Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Личность в системе межличностных отношений




Личность в системе межличностных отношений.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Позиция личности – это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т.д.

Понятие о группах.

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Виды групп: условные и реальные; формальные и неформальные; референтные и нейтральные.

Реальная группа – фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с общими членами и задачами.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). По общественному статусу:

формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью.

неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий.

По признаку отношения личности к нормам:

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности.

Нейтральная

Классификация групп по уровню межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

Классификация групп по уровню развития межличностных отношений:

1) Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

2) диффузная группа неорганизованное в силу обстоятельств, случайное скопление людей.

3) Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

4) Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп.

Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Опосредствование групповых взаимоотношений – (совместная деятельность)между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Непосредсвенные Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно.????

Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство.

1) восприятие человека человеком – процесс восприятия одним выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.

2) эмоциональное тяготение. Проявляется в общегрупповом эмоциональном настрое, во взаимной симпатии и взаимном тяготении членов группы друг к другу, в сопереживании, эмоциональной коммуникативности.

3) контактная сплоченность - характеристика системы внутригрупповых связей, которой является степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы.

4) совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных дел. виды: Физическая выражается в гармонии сочетания физических качеств, Психофизиологическая взаимоотношения людей в ходе их совместных дел, Социально-психологическая взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. Социально-идеологическая общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

5) внутригрупповая внушаемость - некритическое и недостаточно осознаваемое принятие индивидом мнений, предлагаемых другими людьми в ситуации "группового давления".

6) Феномен группового давления - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

7) Идентификация, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

8) Сплоченность как ценностно-ориентационное единство фиксирующая степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом

Понятие психологического климата в группе (коллективе).

это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой, и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Методы исследования межличностных отношений в группах.

Социометрический метод - разработана 1психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Референтометрический метод выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно значимости членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании которых лежит ценностный фактор.

Сущность конфликта и его структура.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Структура конфликта включает в себя участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон.

1. Стороны (участника) конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

2. Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт.

3. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Классификация конфликтов.

По общей проблематике взаимодействия людей:

Социальный конфликт –социальный процесс или ситуация, в которой одна социальная группа находится в социальной оппозиции по отношению к другой (другим), поскольку эти группы преследуют несовместимые цели.

Психологический конфликт – возникает на внутриличностном уровне, интерперсональное столкновение противоположно направленных личностных тенденций, структур, преобразующих, вызывающих борьбу, переживания и т.п.

По уровню отношений, затронутых в конфликте:

Внутриличностные Межличностные Межгрупповые

По характеру причин возникновения:

Объективные, предопределены объективными причинами, например, объективные возрастные кризисы человека могут сопровождаться внутриличностными или межличностными конфликтами. Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека. Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируются определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт.

По процессу протекания:

Скрытые конфликты, стороны не признают, что находятся в конфликте.

Открытые конфликты, стороны понимают, что их интересы столкнулись и предпринимают открытые действия для достижения своих целей.

Враждебные, сам конфликт превращается в цель, теряется исходная причина.

Межличностные конфликты.

Межличностные конфликты - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Причины конфликтов.

- разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения; - неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются); - разлад между ожиданиями и поступками людей; - недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации; - недостаток и некачественность информации; - несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней

Динамика конфликта.

Это – ход развития конфликта во времени под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов и условий. Он включает следующие периоды и этапы: латентный период (объективная проблемная ситуация, ее осознание субъектами, проблемная ситуация взаимодействия, предконфликтная ситуация); открытый период (инцидент; конфликтное взаимодействие, завершение конфликта); период послеконфликтной ситуации.

Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.

1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам). 2. Компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок). 3. Сотрудничество (совместная выработка решения). 4. Игнорирование конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее). 5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Способы разрешения и предотвращения конфликтов.

 
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Сглаживание. Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Решение проблемы. Данный стиль – признание различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных