Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Направленность личности




Активность личности.

Активность личности -деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности.

Потребности как источник активности.

Потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Активность как центральная составляющая поведения челове­ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре­деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру­жающей среды: материальной, социальной, духовной.. Именно потребности являются основой для возникновения моти­вов - непосредственных побудителей поведения.Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Виды потребностей и их классификация.

Можно выделить две классификации потребностей. 1) биологические (материальные, потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности), 2) социальные (потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, лидерстве, самоутверждении) и идеальные (духовные-это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации).

Виды потребностей и их классификация:

Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают:

- по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;

- по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др.

- по функциональной роли: доминирующие, второстепенные, центральные, периферические, устойчивые ситуативные потребности;

- по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

Социальность человеческих потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу.

Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии. Каждая ступень это уровень потребности.

Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.

Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)

Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства.)

Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.

Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать.)

Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).

Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования.

Мотивация как проявление потребностей личности.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Основные характеристики:

Ø Сила - Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества

Ø Устойчивость - Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени

Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение.

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает:

органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);

материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);

духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

Виды мотивов.

Основные виды:

Внешние мотивы. Например- знакомый приобрел вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

Внутренние мотивы. Она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку.

Положительные мотивы. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.

Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

побуждение к действию, направление деятельности, контроль и поддержание поведения направленного на достижение.

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования.

И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности. К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения, желания ихотения, а также разнообразные интересы личности.

Анализируя психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание этой потребности.

 

 

Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Направленность личности - это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится) Качества направленности:

· Широта направленности это круг интересов личности. Среди большого круга интересов должен быть центральный, направленный на профессиональную деятельность.

· Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Влечения через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

· Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Связано с настойчивостью, целеустремленностью.

· Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Роль профессиональных интересов в деятельности.

Профессиональный интерес – есть избирательное активно-положи-тельное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься.

В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента:

Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности.

Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности.

Волевой компонент играет значительную роль для преодоления трудностей при освоении профессии.

Деятельностный компонент включает, как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий.

Понятие о направленности.

Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно независимых от наличных си­туаций, называется направленностью личности че­ловека. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.

Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

1) Влечение 2) Желание 3) Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. 4) Интересы 5) Интерес в динамике своего развития может превратиться на определенную деятельность. 6) Идеал - ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности. 7) Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. 8) Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. 9) Мотив 10) Мотивация 11) Потребность

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных