы; запоминать ненужные имена, номера. Навязчивыми могут быть не только страхи, но и образы, мысли, действия. Иногда навязчивые действия носят характер ритуалов: больные совершают какие-то замысловатые действия, чтобы с их помощью предотвратить несчастья, которые могут возникнуть, хотя при этом больные обычно понимают нелепость своего поведения. * Один из больных при виде чёрной кошки должен был повернуться вокруг своей оси и плюнуть, другой – провести рукой по лбу и высунуть язык. 2. Сверхценные идеи – близки личности пациента, вырастают из его личности, преобладают в сознании, на них в мироощущении ставится акцент. Они эмоционально окрашены. На высоте аффекта критика отсутствует. ПРИМЕРЫ: *Алкоголизм, наркомания, когда больной думает только о том, как бы ему выпить или уколоться. В рудиментарном виде сверхценные идеи (то есть остаточном, недоразвитом) встречаются у здоровых людей: *влюблённость; научная работа, которая полностью захватывает ученого; творчество. 3. Бредовые идеи – ошибочные умозаключения, к которым у больного нет критики и в которых больного нельзя переубедить. Бред логиконепроницаем, то есть не подвластен опровергающим его логическим доводам. Бредовые идеи встречаются при психозе и сохраняются до тех пор, пока не стихнет патологический процесс. Пример: французский психиатр Дюбуа описывал пациентку, которая жаловалась на то, что у неё в животе сидит лягушка. Никакие доводы не помогали врачам ее разубедить в этом. Для того, чтобы избавить больную от этой ошибки мышления, врачи пошли на отчаянный шаг. Они прооперировали больную. А когда она пришла в себя после операции, показали ей послеоперационный шов на животе и предъявили лягушки, которую они якобы достали из нее. Больная была очень довольна и счастлива, целовала врачам руки в знак благодарности. Но через несколько дней вновь опечалилась. На вопрос Дюбуа: «Что с Вами?» отвечала, что у нее в животе опять появилась лягушка. «Как же так, ведь мы же её достали!» Больная обречённо махнула рукой, и призналась, что та, первая лягушка успела наметать игры и у неё в животе расплодились головастики. Этот пример наглядно доказывает логиконепроницаемость бреда. Бред может быть самым разным. Выделяют четыре группы бредовых идей. 1. Бред величия, богатства, силы. Содержание бреда – идеи духовного, интеллектуального превосходства, обладания материальными богатствами, физической силой. Встречается при маниакальном синдроме (при шизофрении), прогрессивном параличе (это заболевание развивается после перенесенного сифилиса). 2. Бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, греховности. Больные считают себя источником мирового зла. Винят себя в бедах, причиной которых не являются. Считают, что не достойны даже больничного обеда. Встречаются при депрессивных состояниях: при депрессии в рамках шизофрении, при реактивной депрессии (в ответ на горе), при инволюционной меланхолии (развивается у лиц пожилого возраста). 3. Бредовые идеи толкования, преследования, отношения, воздействия. Встречаются при шизофрении. ПРИМЕРЫ: *Больной считает, что его преследуют (идеи преследования), *На него воздействуют гипнозом на расстоянии, ему посылают сигналы из космоса (идеи воздействия), *Толкует всё происходящее так, что оно имеет для него какое-то значение (идеи толкования), *К идеям толкования близки идеи отношения – больной принимает на свой счёт не относящиеся к нему события. Могут утверждать, что по радио, по телевизору говорят и показывают о них. 4. Ипохондрические бредовые идеи – необоснованные жалобы больных на свое соматическое нездоровье. Больной уверен, что страдает каким-либо заболеванием, хотя никаких оснований для этого нет. ПРИМЕРЫ: * В клинике психиатрии на лечении находилась больная, которая была убеждена, что болеет одновременно раком, сифилисом и туберкулёзом. Попытки врачей её разубедить были безуспешны. *Пожилой больной, ведущий одинокий образ жизни и несколько последних лет не имевших сексуальных контактов, стал утверждать, что болен сифилисом. Врачи начали лечение. Эти мысли оставили больного. Но в это время в коридоре отделения был вывешен плакат о СПИДе, изучив который, больной нашёл у себя все симптомы этого заболевания. 4. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ
Память – это способность мозга сохранять и воспроизводить следы прежних переживаний. Классификация расстройств памяти: I. Амнезия: 1. Антероградная амнезия 2. Ретроградная амнезия 3. Фиксационная амнезия II. Парамнезия: 1. Псевдореминисценции 2. Конфабуляции III. Синдром Корсакова
I. Амнезия, происхождение термина: a– греческая частица, означающая отрицание, mneme – память. Амнезия – это потеря памяти, отсутствии её. Антероградная и ретроградная амнезии чаще встречаются при черепно-мозговых травмах. 1. Антероградная амнезия – потеря памяти на события, происшедшие после окончания состояния расстроенного сознания. ПРИМЕР: Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после их окончания долго разговаривал с врачом, сообщая ему о самочувствии, жаловался на боль в прикушенном языке, на чувство разбитости во всём теле, просил поскорее выписать его домой. Однако когда он встретил врача через несколько часов – к вечеру того же дня, то никак не мог вспомнить, что сегодня этого врача уже видел. Совершенно не помнил так же и содержание беседы, и все другие событие дня (что он ел за обедом, чем занимался). 2. Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания. Может охватывать различный отрезок времени. ПРИМЕР: Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение пяти часов, придя в себя, никак не мог вспомнить не только как, при каких обстоятельствах это случилось, но и что было в течение трёх дней перед этим. Совершенно не помнит, что он в этот период делал, где был, кого видел. 3. Фиксационная амнезия – потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; всё, что в данный момент происходит тут же больным забывается. ПРИМЕР: Больная не как не могла запомнить, где стояла её кровать, хотя находилась в этой палате уже в течение нескольких лет, не помнила имени своего лечащего врача, несмотря на то, что ей сообщали его каждый день; никак не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась. Встречая по нескольку раз в день дежурную сестру, каждый раз радостно заявляла: «Рада вас приветствовать, давненько мы с вами не встречались». II. Парамнезия (от греческого para – рядом, около и mneme – память) – ошибочные, ложные воспоминания. Возникают при грубых расстройствах памяти как замена, как компенсация. Человек как бы пытается себе объяснить, что делал в то время, которое амнезировал, которое не помнит. 1. Псевдореминисценции (псевдо – ложное, реминисценция -- воспоминание) – неправильное датирование событий, бывших в действительности. ПРИМЕР: больная 75 лет, давно на пенсии, в прошлом учительница, находится в клинике в течение трех месяцев. Рассказывает врачу, что вчера ходила в школу, вела занятия, многому научила учеников. 2. Конфабуляция (от латинских con – c, fabula – повествование, сказка, то есть «со сказкой») – фантастические измышления больных, имеющих грубые пробелы в памяти. Это вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, когда больной уверенно сообщает о том, чего в жизни никогда не было. ПРИМЕР: Больной с возмущением говорил: «Ужасные безобразия творится в этой клинике! Вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заставляли вылезать на улицу через форточку». III. Синдром Корсакова – назван в честь описавшего его Сергея Сергеевича Корсакова. Его составляют три симптома: 1. Фиксационная амнезия 2. Конфабуляции 3. Амнестическая дезориентировка во времени и в месте (как следствие фиксационной амнезии). Если с синдрому Корсакова присоединятся полиневриты (патология периферической нервной системы), говорят о психозе Корсакова. Психоз Корсакова встречается при алкоголизме.
Лекция № 3. Основные психопатологические симптомы и синдромы. Расстройства интеллекта, эмоций, сознания. План лекции: 1. Расстройства интеллекта 2. Расстройства эмоций 3. Расстройства сознания
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|